Проект «Инженерики»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Кожушкова Ирина Владимировна

Задачи:

1.      Создать картотеку дидактических игр Lego.

2.      познакомить с комплектом мини-роботов «Bee-Bot»;

3.      познакомить со средой программирования; 

4.      дать первоначальные знания по робототехнике;

5.      учить основным приёмам программирования робототехнических средств;

6.      познакомить с правилами безопасной работы с использования мини-роботов «Bee-Bot

Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта по решению конструкторских задач по механике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inzheneriki.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Название: «Инженерики».

Участники: воспитатели, родители, дети средней группы №3.

Срок реализации проекта: сентябрь 2021-мая 2021

Задачи:

  1. Создать картотеку дидактических игр Lego.
  2. познакомить с комплектом мини-роботов «Bee-Bot»;
  3. познакомить со средой программирования;  
  4. дать первоначальные знания по робототехнике;
  5. учить основным приёмам программирования робототехнических средств;
  6. познакомить с правилами безопасной работы с использования мини-роботов «Bee-Bot
  7. Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта по решению конструкторских задач по механике

 Актуальность выбранной темы.

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность  знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.),  при  этом учитывается  дидактический принцип:

- от простого к сложному  (создание простых конструкций с использованием карт из  набора  «Первые механизмы», «Простые механизмы»  до проектирования и программирования механизмов с наборами «WeDo2»).  

Конструирование  и  робототехника  как нельзя лучше  способствует,  развитию  внимания,  памяти, мышления, воображения,  коммуникативных  навыков,  умение общаться со сверстниками, обогащению  словарного запаса, формированию связной  речи.

Это не просто конструирование,  а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной  адаптации детей,  делая переход от игры к учёбе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. 
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:

-         основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

-         простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

-         виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

-         технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

-         осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду  и цвету);

-         конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

-        конструировать по образцу;

-         с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

   - беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

   - работа по образцу,

- обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• организация выставки лучших работ,

• представление собственных моделей,

• работа над проектами.

Список используемой литературы ссылки на сайты:

  1. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/
  2. Л. Г. Комарова «Строим из Лего» /– М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  3. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochischools.ru/sut/im/d_114.pdf)
  4. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
  5. Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.intedu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002

План мероприятий

Месяц

Мероприятия

   С детьми

С родителями

Сентябрь

Диагностика уровня знаний и умений

 по LEGO-конструированию и робототехнике

у детей по методике Т.В. Фёдоровой

Введение. Правила поведения и ТБ при работе с конструкторами

Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?»,

Буклет «Основы   детской робототехники»

Октябрь

Конструкторы LEGO  

1.Учимся читать схемы. Домики.  

2.Многоэтажные дома. Восстановление разрушенных конструкций  

Учить самостоятельно изготавливать дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению. Развивать умение видеть конструкцию конкретного объект, анализировать ее основные части. Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения.

3. Гараж для машины. Проект «Автопарк»  (2 недели)

Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

Видеомастер-класс для родителей «LEGO- конструирование. С чего начинать работу?»

Ноябрь

LEGO education «Первые механизмы»

  1.  «Необычные машины»: модель «Измерительная машина»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие

  1.  «На ферме»: модель «Собака Димы»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие

  1.  «На ферме»: модели «Пугало», «Мельница»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие
  2. «Весёлый хоккей»: модель «Хоккеист»: работа с картами, установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие

Консультация для родителей «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Декабрь

LEGO education «Простые механизмы

  1. «Простые механизмы» (знакомство с конструктором): « Карусель для Сэма и Салли», конструирование по схеме, рефлексия, развитие
  2. «Простые механизмы»: «Машина Сэма», конструирование по схеме, рефлексия, развитие
  3. «Простые механизмы»: «Площадкавертушка», конструирование по схеме, рефлексия, развитие

4.Повторение изученных тем, закрепление навыков

Видеомастер-класс «Простые механизмы»

Январь

  1. «Играй-отдыхай!». Познакомить детей с мини роботом «Пчелка» и элементами ее управления. Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.
  2. «Почемучки». Продолжать знакомить  детей  с  мини  роботом  «Пчелка»  и элементами ее управления.
  3. Творческие задания с конструктором LEGO – построй свою историю.

Находить и различать раз личные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовывать  свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.

Буклет «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования»

Февраль

  1. «Роботы-помощники». Знакомство с компонентами конструктора LEGO education WeDo 2.0, особенностями программирования. «Майло – робот-исследователь»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели, рефлексия и развитие (2 недели)
  2. «Вертолёт спасателей»: проблемная ситуация, анализ технических особенностей, конструирование модели, рефлексия и развитие
  3. «Накорми животное». Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных в природе. Продолжать учить определять положение объекта на листе бумаги, с помощью простейшей системы координат используя коврик и мини-роботов «Beebot»

Видеомастер -класс «Программирование мини-роботов «Beebot».Творческие задания.»

Март

  1. Творческие задания с конструктором LEGO – построй свою историю.

Находить и различать различные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. ( 2 недели)

  1. «На помощь к умной пчеле». Совершенствовать умения детей в решении проблемных задач. Побуждать детей к созданию дружеских взаимоотношений в группе через использование мини-робота «Пчелка».  Дать возможность детям составлять несложные программы для мини робота с использованием коврика «Дом умной пчелы». (2 недели)

Фотовыставка «Мы играем и развиваемся!»

Апрель

  1. «Путешествие в страну

Спортландию» Дать представление детям о видах спорта используя мини-робота «Пчелка». Составлять несложные программы для миниробота.

  1. «Построим Лего-город». Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. (2 недели)
  2. Будь осторожен! (ОБЖ) «Путешествие по городу». Знакомить детей с дорожными знаками через использование мини-робота «Пчелка». Составлять несложные программы   для мини-робота   с использованием дорожных знаков с использованием коврика «Город».

«Игры в LEGO вместе с детьми» Видеомастер-класс по конструированию из LEGO

Май

Диагностика уровня знаний и умений

 по LEGO-конструированию и робототехнике

у детей по методике Т.В. Фёдоровой на конец года

Папка-передвижка «Дети и робототехника»

Оформление фотовыставки, «Чему мы научились»

Приложение 1

Диагностика уровня знаний и умений

 по LEGO-конструированию и робототехнике

у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения).  

Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста «Юные инженерики» для детей от 4 до 7 лет.

Современное социально - экономическое развитие общества обозначило необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением, которое подразумевает...

Проект по робототехнике в подготовительной группе детского сада "Инженерики".

Практико-ориентировочный проект по робототехнике для подготовительной группы детского сада, расчитанный на один учебный год. Участниками проекта являются : воспитатель, дети подготовительной группы и ...

Сценарий интеллектуальной игры "Дружеский турнир Юных Инженериков" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий интеллектуальной игры предназначен для обобщения полученных знаний, навыков и умений дете старшего дошкольного возраста в развитии предпосылок инженерного мышления. Данное мероприятие на...

ИНЖЕНЕРИКИ

Опыт работы реализации парциальной программы "От Фрёбеля до робота. Растим будущих инженеров"...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет

Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...

Аналитическая справка результатов мониторинга образовательного процесса в старшей группе «Мечтатели» 5-6 года (программа познавательного развития «Инженерики»)

Карта наблюдений развития технических умений детей 5-6 лет группа  в рамках реализации программы «Инженерики» (раздел «Ребенок и робот», первый год обучения)Индивидуальные...