Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"
учебно-методический материал (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

Дошкольное  детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Складывание из бумаги -  это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму. Дети осваивают начальные термины геометрии: точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ. Незаменимо оригами после переломов рук, оно восстанавливает мелкую моторику пальцев и повышает жизненный тонус.

 

Цель программы:  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx29.08 КБ
Файл plan_kruzhka.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МБДОУ детский сад № 183 г.о. Самара

Протокол № ____от «____»_____20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

детским садом № 183 г.о. Самара

_______________  Т.А. Васильева  

Программа

кружковой деятельности «Волшебная страна Оригами»

                                                                                   

                                               Автор-составитель:

                                    Воспитатель

 высшей квалификационной категории

                                                                  Криворотова Мария Ивановна


«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

 (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям)

Актуальность.

Дошкольное  детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Складывание из бумаги -  это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму. Дети осваивают начальные термины геометрии: точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ. Незаменимо оригами после переломов рук, оно восстанавливает мелкую моторику пальцев и повышает жизненный тонус.

Цель программы:  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.


Задачи программы:

- знакомить с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания

квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея;

- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- знакомить  различным приемам работы с бумагой;

- знакомить с различными техниками оригами для  изготовления различных игрушек в и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

- формировать коммуникативные умения;

- воспитать любовь к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду;

- расширять знания об окружающем мире, природе

- развивать конструктивное мышление и сообразительность;

- прививать настойчивость в достижении цели;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- показать способ экономного и разумного использования бумаги;

- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

- воспитывать интерес к искусству оригами;

Методы, используемые на занятиях кружка:

- игры-занятия,

- беседа,

- рассматривание иллюстраций,

- показ образца выполнения последовательности работы,

- пальчиковая гимнастика,

- конструирование из бумаги,

- обыгрывание сделанных поделок,

- выставки детских работ.


Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка рассчитана на  год обучения, с детьми 6-го года жизни.

Занятия детей в кружке включают в себя  приобретение навыков ручной работы, новых умений и знаний в данной области, а также обогащение навыков общения в процессе совместной деятельности, обучение способам декоративной обработки бумаги и созданию сюжетно-тематических композиций из поделок в технике оригами, украшению поделок аппликацией.

Курс занятий длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25 минут. Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

4

30

10


Принципы работы с детьми:
- принцип доступности отбираемого материала;

- принцип постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- принцип индивидуального  подхода  к детям;

- принцип интегративности;

- принцип наглядности -  широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.


Ожидаемые результаты:
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
- дети знают  основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;

- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);

- дети приходят на помощь своим товарищам  при изготовлении поделок;

- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);

- дети  придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.

Способы диагностики:

Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение.  По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ  воспитанников.

Список используемых интернет - ресурсов

1. Сайт «Уроки оригами»

http://urokiorigami.ru/

2. Сайт «Планета оригами»

http://planetaorigami.ru/

3.Свободная энциклопедия «Википедия»

http://ru.wikipedia.org

4. Сайт «Оригами для детей и начинающих»

http://www.zonar.info/node/31

5. Сетевые образовательные сообщества «Открытый урок»

http://www.openclass.ru

6. Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/detskii-sad

7. Издательский дом «1 сентября»

http://1september.ru/

8. ЭХО журнала «ОРИГАМИ»

 http://jorigami.narod.ru/

9. Сайт «Детские оригами»

http://podelki-samodelki.ru

Список используемой методической литературы

1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , 2010

2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. - М. : РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.

3. С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-

Пресс», 2009

4. С.В. Соколова « Театр оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2007

5. С.В. Соколова « Сказка оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2004

6. Сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей. 


Приложение № 1

Материалы для работы в технике Оригами:

1. Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Например, изготовляя жирафа, можно предварительно на жёлтую бумагу наносится характерные коричневые пятна. А для зебры или тигрёнка готовится бумага с нарисованными полосками на серой или жёлтой основе.

2. Ножницы. Перед каждым занятием нужно напоминать о правилах пользования ножницами.

3. Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Лучше использовать клей – «карандаш».

4. Салфетки. Салфетки нужны, чтобы убирать с поделки остатки клея.

5. Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др.

Приложение № 2

Правила работы в технике Оригами:

 1. Перед началом работы нужно застелить стол клеенкой, а по окончании - убрать рабочее место.

2. Нельзя  разбрасывать инструменты.

3. Ножницы нужно передавать только за сомкнутые лезвия.

4. Листы бумаги нужно хранить в развернутом виде.

5. При склеивании нужно использовать салфетку.

 6. Кисточку  нужно класть на специальную подставку. После работы кисточку нужно обязательно вымыть и хорошо просушить, поставив ворсом вверх.

7. Для материалов, инструментов и обрезков бумаги у каждого ребенка должны быть специальные подносы.



Предварительный просмотр:

Перспективный план кружковой деятельности «Волшебная страна Оригами»

Сроки

Тема

Программное содержание

Форма работы с детьми

Количество занятий

сентябрь

Что такое оригами?

Базовая форма «Книжечка».

Познакомить  детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный  лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.  Расширять словарный запас.                                                                                           Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.

- беседа

- показ

 - рассматривание иллюстраций

1

«Бабочка и лягушка»

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры. Познакомить с изготовлением простейших фигурок, приемам декоративного украшения поделок. Воспитывать усидчивость и аккуратность. Расширять словарный запас.

- беседа

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- конструирование из бумаги

1

Композиция «Два весёлых гуся».

Используя новую базовую форму, показать детям как изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.  Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой.

- беседа

-пока

-инсценировка потешки «Два веселых гуся»

- обыгрывание сделанных поделок

2

октябрь

«Веселые зверюшки: петушок, щенок, котёнок»

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния», перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

- беседа,

- показ,

- инсценировка игровых ситуаций

3

 «Рыба»

Познакомить с новой базовой формой «рыба». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Расширять словарный запас.

- беседа

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

1

ноябрь

«Зайчик»

Закрепить умение детей мастерить поделки, вызвать у детей радостное настроение, воспитывать самостоятельность, аккуратность, развивать объяснительную речь

- - показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

- выставки детских работ

1

«Лисичка с челкой»

Повышать интерес к работе в технике оригами. Показать детям как  делать новую игрушку. Воспитывать аккуратность.     Развивать глазомер. Укреплять мелкие мышцы рук.

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

- обыгрывание сделанных поделок

1

«Волшебное превращение стрелы»

Познакомить с новой базовой формой «стрелой». Научить трансформировать в другие поделки.

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

- обыгрывание сделанных поделок

1

декабрь

«А снег идет, а снег идет – Снежинки»

Развивать умение проводить сгибание углов с обоих концов сложенного треугольника, проводить доработку с помощью ножниц.

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- выставки детских работ

1

 «Конфетка»

Познакомить  детей с новым способом складывания квадратного листа бумаги, следуя словесным указаниям воспитателя.

- конструирование из бумаги

- выставки детских работ

1

«Снеговик»

Закреплять умение детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- выставки детских работ

1

«Новогодняя открытки»      

Создать условия для того, чтобы дети создавали композиции из поделок. Помогать каждому ребенку добивать желаемого результата. Расширять словарный запас.
Воспитывать у детей желание доставить радость окружающим.

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

1

январь

«Волшебное превращение квадрата»

Создавать у детей хорошее настроение. Повышать интерес к занятиям оригами. Закреплять умения следовать инструкциям педагога. Познакомить детей с новой базовой формой «катамаран». Развивать фантазию и конструктивное мышление.

- игры-занятия

1

Кораблик

Продолжать развивать интерес к изготавливанию фигурок в технике оригами, познакомить с новой базовой формой «блинчик».

- игры-занятия,

- беседа

1

Домик

Продолжать учить детей мастерить поделки. Повышать интерес к оригами.  Продолжать развивать конструктивные способности. Расширять словарный запас. Воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца.

- конструирование из бумаги

- обыгрывание сделанных поделок

1

февраль

«Тюльпан» «Василек»

«Хризантема»

«Колокольчики»

Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Закрепить условное обозначение, воспитывать внимание, усидчивость. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы. Помогать  подбирать красивые сочетания цветов. Развивать фантазию и творчество.

- игры-занятия

- выставки детских работ

4

март

«Букет цветов для мамы»

Продолжать учить детей делать цветы в технике оригами, развивать воображение, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, развивать глазомер.

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- выставки детских работ

2

«Грачи прилетели»

Продолжать учить детей делать поделки в технике оригами. Развивать конструктивное мышление.

игры-занятия

- беседа

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

1

«Птицы»

Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Закрепить условное обозначение. Расширять словарный запас. Воспитывать внимание, усидчивость.

- беседа

- конструирование из бумаги

- обыгрывание сделанных поделок

1

Апрель

«Журавушка»

Развивать конструктивные способности. Развивать умение самостоятельно применять изобразительные навыки и умения, последовательно выполнять все этапы работы. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность.

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

1

«Поросенок»

Продолжать учить детей мастерить поделки, повышать интерес к оригами. Расширять словарный запас. Продолжать развивать конструктивные способности. воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца.

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

1

«Парусник»

Закрепить у детей умение делать поделки из бумаги. Развивать фантазию.

- беседа

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

1

«Лебедь»

Закреплять умения  детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Воспитывать внимание, усидчивость.

- игры-занятия

1

Май

«Грибок»

Формировать умение выполнять изделия из бумаги в технике оригами. Развивать навыки мыслительного анализа, последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания. Развивать творческое воображение и смекалку. Расширять словарный запас. Воспитывать аккуратность, усидчивость, точность.

- игры-занятия

- беседа

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

- обыгрывание сделанных поделок

- выставки детских работ

1

«Умелые ручки»

Воспитывать у детей эстетическое отношение к результатам своей деятельности и устойчивый интерес к ручному труду. Самостоятельно применять изобразительные навыки и умения, последовательно выполнять все этапы работы. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты.  Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность.

- игры-занятия

- беседа

- рассматривание иллюстраций

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

- обыгрывание сделанных поделок

- выставки детских работ

1

«Бабочки летают»

Развивать фантазию. Способствовать в применении различных узоров для украшения бабочки.  Развивать мелкие мышцы руки, координацию движений, пространственную ориентацию. Развивать речь. Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения. Развивать воображение, творческие способности, вызывать интерес к рисованию и конструктивной деятельности. Расширять знания об окружающем мире, воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

- игры-занятия

- показ образца выполнения последовательности работы

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

- выставки детских работ

1

«По своему замыслу»

Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения. Развивать воображение, творческие способности, вызывать интерес к рисованию и конструктивной деятельности. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях оригами.

- беседа

- пальчиковая гимнастика

- конструирование из бумаги

- выставки детских работ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Страна оригами" для детей старшей группы"

Программа дополнительного образования «Страна оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю....

Рабочая программа кружковой деятельности по оригами

Представлена рабочая программа кружковой деятельности "Волшебный квадратик" по оригами, с подробным планом работы на год и с целями обучения для старшего возраста...

Рабочая программа кружка "В стране оригами" для детей 4-5 лет

В программе представлено 3 раздела. 1 раздел - Целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты;                  ...

Программа кружка «В стране оригами» (старший дошкольный возраст)

Данная программа предполагает ознакомление детей с техникой "Оригами"...

Программа кружковой работы "Театр-оригами"

Кружковая работа направлена на развитие творческих способностей средствами театрального искусства и  создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника...

Рабочая программа кружка "В стране оригами" для детей 4-5 лет

Цель программы – ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...

Программа кружковой деятельности "Страна книжек" для детей старшего дошкольного возраста

Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы - формировать устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний. Привить детям любовь к художеств...