Программа кружка в старшей группе "ТИКО-мастера"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ибрагимова Милана Османовна

Кружок «ТИКО - мастера» - это первая ступенька для освоения  универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий,  на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_tiko-mastera.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

приказом МАДОУ «Чебурашка»

от «25» сентября 2020г. №283

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетической    направленности

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЧЕБУРАШКА»

на 2019- 2020 учебный год

Кружок «ТИКО-мастера»

(для детей 5-6 лет)

Составлена:

Ибрагимовой М.О

воспитатель

МАДОУ «Чебурашка»

        г. Когалым, 2020

Целевой раздел

  • Пояснительная записка

Программа «ТИКО - мастерская» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка «ТИКО - мастерская».

- Актуальность программы «ТИКО - мастера» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Кружок «ТИКО - мастера» - это первая ступенька для освоения  универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий,  на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования  позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в ДОУ.

- Цель программы – Ознакомление детей с конструктором «ТИКО», всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире посредством геометрического
моделирования.

- Задачи программы:

Обучающие

  • формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.

Развивающие

  • расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений
  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитывающие

  • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

- Ожидаемые конечные результаты

По окончании дети должны знать и уметь:

  • различные виды призм и пирамид;
  • числа от 1 до 10.

По окончании дети должны уметь:

  • сравнивать и классифицировать многоугольники по 2–3 свойствам;
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
  • считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 10);
  • конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.

Содержательный раздел

●        Содержание программы.

-Принципы построения программы

  • От   простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Форма обучения

- Форма обучения.

  •  Беседы;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями:
  • оформление выставок.

 -  Методы и приемы обучения:

  • наглядный;
  • практический,
  • объяснительно-иллюстративный,

-   Перспективное планирование деятельности

Тема

«Здравствуй, ТИКО»

«Веселые фигуры»

«ТИКО - вправо, ТИКО – влево»

«Сосчитай – ка!»

ТИКО-диктанты

ТИКО-мячики

«Забавные развертки»

«Собери целое из частей»

ТИКО - геометрия (Призма, пирамида, куб и др)

Конструирование по схеме «Грибы».

«Сова»

Сборка объёмной конструкции по

образцу «Корзина с грибами».

«В осеннем лесу»

«Белка»

Конструирование по схеме «Ёлочка».

Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Ёлочка».

«Угощение Зайчонка ТИКО»

«Кормушка для птиц».Сборка объёмной конструкции по образцу

«Лесной друг –Ёжик»

Работа по образцу

«Самолет»

«Лисичка – подруга зайчика»

«Цветок для мамы»

«Стулья для трёх медведей» (объемное моделирование)

«Ваза»

«Новый теремок для зверей»

Объемное моделирование

«Птица»

«Скворечник»

«Ракета»

«Звезда»

« Мой дом»

Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Танк».

Свободная тема

-  Критерии и формы оценки качества знаний.

Диагностика освоения программы проводится в начале и в конце учебного года (октябрь-вводная диагностика, май – итоговая диагностика) и осуществляется  с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия и моторики руки,а так же оформление выставки работ в группе.

Организационный раздел

  • Учебный план.

Наименование

День недели

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Кружок «ТИКО-мастера»

Четверг

1

4

32

        

●        Условия реализации образовательной программы (РППС).

-Материально-техническое

  • конструктор – ТИКО наборы «Фантазер»- 10шт.
  • столы -2шт.
  • стулья-10шт.
  • стеллаж для хранения наглядного материала- 1шт.

-Кадровое

  • Воспитатель

-Методическое

  • Методическая литература, (см. список литературы) интернет ресурсы, из личного опыта.
  • Схемы плоскостных ТИКО-фигур
  • Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур
  • Логические игры и задания.
  • Схемы объемных ТИКО-фигур.
  • Логические задания на замещение фигур.

●        Список литературы.

Карпова Н.М. Тико – конструирование[Текст] : метод, рекомендации/ Н.М Карпова.

Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики.[Текст]/Е.Ю.Конина. – М:ООО «Издательство « Айрис – пресс», 2007.

ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Коллектив авторов: Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова; 2012г – 68с. ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул.Зверинская, 42

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

Электронный ресурс: www. tico-rantis.ru

http://www. tico-rantis.ru/games_and_activities/

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

реализации программы кружка «ТИКО-мастера» в 2020- 2021 учебном году

        

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Планируемая дата реализации

Фактическая дата реализации

«Здравствуй, ТИКО»

Познакомить детей с трансформируемым игровым конструктом для обучения «Тико», научить соединять детали, используя шарнирные способ крепления

01.10.2020

«Веселые фигуры»

Закрепить знания геометрических фигур. . Познакомить с разными видами углов.

08.10.2020

«ТИКО - вправо, ТИКО – влево»

Закрепить понятия слева, права, направо, налево ребенок закрепить умение различать правую и левую руку Двигаться в заданном направлении (влево-вправо).

15.10.2020

«Сосчитай – ка!»

Совершенствовать навыки количественного счета, уточнить знания геометрических фигур.

Развивать умение воссоздать сложные по форме предметы из отдельных частей.

22.10.2020

ТИКО-диктанты

Развивать умение создавать конструкцию по устной инструкции и по схеме, подбирая необходимые детали.

Закреплять понятия слева, права, направо, налево; закрепить умение различать правую и левую руку.

29.10.2020

ТИКО-мячики

Познакомить с контруированием всевозможных видом мячей из ТИКО.

05.11.2020

«Забавные развертки»

Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость.

12.11.2020

«Собери целое из частей»

Развивать умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира

19.11.2020

ТИКО - геометрия (Призма, пирамида, куб и др)

Познакомить с понятиями: развертка; куб; параллелепипед; пирамида; грани;  ребра; вершины; объем.

26.11.2020

Конструирование по схеме «Грибы».

Научить соединять детали, используя шарнирные способ крепления, побуждать к творчеству, проявлению инициативы, воспитывать целеустремленность, развивать моторику рук, творческое и логическое мышление.

03.12.2020

«Сова»

Продолжать формировать умения строить плоскостную фигуру «Сову» по образцу из «ТИКО» конструктора,

10.12.2020

Сборка объёмной конструкции по

образцу «Корзина с грибами».

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

17.12.2020

«В осеннем лесу»

Учить соединять треугольники между собой, делая из них разноцветные листочки для деревьев.

24.12.2020

«Белка»

Продолжать учить детей конструировать по схеме и по образцу.

14.01.2021

Конструирование по схеме «Ёлочка».

Продолжать учить детей конструировать по схеме и по образцу.

21.01.2021

Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Ёлочка».

Заинтересовать детей через экспериментирование:

придание устойчивости плоскостной фигуре за счёт придания объёма «стволу» дерева.

28.01.2021

«Угощение Зайчонка ТИКО»

Развивать инженерное мышление, закреплять умение детей соединять ТИКО-детали и конструировать ТИКО - фигуры по схеме.

04.02.2021

«Кормушка для птиц».Сборка объёмной конструкции по образцу

Воспитывать умение детей объединять все конструкции в одну композицию

11.02.2021

«Лесной друг –Ёжик»

Работа по образцу

Учить воссоздавать разные по форме предметы из деталей ТИКО - конструктора по схемам.

18.02.2021

«Самолет»

Учить конструировать самолёт из конструктора – ТИКО;

25.02.2021

«Лисичка – подруга зайчика»

Продолжать совершенствовать конструкторские навыки по «ТИКО» конструктору при сборке фигуры по наглядной схеме.

04.03.2021

«Цветок для мамы»

Формировать умения строить плоскостную фигуру «Цветок» по образцу из «ТИКО» конструктора

11.03.2021

«Стулья для трёх медведей» (объемное моделирование)

Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры

18.03.2021

«Ваза»

Продолжать формировать умение подбирать детали, необходимые для конструирования плоскостной фигуры из «ТИКО» конструктора (исходя из формы и назначения предмета)

25.03.2021

«Новый теремок для зверей»

Объемное моделирование

Продолжать учить детей объединять все конструкции в одну композицию.

01.04.2021

«Птица»

1.Познакомить детей с понятием «развёртка».

2.Продолжать учить детей

анализировать конструкцию.

08.04.2021

«Скворечник»

Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры

15.04.2021

«Ракета»

Научить детей конструировать «Ракету» из тико-конструктора, пользуясь схемами.

22.04.2021

«Звезда»

Продолжать совершенствовать конструкторские навыки по «ТИКО» конструктору при сборке фигуры по наглядной схеме.

29.04.2021

« Мой дом»

научить детей конструировать «Дом» из тико-конструктора, пользуясь схемами.

06.05.2021

Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Танк».

Продолжать учить детей выполнять конструкцию с опорой на схему и технологическую карту.

13.05.2021

Свободная тема

Конструирование на свободную тему по замыслу детей

20.05.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Сказка" старшая группа воспитатель Крылова В.М.

кружок "Сказка" пояснительная записка, перспективный план для старшей группы...

рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной

разв1.Пояснительная записка.     Рабочая программа  кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе  гру...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПРОГРАММАКРУЖКА  «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Программа кружка «Эвристика» старшей группы «Звездочки »

Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самос...

Программа кружка для старшей группы "Казачата"

Программа кружка по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Казачата"...

Рабочая программа кружка на старшей группе "Веселые картинки"

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развивать память,...