Развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста средствами игрового компьютерного моделирования.
статья по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лагунова Наталья Петровна

В статье дается описание инновационной технологии компьютерного 3 D моделирования в программе LigroGame, её актуальность, педагогическая ценность, содержание и формы детской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_npk2020._krasnoufimsk_lagunova_n.p.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лагунова Наталья Петровна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 25» Асбестовский ГО

Развитие познавательной деятельности детей

среднего дошкольного возраста

средствами игрового компьютерного моделирования в LigroGame

Аннотация

В статье дается описание инновационной технологии компьютерного 3 D моделирования в LigroGame, её актуальность, педагогическая ценность, содержание и формы детской деятельности.

По определению специалистов педагогики и психологии познавательная деятельность – «это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него». Дети дошкольного возраста постоянно и целенаправленно занимаются познавательной деятельностью во время свободной игры, прогулок, в процессе манипуляций с предметами окружающего мира.

Современные дети активно осваивают не только предметный и окружающий мир, в зоне их активного интереса различные гаджеты, электронные игры, сервисы и другие продукты цифрового мира. Для современного воспитателя актуальной становится проблема объединить познавательный интерес детей к цифровым устройством с познавательной деятельностью, которая направлена на развитие мышления, воображения и творческих способностей детей.

Как педагог, использующий нестандартные оригинальные решения для развития познавательной деятельности детей (н-р, технология В. Воскобовича «Фиолетовый лес»), мой выбор остановился на инновационной технологии компьютерного 3 D моделирования в LigroGame.

Для реализации работы по данному направлению используются следующие ресурсы: Детский сад закупил современное интерактивное  оборудование (интерактивная доска, мультимедиопроектор, ноутбуки, 3D принтер, программное обеспечение).

Я прошла обучение по программе: «Организация исследовательской и проектной деятельности детей дошкольного возраста и начальной школы с использованием учебной электронной среды по трехмерному моделированию LigroGeme».

Цель использования данной технологии в дошкольном образовании - развитие естественно-математических представлений и навыков инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами исследовательской и  проектной деятельности в среде по трехмерному моделированию LigroGame.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать  у детей  систему перцептивных действий для выявления  свойств предмета по одному признаку и более, удерживать в памяти, обобщать предметы с учетом данного свойства;
  • использовать матрицу морфологического анализа для описания объекта на основе признаков форма, цвет, размер, материал, количество.
  • использовать приемы деятельности с инструментами рабочего поля LigroGame для создания модели объекта из одной-трех частей; двух и более частей.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность, умение следовать определенным правилам при решении практических задач.
  • развивать описательную речь (описывать предмет через значения признака).
  • развивать способность к замещению, умению действовать по зрительному образцу.

Воспитательные:

  • воспитывать уверенность в своих силах, умение играть коллективно, подчиняться игровым правилам.

LigroGame – это программное обеспечение, интерфейс которого адаптирован для дошколят, начиная с 4-х лет. В нём «живут» игровые персонажи дополнительной программы естественно-научной и технической направленности «Играем и моделируем в LigroGame» (автор Молоднякова А.В.) - «Хамелеон», «Листотел», «Слон», «Муравьи», «Осьминожка», «Броненосец», с помощью которых можно создать модель на 3 D печать.

На занятиях по данной программе я знакомлю дошколят с любопытным и забавным героем – Лигрёнком, у которого есть друзья – помощники. Дошколята узнают, что каждый персонаж обозначает какой-то определенный признак предмета. Например, признак «цвет» обозначает персонаж «хамелеон», а «слон» обозначает признак «размер» или «величина»  предмета. Вместе с дошколятами мы узнаем вопросы каждого признака – персонажа: «какой цвет?», «какой размер?», «из какого материала?», «какой формы?», «из каких частей состоит предмет?» и учимся находить ответы на эти вопросы для каждого предмета.

На этапе знакомства с признаками – персонажами мы с ребятами занимаемся изучением и исследованием объектов живой и неживой природы реального окружения детей. Так формируются навыки поисково – исследовательской и познавательной деятельности детей в целенаправленной образовательной деятельности.

Персонажи – признаки помогают ребятам научиться создавать схему предмета. Это инструмент проектной деятельности основан на приемах теории решения изобретательских задач и называется – морфологическая матрица. В таком «многоэтажном доме» «живут» друзья – признаки, а ребята определяют значения предмета для каждого признака. Так мы создаем проект модели.

Когда проект модели создан, мы приступаем к этапу компьютерного моделирования в LigroGame. Дошколята выбирают по схеме значения для своей модели: у «Осьминожки» мы подбираем трехмерную форму, у «Хамелеона» - цвет формы, «Слоник» нам помогает увеличить или уменьшить размер формы в трех величинах: высота, ширина, объем. Компьютерное моделирование – это новая деятельность для дошкольного образования детей, где дети учатся создавать свои проекты на информационных признаках: цвет, форма, материал, размер, количество, часть и другие признаки.

C:\Users\Алена\Desktop\Предприятие АВСПАНТЕРА\Инновационные проекты с учреждениями\Асбест\фото\занятия\DSCN8732.JPG

Рис.3 Компьютерное моделирование в LigroGame.

В виртуальной среде дети создают свою модель на приемах математического моделирования, так как они работают с геометрическими трехмерными формами в разных пространственных позициях, изменяют их размер в трех величинах.

Компьютерное моделирование – это современная форма проектной деятельности специалистов инженерного профиля, архитекторов, дизайнеров, поэтому знакомство с такой современной технологией в условиях дошкольного образования не только развивает познавательную деятельность детей, но и создает условия для ранней профориентации детей в условиях высокотехнологичного цифрового производства.

          В результате работы по данному направлению дети нашей группы уже поучаствовали в проекте «новогодняя игрушка» с использованием технологии компьютерного моделирования в LigroGame на 3 D печать. Мы проектировали ёлочку и новогодние шары. В процессе деятельности ребята прошли весь жизненный цикл проекта с использованием компьютерного 3 D моделирования и 3D печати: придумывали схему модели с персонажами признаками, создавали компьютерную модель проекта, распечатали свои модели на принтере, украсили новогоднюю ёлку своими моделями.

В процессе реализации данной технологии в познавательной и проектной деятельности дети научились описывать предметы в игровой схеме проекта, овладели навыками и приемами компьютерного 3 Dмоделирования, познакомились с технологией 3 Dпечати.

           Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы. Оборудован центр «Придумывай, проектируй, создавай, играй». Мною были изготовлены: дидактические игры: кубики «Помощники Лигренка», «Коллекция Листотела», пазлы «Предметы-признаки», «Волшебный мешочек Осьминога».

          Как специалист дошкольного образования, я сделала вывод по первым результатам освоения данной технологии с дошколятами, что технология игрового компьютерного моделирования в 3 DLigroGame развивает у дошколят современные формы познавательной деятельности, математические способности, воображение, расширяет представление детей о современных программах проектирования и промышленного дизайна для специалистов высокотехнологичных специальностей, а самое главное – она доступна и интересна не только детям дошкольного возраста, но и педагогам дошкольного образования.

Список литературы

  1. https://lektsii.org/16-44440.html
  2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера / М.: Педагогика, (1986);
  3. Молоднякова А.В. Развитие исследовательской проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами веб-приложения LigroGame/ Интернет - конференция «ИКТО-Екатеринбург-2017» - XI Всероссийская научно-практическая конференция «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»,
  4. Молоднякова А.В. Дидактические игры для формирования у детей дошкольного возраста системы перцептивных действий и системы эталонов признаков предметов с использованием трехмерного моделирования в LigroGame. / Интернет - конференция «ИКТО-Екатеринбург-2018».
  5. Молоднякова А.В., Лесин С.М. Формирование раннего инженерного и технологического образования в условиях технологической насыщенности системы дошкольного образования/ «Интерактивное образование» №3. 2018. С. 38-42
  6. сайтLigroGamehttps://abspantera.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...