Программа кружка для старшей группы "Казачата"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Соловьева Евгения Валерьевна

Программа кружка по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Казачата"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Росинка» с. Тарбагатай»

Программа

 кружка « Казачата »

старшей группы «Гномики»

на 2018-2019 учебный год

воспитатель

Соловьева Евгения Валерьевна

C:\Users\ASUS\Desktop\images.jpg

2018

        

Актуальность.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы: «Оберег», «Истоки», «Горенка». Наша Родина – это Бурятия. Забайкальское казачество ведет свою историю с 40-х годов XVII века, когда в Забайкалье появились первые донские и сибирские казаки.
 Забайкальские казаки были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей Родины. Беспрецедентная смелость, решительность и выучка делали их грозной силой, способной противостоять лучшим подразделениям противника. Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего. В этом году, я решила познакомить детей глубже с историей казачьего края, нашей станицы. В настоящее время проблема приобщения детей к культуре наших предков не получила достаточного отражения в научных исследованиях. Созданием системы изучения национально — регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении является одним из направлений совершенствования патриотического воспитания маленьких казачат.
Возрождение историко — культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально — региональных факторов в воспитании детей.
Появилась необходимость разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и условия формирования нравственного отношения к малой Родине, ее культурным ценностям.
Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически
 и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Бурятии (забайкальских казаков).
Выбрав это направление в своей работе, я преследовала единственную цель: познакомить детей с историей, культурой, традициями, обрядами и фольклором забайкальских казаков и своего села, поставив перед собой следующие задачи:
¬ Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине.
¬ Воспитывать желание познавать и возродить лучшие традиции казачества.
¬ Познакомить с историческим прошлым родного края, станицы на материале архивов, легенд, преданий экспонатов музея, рассказов старожилов.
¬ Познакомить с культурным наследием Забайкальских казаков (языком, фольклором, обычаями, обрядами).
¬ Знакомство с казачьим костюмом.
¬ Разучить с детьми народные песни.
¬ Познакомить с народными казачьими пословицами, поговорками, загадками.
¬ Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества.
Формирование у детей устойчивого интереса к  народным традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные формы народного фольклора.
Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной  культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей.
Работая в детском саду, я решила, что знакомство с казачьим фольклором будет интересно и полезно детям дошкольного возраста. Они должны знать прошлое своего народа.
Дети очень любят петь  народные песни. Самая сложная работа – это разучивание песен. Детям очень сложно выговаривать некоторые слова. Поколение меняется, стариков, которые говорят на том или ином  диалекте, становится все меньше, дети такую речь слышат реже и поэтому разучивание песен затрудняется, но дети с большим интересом и желанием преодолевают это препятствие, вместе со мной радуются результатам.

                                    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на духовно — нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Духовно — нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа  кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

 Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально — нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями казаков Забайкалья.

Задачи :
Образовательные:

¬ Знакомить детей с казачьим народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками, бытом и культурой казаков;
¬ Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:
¬ Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
¬ Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
¬ Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:
¬ Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
¬ Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
¬ Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
¬ Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
¬ Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Методические приемы:
¬ наглядный, словесный, практический;
¬ беседы с детьми;
¬ наблюдение за природой;
¬ слушание русских народных песен, сказок;
¬ инсценировки песен и малых фольклорных форм;

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

Сентябрь

Тема: « Кто мы, откуда. Где наши корни» - развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам.

Тема: « Древняя Русь» - продолжать знакомить детей с историей нашей Родины, откуда пошло название нашей Родины. На примере былин, легенд показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа.

Тема: « Россия – Родина моя» - формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.

Тема: « Наши предки – славяне» - расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

Октябрь

Тема: «Жизнь, традиции и обычаи  казаков» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему.

Тема: « Возрождение казачества в Бурятии» - рассказать детям, что история забайкальского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю дает силу человеку, живущему в Сибири.

Тема: « Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.

Ноябрь

Тема: « Военные походы» - продолжать пополнять знания детей об истории  казачества. Дать понятие, что звание мирного

земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

Тема: « Казаки – люди вольные» - дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.

Тема: « На казачьем кругу» - продолжать пополнять знания детей об истории  казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.

Тема: Встреча с атаманом Тарбагатайской станицы  

Декабрь

 Тема: « Покров – первое зазимье» - знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.

Тема: «Языческие праздники ( Святки, Новый год ) – раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.

Тема: « Рождество Христово» - формирование у детей целостного представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников.

Январь

Тема: « Крещение» - продолжать формировать у детей целостное представление о православии. «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» - знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

Тема: « К худой голове своего ума не приставишь», беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.

Тема: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту казачьих напевов.

Февраль

Тема: «На героя и слава бежит» - беседа о героях-казаках, старинном оружии.

Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.

Тема: «Шутку шутить – людей насмешить» - беседа о народном казачьем юморе.

Тема: « Масленица» - расширить знания о традициях, праздниках казачества 

     Март

Тема: «Золотые имена» - рассказ о выдающихся людях Забайкальского казачества.

Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа о прошлом и настоящем донского края.

Тема: «Делу время, а потехе час» - знакомство с казачьими народными играми.

Тема: «Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.

Апрель

Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.

Тема: «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.

Тема: «Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.

Тема: «Пасха, Красная горка» - познакомить детей с главным праздником православных христиан, традиции, обряды.

    Май

Тема: «Казачья кухня» - знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.

Тема: «Народная медицина» - познакомить детей со средствами народной медицины ( лекарства, травы, заговоры и т. д. )

Тема: «Мировоззрение ( развитие знаний о природе)» - познакомить детей с религиозным мировоззрением наших предков, о развитии их знаний о природе.

Тема: «Культура общения в семье и обществе» - формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве.

В течении года …

Праздники

- «Казачья ярмарка»

- «Казачьи посиделки»   - вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Сказка" старшая группа воспитатель Крылова В.М.

кружок "Сказка" пояснительная записка, перспективный план для старшей группы...

рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной

разв1.Пояснительная записка.     Рабочая программа  кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе  гру...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПРОГРАММАКРУЖКА  «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Программа кружка «Эвристика» старшей группы «Звездочки »

Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самос...

Рабочая программа кружка на старшей группе "Веселые картинки"

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развивать память,...

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...