Доп образование рабочая программа кружка Самоделкин
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Ханноун Екатерина Михайловна

Рабочая программа, кружок по конструированию Самоделкин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

«Самоделкин»

(технической направленности)

1-ый год обучения

Срок реализации 1 год (сентябрь- май)

Руководитель кружка

   Воспитатель: Ханноун Е.М.

ГБОУ школа 2020-2021 г.г.

Содержание:

-Пояснительная записка

-Перспективный план занятий подготовительная группа

-Диагностика

Программа рассчитана : на детей 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Год разработки: 2020-2021

Автор: Ханноун Екатерина Михайловна

Воспитатель ГБОУ школа 2120, Д-3

Пояснительная записка

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками.

Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.

Программа кружка «Самоделкин» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. На протяжении всего периода обучения дети шире знакомятся с видами и типами конструирования. Программа кружка включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.  В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Существование двух видов детского конструирования – творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы. На образовательных ситуациях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программой предусматривается 1 занятие в неделю во второй половине дня – понедельник. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет –25-30 минут. Срок реализации с сентября по май.

Цель и задачи программы

Формировать у детей устойчивый интерес к конструированию и моделированию.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования ,учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  • Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела и архитектурные формы, входящие в состав конструкторов.
  • Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
  • Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.
  • Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
  • Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.
  • Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  • Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  • Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.
  • Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  • Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
  • Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  • Учить работать по готовым выкройкам, чертежам.

Развивающие:

  • Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  • Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.
  • Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
  • Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  • Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура и т.п.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству конструирования.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Виды конструирования.

По материалам, используемым в процессе конструирования:

  • Конструирование из разного вида конструкторов
  • Конструирование из бумаги и картона 
  • бумагопластика;
  • оригами;
  • квиллинг
  • нетрадиционные техники работы с бумагой и природными материалами

Условия реализации программы

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Программой предусматривается 1 занятие в неделю в вечернее время –понедельник/пятница (через неделю).

Принципы организации работы кружка

  1. Принцип системности и регулярности проведения занятий.
  2. Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют  возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а так же индивидуальным особенностям ребёнка.
  3. Наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
  4.  Системности и последовательности подачи материала от «простого к сложному».
  5. Прочности овладения знаниями, умениями и навыками – точное определение целей занятий. Каждый ребёнок представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретёт, где сможет их применить.
  6.  Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
  7. Новизны. Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса.

Для обучения детей конструированию и моделированию используются разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

• Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных материалов.

• Умение работать с разными материалами.

• Умение следовать словесной инструкции педагога.

• Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

• Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.

• Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.

• Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения.

Методы мониторинга:

  • регулярное наблюдение в процессе НОД
  • Анализ продуктов детской деятельности
  • Диагностические карты

В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их на ощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.

Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.

Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя

Календарно-тематическое планирование

Выделяются  три раздела:

  1. Конструирование из конструктора «Лего» и других - 17 часов
  2. Работа с бумагой, картоном и другими материалами (оригами, квиллинг, бумагопластика, нетрадиционные техники)  – 19 часов

Итого: 36 часов

Месяц

Дата

Тема

Материалы и инструменты

Сентябрь

Диагностика

Диагностика

 «История о любопытном уголке»

Тонированная бумага, схемы базовых форм.

«Летучая мышь»

Офисная бумага, ножницы, клей, схема изготовления.

Октябрь

«Золотые колоски»

Полоски тонированной бумаги жёлтого цвета, ножницы клей.

«Пауки»

Лист кофры, цветная бумага, шпагат, ножницы, клей, фломастеры.

«Журавль»

Офисная бумага, фломастеры, схема изготовления.

 «Я - сам»

Схемы оригами. Офисная бумага

«фантазия»

Сборный конструктор, животные.

Ноябрь

«Красивый мост»

Лего классик;

карточки - схемы

«Мы в лесу построим теремок»

Деревянный конструктор, животные

«Грузовик везёт кирпичи»

Лего классик «Городская жизнь»

«Детский сад»

Сборный конструктор, схемы

Декабрь

«Животные на ферме»

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик,животные

Инструкции по сборке.

«Качели»

Сборный конструктор, пластилин, карандаши, схемы

«Горка»

Сборный конструктор, схема

«Чудо - дерево»

Тонированная бумага, цветной картон, ножницы, клей, стека.

«Рождественский венок»

(коллективная работа)

Тонированная бумага,

Цветные ленточки, различные декоративные элементы, клей, ножницы.

Январь

«Аквариум»

Тонированная бумага, зубочистка, ножницы, клей.

«Играем в зоопарк»

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик, животные; Инструкции по сборке.

«Многоэтажные дома»

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик, схема сборки.

Февраль

«Корабль»

Сборный конструктор, схемы по сборке

«Городской транспорт»

Городская

жизнь - Lego

Sistem., Lego классик.

«Светофор»

Цветной картон, ножницы, пластилин, карандаши

«Подводная лодка»

Цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, клей, ножницы.

Март

«Пион»

Тканевая салфетка, тонированная бумага, ножницы, клей.

«Лунная ночь»

Картон тёмного цвета, листы кофры, цветная бумага, ножницы клей.

«Робот»

Сборный конструктор

«Конструирование по замыслу»

Наборы сборного конструктора, тонированная бумага, ножницы, клей.

Апрель

«Летающая тарелка»

Технологическая карта,

Одноразовая тарелка, трубочки для котейля, Цветная бумага, клей, ножницы.

«Космический корабль»

Сборный конструктор, пластилин, спички

«Часы»

Картонный круг, часовая и минутная стрелки из цветной бумаги, цифры от 1-12.

Май

«Всемирный хоровод: дружные человечки»

(Коллективная композиция)

Тонированная бумага, картон, ножницы, клей, основа «земной шар».

«Сказка о весёлом человечке»

Тонированная бумага, схемы изготовления.

Диагностика

Диагностика

Работа с бумагой и  картоном.

Работа в технике «Оригами».  Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.  В процессе занятий  и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата  (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих  в Японии.  Занятия оригами  несут в себе культурологические сведения.   При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

Бумагопластика.

      Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

     Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их творческих  возможностей.

Квиллинг

 Квиллинг – искусство бумагокручения. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки или шила скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Занятия квиллингом – это не только развитие мелкой моторики рук, воображения, внимания, мышления, эстетики и т.д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

       Задачи обучения:

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • развивать умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • Учить детей технике работы с ножницами: разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.
  • Учить делать элементарные игрушки - самоделки из согнутого картона;
  • Учить элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
  • Создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, коммуникативной культуры. Научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.

конструирование

   конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) . Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Применение конструктора способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций /памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка  к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к  другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

                       Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:

  • Конструктор «Лего», сборный конструктор, схемы сборки и образцы поделок.
  • Картон обычный и гофрированный, офисная и тонированная бумага разных цветов, схемы изготовления изделий.
  • Карты планирования.
  • Клей,клеёнки
  • Ножницы
  • Кисти
  • Шаблоны, трафареты
  • Тканевые салфетки
  • Природные материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

Рабочая программа кружка «Самоделкин» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. ...

Рабочая программа кружка технической направленности "Самоделкин"

Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и средней мо...

Рабочая программа кружка по аппликации "В гостях у Самоделкина".

Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности....

Доп образование рабочая программа кружка Радуга

Рабочая программа кружка Радуга (нетрадиционные способы рисования)...

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»

Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде  всего обогащает его п...