Программа (кружковой работы) «Волшебный мир оригами» средней группы
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - всё это факты, характеризующие развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рограмма (кружковой работы) «Волшебный мир оригами» средней группы | 76.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Заведующей МАДОУ № 240
«Детский сад комбинированного вида»
Протокол № ____ ____________ О.А. Григорьева
«____» ______________20_____ года «_____» _____________ 20_____ года
Приказ № _______
Программа
(кружковой работы)
«Волшебный мир оригами»
средней группы
«Теремок»
(для воспитанников от 4 до 5 лет)
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Составители: воспитатели высшей квалифицированной категории: Славинская О. В. воспитатель
Слуцкина Т.Г. воспитатель
г. Кемерово
Содержание
1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 5
3. Содержание раздела 7
3.1. Календарно-тематическое планирование работы с детьми 7
3.2. Мониторинг освоения детьми программного материала 13
3.3. Требования к уровню подготовки обучающихся 17
Список литературы 18
Приложение 19
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста |
Основание для разработки программы | - Конституция Российской Федерации; - Законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26; - Уставом МАДОУ № 240 «Детский сад комбинированного вида», основной образовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 240 «Детский сад комбинированного вида». - Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - Соколова С.В. Игрушки из бумаги. Оригами для дошкольников. Методическое пособие, допущенное Министерством образования РФ. |
Заказчик программы | Родители (законные представители) воспитанников |
Организация исполнитель программы | Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 240 «Детский сад комбинированного вида» |
Целевая группа | Дети среднего дошкольного возраста,28 человек |
Срок реализации программы | 2021-2022 учебный год |
Составитель программы | Славинская О.В. и Слуцкина Т.Г. воспитатели высшей квалификационной категории |
Цель программы | Развитие интеллектуальных способностей детей посредством овладения элементарными приемами техники оригами |
Задачи программы | ∙ обучать детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание); ∙ формировать знания об основных геометрических формах (круг, квадрат, треугольник) и понятиях 4 (угол, сторона, линия сгиба); ∙ развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; ∙ расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций. |
Ожидаемые результаты | Реализация программы предполагает получение следующих результатов: ∙ освоят основные приемы работы с бумагой 5% ∙ повысится уровень знаний основных геометрических форм и понятий на 5% ∙ коммуникативные способности детей повысятся на 2% |
Координация и контроль реализации программы | Осуществляется администрацией ДОУ. Формы предоставления результатов: ∙ составление альбомов лучших работ ∙ оформление фотовыставки детских работ ∙ организация выставок |
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - всё это факты, характеризующие развитие ребёнка.
Проходят годы, и ребёнок оказывается у порога школы. Вот здесь мы, взрослые, понимаем, какое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 - 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения, координированы и точны. Незаменимую помощь в этом может оказать искусство складывания фигурок из бумаги – оригами.
Не перечислить всех достоинств этого вида искусства в развитии ребенка. Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями, фигурами (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами, развивает и активизирует мыслительные процессы, творческое воображение, художественный вкус, а также способствует развитию глазомера, мелкой моторики рук, точных движений пальцев.
Наблюдения за дошкольниками 4-5 лет показывают, что им нравится играть с поделками, сделанными своими руками. Вместе с взрослыми дети пытаются мастерить бумажные кораблики, самолетики, корзиночки чтобы потом использовать их в играх. Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что конструирование из бумаги по типу оригами доступно детям среднего дошкольного возраста.
Использование бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с ней, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Целью данной программы является развитие интеллектуальных способностей детей посредством овладения элементарными приемами техники оригами.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
∙ обучать детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание);
∙ формировать знания об основных геометрических формах (круг, квадрат, треугольник) и понятиях (угол, сторона, линия сгиба);
∙ развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
∙ расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.
Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество занятий |
1. | Вводная диагностика | 1 |
2. | Знакомство с оригами. «Путешествие в страну «Оригамию» | 1 |
3. | Знакомство с основными приёмами складывания бумаги. | 1 |
4. | Базовая форма треугольник | 13 |
5. | Итоговое занятие. Фотовыставка | 1 |
6. | Диагностика по итогам года | 1 |
Конструирование из бумаги по типу оригами проводится два раза в месяц (2,4 неделя), продолжительность одного занятия 20 минут. Всего 18 занятий в год.
Итоговое занятие: 1, в конце года.
Методологической основой настоящей программы являются пособия:
С.В. Соколовой «Оригами для самых маленьких»,
Т.К. Тарабариной «Оригами и развитие ребенка».
- Содержание программы
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы. Например, фигурки собачки, кошечки, бабочки сделаны на основе базовой формы “треугольник”. Поделки для детей 4-5 лет основаны на базовой форме “треугольник.
- Календарно-тематическое планирование работы с детьми
Учебная неделя | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
Сентябрь | ||||
2 неделя | 1 | Вводная диагностика. | Выявить знания и умения детей на начало года. | Диагностические задания. |
4 неделя | 2 | «Путешествие в страну «Оригамию» | Познакомить детей со страной «Оригамию». Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.7., Презентация, рассказ педагога, вопросы, рассматривание иллюстраций, готовых поделок. |
Октябрь | ||||
2 неделя | 3 | Знакомство с основными приёмами складывания бумаги. | Продолжать учить детей складывать квадрат (пополам, по диагонали), прямоугольник (пополам), совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны, углы рукой, проглаживать линию сгиба, соединять углы с линией сгиба. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.22., Объяснение, показ; индивидуальная помощь, поощрение. |
4 неделя | 4 | «Сказка Квадратика». | Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.29. |
Ноябрь | ||||
2 неделя | 5 | «Гриб». | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку–грибочка. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.33. |
4 неделя | 6 | «Листья». | Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизм. | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14. |
Декабрь | ||||
2 неделя | 7 | «Снежинка». | Вспомнить как складывается фигура «конфетка», изготовить 6 деталей белого цвета и приклеить на кружок. | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 22 |
4 неделя | 8 | «Ёлочка». | Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.29. |
Январь | ||||
2 неделя | 9 | «Зайчик». | Научить детей складывать зайчика, используя форму треугольник аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение Последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.48. |
4 неделя | 10 | «Щенок». | Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Используя аппликацию, оформить мордочку щенка. Развивать у детей художественный вкус. Помочь изготовить маску для игр. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.45. |
Февраль | ||||
2 неделя | 11 | «Самолет». | Познакомить детей с формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.43. |
4 неделя | 12 | «Кораблик». | Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.51. |
Март | ||||
2 неделя | 13 | Цветы из «конфеток». | Вспомнить последовательность выполнения формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус. | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18. |
4 неделя | 14 | «Рыбка» | Закрепить умение складывать треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.40. |
Апрель | ||||
2 неделя | 15 | «Лягушонок». | Научить детей складывать лягушонка: сложить квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр.41. |
4 неделя | 16 | «Гусеница». | Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем. | С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 11. |
Май | ||||
2 неделя | 17 | Итоговое занятие. Фотовыставка детских работ. | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Оформление фотовыставки. | Поощрение. |
4 неделя | 18 | Диагностика по итогам года. | Выявить знания детей за год. | Задания по мониторингу. |
- Мониторинг освоения детьми программного материала
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка. Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.
Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения.
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения.
Задание№3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Задание№5
Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии.
Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;
2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии, требуется помощь воспитателя;
1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.
Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами) детей среднего возраста
№ п/п | Фамилия Имя ребенка | Умение складывать лист бумаги | Знает | Умение резать ножницами по прямой линии | Общее количество баллов | Уровень | |||||||||
прямоугольный пополам | квадратный по диагонали | геометрические фигуры | геометрические понятия | ||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
1. | Аристархова Алена | ||||||||||||||
2. | Афанасьева Юлия | ||||||||||||||
3. | Барышев Денис | ||||||||||||||
4. | Васильева Моника | ||||||||||||||
5. | Виниченко Яков | ||||||||||||||
6. | Григорян Лариса | ||||||||||||||
7. | Довбета Алена | ||||||||||||||
8. | Ельников Богдан | ||||||||||||||
9. | Захарова Таисия | ||||||||||||||
10. | Зайцева Полина | ||||||||||||||
11. | Исаева София | ||||||||||||||
12. | Колотилина Софья | ||||||||||||||
13. | Корчагин Никита | ||||||||||||||
14. | Ковчин Елисей | ||||||||||||||
15. | Кравчук Таисия | ||||||||||||||
16. | Леонтьев Андрей | ||||||||||||||
17. | Максименко Кира | ||||||||||||||
18. | Москвина Анна | ||||||||||||||
19. | Парфенов Тимофей | ||||||||||||||
20. | Полникова Милена | ||||||||||||||
21. | Райс Роман | ||||||||||||||
22. | Советов Артем | ||||||||||||||
23. | Тихомирова Даниэла | ||||||||||||||
24. | Федоров Коня | ||||||||||||||
25. | Хакимова Дарина | ||||||||||||||
26. | Черняков Григорий | ||||||||||||||
27. | Шубин Егор | ||||||||||||||
28. | Щерба Варвара |
Высокий уровень: (15 до20 баллов)
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Качественная характеристика уровней развития конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Высокий уровень: (от 15 до20 баллов) Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов) Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов) Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
3.3. Требования к уровню подготовки обучающихся
При успешном освоении данной Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Ребенок | |
Различает: | ∙ геометрические понятия (сторона, угол, линия сгиба); ∙ геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); ∙ базовые формы «треугольника», «дверь». |
Может: | ∙ правильно держать ножницы. |
Умеет: | ∙ резать по прямой линии; ∙ сгибать квадратный лист пополам, по диагонали; ∙ сгибать прямоугольный лист пополам; ∙ следовать устным инструкциям; ∙ пользоваться клеем, кисточкой; ∙ работать аккуратно. |
Список литературы:
- Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство:
- Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. –
Издательство: «Экзамен», 2016
- Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.:
Мозаика-Синтез, 2012.1.
- Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-
- Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия
развития" , 2007
- Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.
– Рипол Клссик, 2006
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет.
Сада и родителей.-М.: Просвещение, 1992
Первоисточники:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-
Интернет – источники:
nsportal.ru ›vasileva-lyudmila-sergeevna
Приложение
Консультация для родителей
«Чем занять ребёнка дома. Техника оригами»
Трудно встретить человека, который бы в детстве не был знаком с
моделями, сделанными из бумаги - самолетики, кораблики, хлопушки, шапочки из квадрата бумаги. Но, пожалуй, не все знают, что это - японское искусство сложенной бумаги и называется оригами.
Кому не знаком маленький японский журавлик, сложенный из квадрата
бумаги? А прилетел этот журавлик из седой старины 6-го века н.э., издревле
почитался японцами как символ надежды, долгой жизни и счастья. В древней
Японии искусство складывания передавалось от родителей к детям, "от сердца к сердцу", из рук в руки, рождая великих мастеров.
Благодаря своей универсальности искусство оригами способно легко
переходить от простой детской забавы к сложной художественной форме и
наоборот, поэтому оригами сегодня используется и в качестве развлечения, и
является важным фактором в образовании.
Для чего нам нужно оригами? Давайте поговорим об этом, дорогие
родители.
Овладевая техникой оригами, ребенок учится общаться с бумагой,
развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи ребенка. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами - мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, а они еще и разнообразны. Очень важно и то, что в процессе оригами работают обе руки. Поэтому оригами гармонизирует работу обоих полушарий мозга, что способствует развитию творческих задатков у ребенка.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), способствует развитию конструктивного мышления, художественного вкуса, творческого воображения. Оригами активизирует все мыслительные процессы, самостоятельность, способствует концентрации внимания.
Оригами легко соединить с игрой: сложив из бумаги поделки, ребенок
может пересказывать с их помощью знакомые сказки, придумывать свои
истории и обыгрывать их, что немаловажно для развития речи ребенка.
Достоинство оригами еще и в том, что этим увлекательным делом можно заняться с детьми где угодно: дома, на даче, в поезде и т.д. Для этого не нужно специальных приспособлений, инструментов - достаточно иметь обычный лист бумаги.
С какого возраста можно начинать заниматься оригами? Опыт показывает, что некоторые задания прекрасно могут быть выполнены детьми уже в 3-4 года. В 5-6 лет ребёнок способен выполнять более сложные фигуры и составлять из них композиции на разную тематику. Благодаря этой удивительной технике, вместе с ребёнком вы можете отправиться в удивительные путешествия по Африке, Антарктиде, или заглянуть на дно океана и познакомиться с морскими обитателями. Фантазия вашего ребёнка подскажет в каком направлении вам двигаться!
Вы и сами можете сделать с детьми простые поделки. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. А что-то можно и
преподнести в подарок близким. Оригами - это приятное времяпрепровождение для всей семьи!
Консультация для родителей
«Для чего нужно оригами детям?»
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. - Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащении словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно - тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
- Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
- Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое
оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или
состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей
формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на
плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в
разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения
величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Консультация для родителей
«Значение оригами для развития детей».
В детстве все мы запускали бумажные самолётики и мастерили незамысловатые шапки из газет – вот только не знали, что занятие это называется «оригами» и имеет солидный возраст.
Возникло искусство складывания бумаги в Японии, в период Хэйам (794 – 1185 гг.). По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага».
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами. Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребёнку повторять ваши действия с бумагой. Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого. Также не забывайте хвалить ребёнка, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте его на то, что в следующий раз у него всё получится.
Прежде чем приступить к складыванию фигурок, надо освоить основы техники складывания, способы получения базовых форм и их освоения, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами.
Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования. При изготовлении фигурок, старайтесь делать все сгибы плотными, приучайте этому и детей. Вполне возможно, что ребёнку вначале будет сложно выполнять складки, но его должен подстёгивать интерес, желание получить конечный результат – игрушку. Её можно будет раскрасить, дать имя или прозвище и даже придумать про неё сказку или историю. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети могут включиться в игру – драматизацию, совершать путешествие в мир сказки.
И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребёнком оригами – залог успешной подготовки его к обучению в школе.
Консультация для родителей
«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».
Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.
Консультация для родителей
«Оригами и психология».
Оригами - это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого, оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. В частности, создание оригамического спектакля приводит к тому, что даже самые замкнутые и стеснительные ребята полностью раскрепощаются.
Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.
Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.
Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров - кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает.
Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы. Оценка состояния ребенка начинается с наблюдением за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый. Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или, каким, как ему кажется, его видят окружающие, или, каким он не хочет быть. Необходимо дать ребенку возможность "отыграть" свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет, в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай - "роль"). Маска выступает в роль концентрата эмоций, характера, личности. Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.
Не перечислить всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.
Консультация для родителей
«Что такое оригами? Советы родителям».
Оригами — японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Таким образом, занятия оригами:
● дисциплинируют;
● воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
● способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
● влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
● позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
конструктивные — при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
изобразительные — за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
творческие — оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
оформительские — оформление открыток, помещений к празднику;
театральные — обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В занятии с ребенком оригами очень важен индивидуальный подход, и если малыш еще не готов к занятиям, то на некоторое время их следует отложить. Подбор фигурок ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира и соответствует календарным праздникам и событиям.
Между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, но также не следует и перенасыщать досуг складыванием — достаточно заниматься один раз в неделю.
До занятия необходимо приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено.
Демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия отвлекающих факторов — в состоянии эмоционального комфорта.
При малейшем проявлении потери интереса к процессу складывания занятие следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения или пальчиковую гимнастику с использованием потешек, не следует забывать и о гимнастике для глаз.
Начиная с первого занятия, действия ребенка следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность.
Старших дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребенка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
● Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой;
● Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого;
● Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше;
● Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь;
● Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут;
● При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнем,
Снова складывать начнем.
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, необходимо освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.
Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один — в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой — в развернутом), материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей; карандаши; фломастеры.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра. Список использованной литературы:
Консультация для родителей
«Оригами, как средство всестороннего развития ребенка»
«Оригами — это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».
Фридрих Фребель.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. По-японски «ори» - «сложенный», «ками» - «бумага».
Искусство оригами привлекло внимание многих жителей России, в том числе и нас воспитателей, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Оригами для ребенка - это фокус, чудо! За считанные минуты ребенок может оживить немой лист бумаги, превратить его в цветы, причудливых птиц, животных, драконов. И это чудо ребенок может сотворить сам. Он сразу получает результат своего труда. Но чудо не воспринимается им как труд. Когда человек трудится, он устает, игра же заставляет забыть про усталость, она не дает пресыщения.
Оригами это не только интересное и творческое для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В процессе занятий оригами руки ребенка становятся более ловкими. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.
Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- Развивает пространственное мышление – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
- Развивает коммуникативную компетентность, навыки игрового взаимодействия.
- Оригами дисциплинирует, воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге. Занятия оригами влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
- Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить термины, последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания бумаги, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
- Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
- Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Вы поймёте это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"
Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миро...
Мастер - класс, как средство поышения навыков культуры родителей на тему: "Составление дополнительной общеобразовательной программы кружковой работы "Волшебный завиток" В старшей группе".
Научить детей и родителей новой техники обработки бумаги - квиллинг, в свободное от занятий время....
Кружковая работа "Волшебный мир оригами"
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совм...
Программа кружковой работы по легоконструированию в средней группе
Легоконструирование помогает развивать мелкую моторику рук детей и пространственное мышление...
Программа кружковой работы «Я-исследователь» в средней группе «Веселая карусель»
Исследовательская деятельность в детском саду — результат совместной работы воспитателей, родителей и детей, который позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять люб...
Кружковая работа «Волшебный мир оригами» Вторая младшая группа
Цель: Познакомить с историей искусства оригами, заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами.Задачи:1) познавательные:Дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике о...
Программа кружковой деятельности «Волшебный мир оригами»
Цель. Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как худо...