Рабочая программа кружка технической направленности "Самоделкин"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.
Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения дети знакомятся с разными видами и типами конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка технической направленности «Самоделкин»
возраст: дошкольная группа с 5 до 7 лет
общеразвивающей направленности
Автор программы:
Зам. зав. по ВМР
Коновалова О.В.
Мещерино – 1
2018 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Направленность работы | 4 |
1.2. | Актуальность | 4 |
1.3. | Новизна программы | 4 |
1.4. | Педагогическая целесообразность | 5 |
1.5. | Цели и задачи | 5 |
1.6. | Отличительные особенности программы | 6 |
1.7. | Возраст обучающихся | 6 |
1.8. | Срок реализации | 6 |
1.9. | Формы, виды и режим деятельности | 6 |
1.10. | Ожидаемые результаты | 6 |
2. | Календарно – тематическое планирование | 8 |
3. | Материально-техническое обеспечение программы | 15 |
4. | Список литературы | 16 |
- Пояснительная записка
Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.
Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения дети знакомятся с разными видами и типами конструирования.
Конструирование и моделирование позволяет развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Также оно совершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развивает мелкую мускулатуру кистей рук, восприятия формы и размеров объектов, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков.
Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
1.1.Направленность программы:
Техническая направленность.
1.2. Актуальность:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие). Направленность данного кружка отличается от других тем, что здесь занимаются только мальчики.
1.3. Новизна программы:
Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно-технической деятельности ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности.
1.4.Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
1.5. Цель и задачи программы
Цель: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию.
Задачи:
Обучающие:
- формирование основ технического мышления и навыков начального технического моделирования;
- формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
- учить технологическим приемам работы с бумагой, научить конструировать из плоских и объемных деталей простейшие технические макеты, модели и игрушки;
- обучение правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании;
Развивающие:
- развитие интереса к техническому моделированию;
- развитие конструктивного, образного и логического мышления;
- развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и самостоятельности;
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
1.6. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
1.7.Возраст обучающихся участвующих в реализации программы дополнительного образования детей
Обучающиеся 5-7 лет
1.8.Срок реализации программы: 2 года
1.9.Формы, виды и режим НОД:
Образовательная деятельность по программе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность 25 минут с 16.00 до 16.25.
Виды деятельности:
Блок: конструирование из бумаги и бросового материала;
Блок: конструирование с использование строительного деревянного и пластмассового конструктора;
Блок: конструирование с использование конструктора Лего.
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- устойчивый интерес к конструированию и моделированию;
- формирование умений конструирования из различных видов конструктора;
- формирование необходимых навыков работы с материалом;
- умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
- проявление интереса к творческой деятельности;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности.
К концу года дети должны знать:
- название видов конструкторов, (используемые для конструирования);
- название деталей конструкторов, их назначение и применение;
- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов);
- название инструментов для работы с данными материалами;
- правила безопасности во время работы с инструментами;
К концу года дети должны уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
- конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;
- конструировать по заданной теме;
- конструировать по представлению (без схемы);
- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;
- выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы;
- работать по трафаретам и шаблонам;
- составлять простые узоры;
- правильно пользоваться инструментами;
- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона и другого материала.
- Календарно-тематическое планирование
месяц | тема | цели | К-во часов |
сентябрь | Блок «Конструирование из бумаги и бросового материала» | ||
Вводное занятие. Знакомство с видами бумаги. | Познакомить с работой кружка; познакомить с видами и свойствами бумаги | 1 | |
Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. Изготовление игры “Танграм” | Познакомить с техникой безопасности. Познакомить с игрой «Танграм»; изготовить игру самостоятельно; формировать умение составлять фигуры из деталей танграма; самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике | 1 | |
Знакомство с оригами. Базовые формы | Познакомить с искусством оригами; познакомить с видами оригами; знакомство с основными базовыми формами оригами; формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы | 1 | |
Мышка | Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами; научить детей изготавливать простые по форме изделий в технике оригами; развитие мелкой моторики рук; развитие внимания, мышления, аккуратности | 1 | |
октябрь | Лягушка | Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с оригами; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями; развивать творческие способности | 1 |
Заяц | Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус | 1 | |
Лиса | Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер | 1 | |
Волк | акреплять умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба; развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук | 1 | |
ноябрь | Медведь | Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук | 1 |
Создание книжки-самоделки «Теремок» | Обучать детей бережному общению с книгой, формировать понимание того, что книга источник знаний. Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок; Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе | 1 | |
Сова | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
Весёлые погремушки | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
декабрь | Рыбка | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 |
Паучок | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
Кукла | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
Ёлочные игрушки | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
Блок «Конструирование с использованием строительного деревянного и пластмассового конструктора» | |||
январь | Чудеса конструирования | Познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности; вызвать у детей интерес к работе с конструктором; познакомить детей с правила работы и техникой безопасности. | 1 |
Машина будущего | Формировать представления о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в объѐмном и плоскостном моделировании и в построении схем. Развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций. | 1 | |
Парк аттракционов | Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу. Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. | 1 | |
Космические корабли | Научить детей делать постройку из конструктора не похожую на предыдущие. Закреплять название деталей. Учить детей комментировать пошагово ход работы. Закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развиваем речь, логику и мышление. | 1 | |
февраль | Танк | Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. | 1 |
Гоночные машины | Продолжать учить самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения. Учить создавать модель гоночной машины с использованием конструктора с подвижным креплением элементов. Продолжать учить детей анализировать свою постройку; этапы ее создания, развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, планировать этапы постройки. | 1 | |
Самолёт | Формировать умение и навыки по изготовлению поделок из конструктора. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе. | 1 | |
Вертолёт | Познакомить обучающихся с последовательностью изготовления простейшего вертолета; формировать умения и навыки изготовления простейшего вертолета; закреплять умения и навыки работы с конструктором, наблюдательность, внимание, зрительную память; мелкие мышцы кистей рук | 1 | |
март | Конструирование по замыслу | Формировать умение создавать замысел и реализовывать его. Упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора. Развивать умение работать по предложенным инструкциям. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. | 1 |
Город | Закрепление у обучающихся знаний о строительных деталях, цвете. Обобщать представление у детей выполнять задание по образцу. Развивать внимание в процессе построек, логическое мышление, развивать координацию движений. Воспитывать самостоятельность через конструктивную деятельность у обучающихся. | 1 | |
Сказочный дворец | Продолжать развивать интерес детей к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию: строить красивый дом – сказочный, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, находить необычные конструктивные решения, закреплять навык планирования предстоящей работы. Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы. | 1 | |
Многоэтажный дом | Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке. Закреплять умение делать дом по воображению или с помощью схемы. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать любовь к своей семье. | 1 | |
Блок «Конструирование с использованием конструктора Лего» | |||
апрель | Ракета | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 |
НЛО | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
Самолёт | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
Танк | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
май | Карт | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 |
Робот | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
Инопланетянин | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 |
3.Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Конструктор «Престиж-игрушка» (70 дет) | 4 |
2. | Конструктор напольный деревянный б/н синий (70 дет) | 1 |
3. | Конструктор напольный деревянный б/н красный ( 70 дет) | 1 |
4. | Конструктор пластмассовый «Теремок» (21 эл.) | 1 |
5. | Конструктор пластмассовый «Мой городок» ( 24 эл.) | 2 |
6. | Конструктор пластмассовый «Строительный набор» (30 эл.) | 2 |
7. | Конструктор «Полесье» (407 дет) | 1 |
8. | Конструктор «Юниор» (93 дет) | 2 |
9. | Бумага | по количеству детей |
10. | Картон | по количеству детей |
11. | Клей | по количеству детей |
12. | Ножницы | по количеству детей |
13. | Карандаши, линейки | по количеству детей |
14. | Салфетки, клеёнка | по количеству детей |
15. | Одноразовые тарелки, стаканчики, втулки и т.д. | по количеству детей |
4.Список литературы
1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова. – Всерос. уч. метод. центр образоват. Робототехники. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска».-2013.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010.
3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно- методическое пособие. - М.: Академия, 2008.
4. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5. Фешина Е.В. лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017
6. Интернет сайты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Лего- мир» технической направленности в старшей группе
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Осо...
Рабочая программа кружка технической направленности "Журавлик"
Рабочая программа дополнительнительного образования кружка технической направленности. Срок реализации 3 года, для детей с 4 до 7 лет. Программу составила воспитатель Трофимова Л.В....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/20/picture-1207232-1587404659.jpg)
Программа кружка технической направленности «Смайлик»
Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Интеллектуальное развитие дошкольника невозможно предст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-663353-1446380183.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА технической направленности «УМНЫЕ ПЧЕЛКИ» (программирование)
Рабочая программа кружка технической направленности «Умные пчелки» для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752109-1454946220.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/28/picture-623468-1430227109.jpg)
Рабочая программа кружка по техническо — творческому направлению «Робототехника»
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам: ·...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/23/picture-1486076-1695498149.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА» Подготовительной к школе группы
Данная программа составлена с учѐтом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы...