ИНЖЕНЕРИКИ
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Токарева Галина Ивановна

Опыт работы реализации парциальной программы "От Фрёбеля до робота. Растим будущих инженеров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_inzheneriki.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНЖЕНЕРИКИ

Токарева Галина Ивановна,

Старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»

(Дошкольное отделение)

Современное государство нуждается в специалистах с инженерным образованием, поэтому с самого детского сада формирование  и развитие у дошкольника технической пытливости мышления, аналитического ума, зарождение  склонностей к техническому творчеству, проектированию и изготовлению объектов техники является приоритетным направлением работы современного педагога.

Подготовить детей к изучению технических наук, значит научить их самостоятельно создавать технические объекты с использованием конструкторов.  Выявляя технические наклонности дошкольников и развивая их в этом направлении, педагог  выстраивает  модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.

Хорошим подспорьем в процессе развития инженерных способностей дошкольника является парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», в которой доступным языком описана  технология организации образовательной деятельности педагогов с детьми. Ребёнок - это личность, а всестороннее развитие личности начинается с его физического развития, поэтому Фрёбель советует предоставить ребёнку свободу движений, которая может проявляться в игре, так как игра, по его словам, является «высшей ступенью детского развития». Игра для ребёнка - инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, развивается, его собственная жизнь.

Подбор диагностических методик и выявление уровня развития конструктивных способностей детей позволили включить в образовательную деятельность дошкольников варианты тематических недель новой программы.

Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» выбрано неспроста. Это как бы эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля» - конструкторы - робототехника.

Большие возможности открывают игры с конструкторами для развития творческой активности ребёнка. «Что из этого можно сделать?» - думает ребёнок, когда смотрит на различные изобразительные, конструктивные, пластические материалы. Он создаёт свои удивительные постройки и чувствует себя настоящим творцом, меняет придуманные ранее постройки, на другие, более сложные, что способствует развитию инженерной мысли. Во время конструирования у дошкольника развивается воображение, образное мышление, ручная моторика, закладываются основы трудолюбия. Он сосредоточен, проявляет волевые усилия, направленные на достижение результата.

Существует три вида конструирования: по образу, по условиям и по замыслу. Больше всего предпочтение детьми отдаётся последнему виду: по замыслу, потому что является процессом, где ребёнок сам формирует образ конструкции - модели и претворяет в реальность.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и обеспечивает учёт потребностей и интересов детей в игровой форме образования и общения со сверстниками.

ФГОС поставил перед дошкольными организациями новые непростые задачи. С одной стороны, педагоги должны обеспечить полноценное развитие детей в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями, учитывая принципы самоценности детства, поддержки его разнообразия и детских видов деятельности. С другой стороны, выдвигается справедливое требование преемственности образовательных программ дошкольного и школьного уровня, и многих родителей волнует вопрос подготовки их детей к обучению в школе.

Значимость программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме игровой деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Благодаря материалам программного комплекта «От Фрёбеля до робота» свойственное дошкольникам стремление к открытиям развивается в процессе игровых занятий, а робототехнические способности расширяются с помощью увлекательных заданий.

Игры и задания, структурированные в программе от простого к сложному, помогут дошкольнику осознанно воспринимать и анализировать различные аспекты обычной жизни с токи зрения их технического содержания.

Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры. В основе этого процесса лежит интерес ребенка к познанию окружающего мира.

Уникальное географическое положение города Новосибирска, как географического центра России в сочетании с мощным индустриальным, культурным и научным потенциалом определяет деятельность Дошкольного отделения по знакомству с его историей, культурой, природой, географией, традициями и достопримечательностями.

Реализация регионального компонента по развитию элементарных технические представлений осуществляется через все виды образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и воспитанников, через работу с родителями.

Новосибирская область известна всему миру своими научными городками, в том числе и Академгородок, где робототехника активно развивается и старается каждый раз всё больше и больше облегчить жизнь и работу людей.

Введение регионального содержания в познавательное развитие дошкольника осуществляется  с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому (культурно- историческим фактам).

Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края прослеживается в самостоятельном выборе детей своей деятельности, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок и т.д.).

Использование регионального компонента предполагает создание для детей теплой и уютной атмосферы, ведь педагогическая работа по его использованию предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае.

В  соответствии с требованиями ФГОС ДО важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей. Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в Дошкольном отделении широко используется предметно-пространственная развивающая среда - есть кабинет робототехники, в котором имеется различные материалы для основ инженерного развития дошкольника. Вариативность и содержание этого кабинета, разнообразие экспонатов, выставок, фотографий, схем, макетов, иллюстративного материала, географических карт - все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Реализация содержания разделов Программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая ООД по познавательному развитию, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей - встречи с интересными людьми, чтение, рассказывание детям; знакомство с основами конструирования и инженерии - рассматривание фото, карт, схем и т.д.; беседы, интервью, викторины; художественную деятельность детей - рисование, лепку, художественный труд; труд в природе; игры; праздники и развлечения.

Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.

Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации Программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.

Задача педагога - создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей, поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным действиям. В процессе конструирования дошкольник получает возможность не только удовлетворить присущую ему любознательность и творчество, но  и найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», но и находиться в ситуации, в которой рождаются такие вопросы.

Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Поэтому важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является конструктивное взаимодействие педагога с семьей.

Концепция познавательного развития в РФ также делает акцент на внедрение системы учебных программ по инженерному образованию при непосредственном участии семьи.

Для выполнения реализации данной концепции в Дошкольном отделении  разработана система работы с родителями, целью которой является содействование  формированию компетенций родителей в вопросах познавательного развития детей младшего возраста.

Для развития педагогических компетенций у родителей, необходимы встречи, а также информирование с помощью брошюр, папок-передвижек и памяток. Педагогами Дошкольного отделения разработан цикл интерактивных встреч с родителями воспитанников в данном направлении.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: если у ребенка с детства заложены предпосылки к исследованию и созданию высокопроизводительной и надежной техники, то он самостоятельно сможет выстроить алгоритм действий, последовательности изготовления продукта.

Именно в  детском саду закладываются первые знания и умения к инженерным профессиям. Детям нравится робототехника. Современные конструкторы позволяют строить модели движущиеся, они с легкостью разбирают сложные схемы и по ним строят, подбирая нужные детали. Робототехника развивает у дошкольников инициативность, логическое мышление, воображение, память, речь, силу воли к длительным усилиям над работой.

 Занимаясь робототехникой, дети приобретают современные инженерные представления, овладевают техническими навыками. У дошкольников формируется инженерное - конструкторское мышление.

Образовательная деятельность проводится с использованием проблемных ситуаций, обсуждением технических характеристик работы, поддержкой детских идей и воплощением их. Познавательно-исследовательская деятельность формирует основы технического мышления и закладывает основу интеллектуального развития детей дошкольного возраста. У детей создается атмосфера творчества, совершенствуется речь, мышление, память, воображение, внимание.

 А самое главное, совершенствуется ручная умелость и неограниченная возможность творить и придумывать.

Литература

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
  2. Е.В. Фешина. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
  3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль. 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по робототехнике в подготовительной группе детского сада "Инженерики".

Практико-ориентировочный проект по робототехнике для подготовительной группы детского сада, расчитанный на один учебный год. Участниками проекта являются : воспитатель, дети подготовительной группы и ...

Проект «Инженерики»

Задачи:1.      Создать картотеку дидактических игр Lego.2.      познакомить с комплектом мини-роботов «Bee-Bot»;3....

Сценарий интеллектуальной игры "Дружеский турнир Юных Инженериков" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий интеллектуальной игры предназначен для обобщения полученных знаний, навыков и умений дете старшего дошкольного возраста в развитии предпосылок инженерного мышления. Данное мероприятие на...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет

Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...

Аналитическая справка результатов мониторинга образовательного процесса в старшей группе «Мечтатели» 5-6 года (программа познавательного развития «Инженерики»)

Карта наблюдений развития технических умений детей 5-6 лет группа  в рамках реализации программы «Инженерики» (раздел «Ребенок и робот», первый год обучения)Индивидуальные...

План кружка "Инженерики"

План кружка "ТехноМир: развитие без границ"...