Сюжетно-ролевые игры с конструктором ТИКО
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Молчанова Татьяна Николаевна

Сюжетно-ролевые игры с использованием ТИКО-конструктора помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. ТИКО моделирование можно использовать в различных сюжетно-ролевых играх «Парикмахерская», «Цирк», «Магазин-кафе» и т. д. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_konstruktorom_tiko.docx16.21 КБ
Файл konspekt_nod_po_tiko.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с конструктором ТИКО, развивающие логическое мышление.

Игры на классификацию:

"Чудесный мешочек"

В мешочке находится несколько деталей конструктора ТИКО.

а) Педагог показывает деталь, которую нужно найти.

б) Педагог только называет необходимую деталь, а ребёнок должен на ощупь её найти.

"Собери модель"

Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине",  « снизу».

Игры на внимание и память:

"Что изменилось?"

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти"

Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

"Запомни и выложи дорожку"

Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

 

Игры на понятие  симметрия:

"Составь узор"

Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

Игры на логические  закономерности:

"Что лишнее?"

Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент.

Игры на комбинаторику:

"Составь флаги"

Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

Игры, развивающие восприятие формы:

“Отгадай”

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб,  треугольник, квадрат, пирамида) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Правила игры: 

  1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
  2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
  3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
  4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

“Не ошибись Петрушка!”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры: 

  1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
  2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
  3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

“Есть у тебя или нет?”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игрыПервому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры: 

  1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
  2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
  3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три, первый – ты!

“Принеси и покажи”

ЦельУчить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры: 

  1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
  2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
  3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ТИКО-моделированию для воспитанников старшего дошкольного возраста

«Откуда появляются бабочки?»

Подготовила: воспитатель Молчанова Т.Н

Цель: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Задачи:

1.  Научиться определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

2.  Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

3.  Познакомиться со стадиями развития бабочки.

4.  Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

5.  Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

Материалы: конструктор ТИКО – набор «Фантазёр».

ТИКО-поделки:

- плоскостные (гусеница, бабочка, цветок);

- объёмные («куколка»).

План занятий:

Ход  занятия:

1.Приветствие с Зайчонком ТИКО ( 1мин).

2. Логическое задание (3 мин).

Игра на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек»: дети выбирают в мешочке фигуру наощупь и называют её.

3. Беседа по теме (5 мин).

Примерные вопросы и ответы, с использованием мультимедийного оборудования:

- Откуда появляются бабочки? (гусеница превращается в бабочку)

- Как происходит процесс превращения гусеницы в бабочку? (сначала гусеница превращается в «куколку», потом «куколка» превращается в бабочку)

- Что представляет собой промежуточная стадия между гусеницей и бабочкой, которая называется «куколка»? (продолговатый кокон)

- Как бабочка появляется из кокона? (бабочка находится в коконе со сложенными крыльями; выбравшись из кокона, бабочка цепляется лапками за стебелек или листочек, расправляет крылья и подсушивает их на солнышке; когда крылья бабочки подсохнут и приобретут достаточную жёсткость, бабочка готова к полёту)

- Откуда появляются гусеницы? (бабочка откладывает яички, из которых появляются маленькие гусеницы)

4. Работа с карточкой (10 мин).

Задание: сконструируйте фигуры по контурным схемам, расчертите и раскрасьте схемы.

hello_html_78dc294d.jpg hello_html_m601cf17c.jpg  

Зрительная гимнастика «Полёт бабочки».

Дети встают, в руках у них бабочки, они имитируют полёт бабочки в направлении, заданном педагогом. Педагог диктует: бабочка летит вверх, вниз, вправо, влево, в верхний правый угол и т. д. ( следить за бабочкой только глазами)

5.   Конструирование ТИКО-поделки по словесной инструкции (10 мин).

Словесная инструкция «Кокон»

- Найдите маленький равносторонний треугольник.

- К сторонам треугольника прикрепите по квадрату.

- Квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.

- К квадратам и треугольникам прикрепите по одному прямоугольнику и соедините прямоугольники друг с другом.

- Сконструируйте вторую часть кокона также как первую: к сторонам маленького равностороннего треугольника прикрепите по квадрату, квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.

- Соедините конструкции друг с другом и не забудьте сделать дверцу в коконе, чтобы гусеница и бабочка могли там поместиться.

- Сконструируйте для бабочки цветок (дети самостоятельно выбирают форму цветка и подбирают детали для конструирования).

6.  Игровое общение (5 мин).

Дети рассказывают и показывают друг другу - как гусеница превращается в бабочку.Например:

1 Жила-была гусеница – большая и прожорливая.

 Гусеница съела много вкусных листочков и

превратилась в «куколку», закутавшись в кокон.

 В коконе гусеница превратилась в бабочку.

hello_html_779934c9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - отчёт в творческой группе "Обучающие игры с конструктором ТИКО"

ТИКО - Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Такая инновационная разработка, как конструктор ТИКО «Грамматика», развивает моторику, мышление, фонематическое восприятие, способ...

Логические игры с конструктором ТИКО

Логисекие игры с применением конструктора ТИКО...

Дидактические игры с конструктором Тико

        Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры с конструктором ТИКО

Дидактические игры с конструктором ТИКО...

Дидактические игры с конструктором ТИКО

Рекомендации родителям и педагогам, как развивать ребенка-дошкольника с помощью конструктора ТИКО. В статье представлены дидактические игры с конструктором в различных направлениях: физическое, познав...

Игры с конструктором ТИКО, развивающие логическое мышление.

Игры с конструктором ТИКО, развивающие логическое мышление.Игры на классификациюИгры на внимание и памятьИгры на понятие  симметрияИгры на логические закономерностиИгры на комбинаторикуИгры, разв...