Конспект НОД для старшей группы «Герасим-Грачевник»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ермилова Наталия Владимировна

Познакомить с русским фольклорным праздником. Развивать интререс к истории и традициям народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для старшей группы «Герасим-Грачевник»

Задачи:

Познакомить с русским фольклорным праздником. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.

Учить работать с бумагой. Работа над совершенствованием моторики рук.

Предварительная работа: рассматривание изображения грачей, разучивание пословиц и закличек о них, речевой разминки, физкультминутки

Оборудование: репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Бумага , клей

Содержание организованной деятельности детей

1 Организация начала занятия.

«Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на полу)

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая.

А могла бы быть кривая.

Воспитатель: После долгой холодной зимы, так хочется тепла, яркого солнышка. А весна всё не идёт. Но мы знаем, что птицы обязательно принесут весеннее солнышко на своих крыльях. Кто первым прилетает к нам после долгой зимы? (Грачи).

2. Работа по картине.

Воспитатель: Я предлагаю вам рассмотреть картину художника Саврасова. Скажите, какое время года изображено на картине? (Весна.)

Воспитатель: Весна ранняя или поздняя (Ранняя весна)

Воспитатель: Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну (Снег лежит грязный, проталины, грачи прилетели).

Воспитатель: Все верно. Грачи всегда в России были символом начала весны. Как художник нарисовал грачей, что они делают? (Грачи чинят свои старые гнезда и строят новые)

Воспитатель: На каких деревьях любят вить гнезда грачи (На высоких, больше всего на березах)

Воспитатель: Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках- грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник? (Голубое и немного желтоватое).

Воспитатель: Художник Саврасов нарисовал весенний день. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину? (Весна. Ранняя весна. Тает снег. Первые проталины. Грачи на березах.

Воспитатель: Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей.

Любят эту птицу в народе и говорят:

Игровое упражнение - Доскажи пословицу «Увидел грача – весну встречай!»«Грач на горе – весна на дворе». «Грач зиму расклевал».

3. Ознакомление с традициями праздника.

Воспитатель: В народном календаре сегодняшний день 17 марта – называется «Герасим - Грачевник».

В старину люди верили, что святой Герасим первых птиц – грачей – из теплых стран впереди себя гонит. В этот день деревенские ребята бегали к роще, в которой были прошлогодние грачиные гнезда – «грачей следить», т е смотреть. Старики говорили «Герасим грача на Русь ведет — скоро снег сойдет». В этот день в старину даже пекли хлеб в виде птицы-грача и радовались - «грач зиму расклевал». После выпечку «хлеба-грача» садили на спицу и выходили на улицу, поднимали вверх «птицу» и кричали закличку:

- Грачи-киричи: летите – летите.

Дружную весну несите – несите.

Физкультминутка «Грачи летели»

Как на мартовской неделе

С юга к нам грачи летели (машут руками – крыльями).

В поле отдыхали, (присели)

Корм себе искали.

Грачи прилетели, (машут руками – крыльями).

На деревья сели (качают руками)

Свои гнёздышки нашли (присели)

В них порядок навели.

Будут птицы играть - («пружинки»)

Будет солнышко сиять

Если раскричатся - (ладони вместе открывают как клюв)

Нам дождя боятся (часто хлопают по ладошке)

Грач на горе - весна на дворе (хлопают над головой).

Воспитатель: Посмотрите – ка сюда. (показать фотографию грача)

Воспитатель: Сегодня мы сами будем конструировать грачей, чтобы с их помощью закликать Весну-красну.

Коллективная работа «Грачи прилетели» с использованием техники оригами

Этапы изготовления оригами «Грач»

1. Из черной цветной бумаги вырезаем квадрат, сгибаем его по диагонали, а затем  разворачиваем.

2. К намеченной линии подгибаем верхние  стороны квадрата   (базовая форма «воздушный змей»).

3. Нижние стороны квадрата также подгибаем к центральной линии сгиба, а затем разворачиваем.

4. По намеченным линиям делаем надрезы   и отгибаем края в стороны.

5.  Загибаем вперед клюв.

6. Сгибаем поделку пополам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...