Программа кружковой деятельности "Страна книжек" для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Линская Людмила Сергеевна

Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. 

Цель программы - формировать устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний. Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой деятельности «Страна книжек»

для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Дети в нашем детском саду – это наша радость и большая надежда. Мы всегда помним о том, что дошкольное детство – это уникальный период человеческой жизни. Поэтому мы, заботясь о каждом ребенке, поддерживая его любознательность и свежесть ощущений, воспитывая в нем доброту и искренность, ценим его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство.

Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете.

Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус "читающего человека".

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Приобщение дошкольников к книге и чтению возможно главным образом в семье и в дошкольных учреждениях. Но, согласно данным исследования нашего дошкольного учреждения, посвященного изучению чтения, в семьях с детьми дошкольного возраста преобладает категория родителей (67%), которые не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В семьях (43%), как правило, культивируется ежедневный просмотр телепередач и видео, 75% родителей хотели бы приобщить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная категория родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда устраивает совместные семейные чтения. Большинство родителей (75%) отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Репертуар книг для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен, поэтическая подготовка дошкольников пребывает в плачевном состоянии.

К сожалению, детский сад не в состоянии компенсировать проблемы семьи. Даже в тех воспитательных учреждениях, где в программу обучения и воспитания входит приобщение детей к литературе, используются обычно небольшие по объему или сокращенные произведения разных жанров, с помощью которых невозможно привить любовь к книге. Все это приводит к тому, что наблюдается ежегодное увеличение показателя низкого уровня сформированности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений.

Основная цель программы – формировать устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний. Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений;
  2. развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ;
  3. продолжать побуждать детей эмоционально и выразительно передавать содержание произведений, участвовать в инсценировках известных литературных произведений;
  4. развивать детские творческие способности: придумывание сказок, загадок, использование их в повседневной жизни.
  5. знакомить детей с книжной графикой как изобразительным видом искусства;
  6. подвести к пониманию того, что книга – источник знаний.

Периодичность проведения совместной (образовательной) деятельности.

Возраст детей

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

5-7 лет

2 / 60 мин (1час)

8/ 240 мин (4 часа)

72/ 2160 мин (36 часов)

Учебный план дополнительной образовательной услуги

кружок «Страна книжек»

№ п/п

Наименование услуги

Кол-во детей

Продолжительность занятий

Исполнитель

Кружок «Страна книжек»

16 детей

25 минут

2 раза в неделю

Воспитатель

Работу по воспитанию интереса к художественной литературе целесообразно проводить, используя разные формы организации совместной деятельности:

  • тематические - приобщение дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской жизни;
  • теоретические - знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста;
  • творческие - развитие творческого потенциала дошкольников;
  • аналитические - анализ текст с целью глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности и применяя различные методы совместной деятельности:
  • Чтение произведений
  • Вопросы к детям по содержанию произведений
  • Пересказ произведения
  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек
  • Просмотр видеофильмов, диафильмов
  • Оформление выставки

Учебный план.

Тема

Количество занятий

Количество часов

1.

Открытие библиотеки детского сада

1

25 минут

2.

«Я учусь слушать сказки»

1

25 минут

3.

«Как создается книга»

1

25 минут

4.

«Откуда пришла книга»

1

25 минут

5.

«Как создается детская книга»

1

25 минут

6.

«Дорога к письменности»

1

25 минут

7.

Знакомство с книгой

1

25 минут

8.

Подбор материала и оформление выставки «Наши любимые книги»

1

25 минут

9.

«Из чего состоит книга»

1

25 минут

10.

«Что такое стихи?»

1

25 минут

11.

«Путешествие в страну литературы»

1

25 минут

12.

«Уж небо осенью дышало»

1

25 минут

13.

«Уж небо осенью дышало»

1

25 минут

14.

Весёлые стихи Б. Заходера.

1

25 минут

15.

Беседа о том, как Карлсон открыл для себя новое искусство

1

25 минут

16.

Подбор материала и оформление выставки «Книги разные важны…»

1

25 минут

17.

«Как рождается книга?»

1

25 минут

18.

Путешествие в литературию

1

25 минут

19.

Мы любим Маршака (литературная викторина)

1

25 минут

20.

Тема. «Улыбнись на счастье». Читаем стихи А.Барто.

1

25 минут

21.

«Рассказ об истории создания книги»

1

25 минут

22.

«Как надо относиться к книге»

1

25 минут

23.

«Кто и как создает рисунки в книгах»

1

25 минут

24.

Подбор материала и оформление выставки «Здравствуй, Зимушка – зима!»

1

25 минут

25.

Книжная графика «Угадай по рисунку сказочное животное»

1

25 минут

26.

Здравствуй, гостья-зима! Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме.

1

25 минут

27.

«Знакомство с художниками. Е.И. Чарушин»

1

25 минут

28.

Рисунки Конашевича к сказкам А.С. Пушкина

1

25 минут

29.

Викторина «Любимые произведения»

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

1

25 минут

30.

Просмотр видеофильма «12 месяцев»

1

25 минут

31.

Экскурсия в библиотеку

1

25 минут

32.

Подбор материала и оформление выставки «Научная литература»

1

25 минут

33.

«В сказку за знаниями»

1

25 минут

34.

Дидактическая игра «Волшебный телевизор»

1

25 минут

35.

«Путешествие в сказку»

1

25 минут

36.

Тема: чтение сказки К. И. Чуковского «Тараканище»

1

25 минут

37.

Сказка за сказкой (дидактическая игра)

1

25 минут

38.

Сказки А. Толстого для детей.

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения

1

25 минут

39.

Использование жидких красителей, красок художниками – графиками, иллюстраторами.

1

25 минут

40.

Подбор материала и оформление выставки «Зимние забавы»

1

25 минут

41.

Книги Е. Чарушина Чтение рассказов. Составление выставки.

1

25 минут

42.

Рассказы Б. Житкова о животных

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок.

1

25 минут

43.

Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» Выбор и чтение книг.

1

25 минут

44.

Стихи А.Л. Барто. Произведения об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

1

25 минут

45.

С. Михалков и его творчество Чтение стихов С. Михалкова. Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

1

25 минут

46.

Художник Пахомов «Рассказ о неизвестном герое»

1

25 минут

47.

Певучая контурная линия

1

25 минут

48.

Подбор материала и оформление выставки «День защитника Отечества»

1

25 минут

49.

Чтение докучных сказок

1

25 минут

50.

Изучаем космос.

1

25 минут

51.

Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». Составление рассказов.

1

25 минут

52.

Произведения М. Пришвина Чтение и перечитывание любимых произведение М. Пришвина. Рассказ от лица героя

1

25 минут

53.

«В некотором Царстве...»

1

25 минут

54.

«Доброе слово сказать – что дождь в засуху»

1

25 минут

55.

«Что на что похоже?»

1

25 минут

56.

Подбор материала и оформление выставки «Весенняя песенка для мамы»

1

25 минут

57.

Сказки дружной семьи. Проба пера. Составление сказок в семье.

1

25 минут

58.

Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка Чтение и анализ рассказов и сказок Е. Пермяка по выбору

1

25 минут

59.

Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена Чтение и анализ сказок.

1

25 минут

60.

Рассказы Н. Носова

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок.

1

25 минут

61.

Проба пера. Составление загадок и сказок.

Сочинение загадок и сказок.

1

25 минут

62.

Сказки – несказки В. Бианки. Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.

1

25 минут

63.

Таинственный рисунок

1

25 минут

64.

Подбор материала и оформление выставки «Произведения Н. Носова»

1

25 минут

65.

«Заклички как жанр»

1

25 минут

66.

«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце.

1

25 минут

67.

Рисунки Конашевича к сказкам А.С. Пушкина

1

25 минут

68.

Викторина «Любимые произведения» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

1

25 минут

69.

Книги – самоделки.

1

25 минут

70.

Экскурсия в библиотеку

1

25 минут

71.

Книги в дорогу

1

25 минут

72.

Подбор материала и оформление выставки «Мужество. Подвиг. Слава…»

1

25 минут

72

1800 (30 часов)

  1. Содержание программы.

3.1. Календарно-тематическое планирование работы с детьми.

Тема

Цель

1.

Открытие библиотеки детского сада

Познакомить детей библиотекой.

2.

«Я учусь слушать сказки»

Выработать модель поведения ребенка во время чтения.

3.

«Как создается книга»

Познакомить детей с понятиями «автор», «писатель».

4.

«Откуда пришла книга»

Дать детям знания о том, как делается книга.

5.

«Как создается детская книга»

Познакомить детей с понятиями «художник детской книги», «иллюстратор».

6.

«Дорога к письменности»

Рассказать о происхождении славянского алфавита.

7.

Знакомство с книгой

Показать составные части книги: обложка, заставка, титульный лист, иллюстрации, разворот, концовка

8.

Подбор материала и оформление выставки «Наши любимые книги»

9.

«Из чего состоит книга»

Продолжить знакомство с историей создания книги.

10.

«Что такое стихи?»

Дать первое представление о рифме.

11.

«Путешествие в литературию»

Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст произведения.

12.

«Уж небо осенью дышало»

Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, учить откликаться на поэтичность стихотворных строк.

13.

«Уж небо осенью дышало»

Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам.

14.

Весёлые стихи Б. Заходера.

Знать творчество Б. Заходера.

Уметь: определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение.

15.

Беседа о том, как Карлсон открыл для себя новое искусство

Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности.

16.

Подбор материала и оформление выставки «Книги разные важны…»

17.

«Как рождается книга?»

Познакомить с историей создания книги; учить устанавливать причинно - следственные связи между явлениями; формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто ее создает.

18.

Путешествие в литературию

Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст стихотворения; активизировать словарь детей; познакомить с новыми словами через их этимологический анализ; развивать память, внимание, воображение.

19.

Мы любим Маршака (литературная викторина)

продолжить знакомство с творчеством С.Я. Маршака, закрепить ранее усвоенные знания о его произведениях, развивать интерес к художественной литературе.

20.

Тема. «Улыбнись на счастье». Читаем стихи А.Барто.

Познакомить детей с жизнью и творчеством А.Барто; вспомнить стихи, знакомые с раннего детства; побуждать детей к выразительному чтению стихов; продолжать знакомство с Москвой посредством стихов А.Барто.

21.

«Рассказ об истории создания книги»

Познакомить детей с историей создания бумаги.

22.

«Как надо относиться к книге»

Закрепить знания о бережном и аккуратном отношении к книгам.

23.

«Кто и как создает рисунки в книгах»

Закрепить представление о графике и таком её виде, как книжная графика, её особенностях и средствах выразительности.

24.

Подбор материала и оформление выставки «Здравствуй, Зимушка – зима!»

25.

Книжная графика «Угадай по рисунку сказочное животное»

Закрепить представление об особенностях изображения образов сказочных животных.

26.

Здравствуй, гостья-зима!

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме.

Уметь выбирать произведения по данной теме.

27.

«Знакомство с художниками. Е.И. Чарушин»

Продолжать знакомить детей с художниками – иллюстраторами

28.

Рисунки Конашевича к сказкам А.С. Пушкина

Знакомство детей с иллюстрациями В.В. Конашевича к сказкам А.С. Пушкина

29.

Викторина «Любимые произведения»

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия.

30.

Просмотр видеофильма «12 месяцев»

Помочь детям запомнить последовательность развития сюжета, заметить смену настроения у персонажей сказки

31.

Экскурсия в библиотеку

Продолжать знакомить детей со школой, дать знания о библиотеке.

32.

Подбор материала и оформление выставки «Научная литература»

33.

«В сказку за знаниями»

Развитие познавательных способностей у детей;

развитие речи, сенсорных способностей, мелкой моторики рук;

34.

Дидактическая игра «Волшебный телевизор»

Развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое.

35.

«Путешествие в сказку»

Развитие основных психических процессов (внимания, памяти и мышления), мелкой моторики.

36.

Тема: чтение сказки К. И. Чуковского «Тараканище»

Помочь детям запомнить последовательность развития сюжета, заметить смену настроения у персонажей сказки, отметить пережитые ими чувства радости, страха и тревоги. Обратить внимание на высказывания разных животных о Таракане, выделить наиболее смешные ситуации. Составить модель сюжета сказки.

37.

Сказка за сказкой (дидактическая игра)

Упражнять детей в правильном употреблении различных грамматических форм, правильно употреблять несклоняемые существительные (антонимы). Активизировать словари и уточнить понимание смысла слов, обозначающих некоторые нравственные категории.

38.

Сказки А. Толстого для детей.

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения

Уметь находить нужную книгу, внимательно слушать читаемый текст, отвечать на вопросы.

39.

Использование жидких красителей, красок художниками – графиками, иллюстраторами.

Продолжать знакомить с изобразительными материалами, которыми пользуются графики. Показать возможности в создании образов разными способами, используя контурные линии, штрихи.

40.

Подбор материала и оформление выставки «Зимние забавы»

41.

Книги Е. Чарушина Чтение рассказов. Составление выставки.

Уметь внимательно слушать и анализировать прочитанное.

42.

Рассказы Б. Житкова о животных

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок.

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение

43.

Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» Выбор и чтение книг.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

44.

Стихи А.Л. Барто. Произведения об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать стихотворения, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

45.

С. Михалков и его творчество Чтение стихов С. Михалкова. Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему;

46.

Художник Пахомов «Рассказ о неизвестном герое»

Продолжать знакомить детей с творчеством художника – иллюстратора А. Пахомова.

47.

Певучая контурная линия

Вызвать интерес к техническому элементу – контурной линии. Показать возможности её использования.

48.

Подбор материала и оформление выставки «День защитника Отечества»

49.

Чтение докучных сказок

Познакомить с новым видом народной сказки – докучной; развивать память, внимание.

50.

Изучаем космос.

Чтение книг о космосе, о космонавтах.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

51.

Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». Составление рассказов.

Уметь составлять устный рассказ по картинкам

52.

Произведения М. Пришвина Чтение и перечитывание любимых произведение М. Пришвина. Рассказ от лица героя

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

53.

«В некотором Царстве...»

Знакомство с творчеством С. Аксакова и беседа по сказке «Аленький цветочек»

54.

«Доброе слово сказать – что дождь в засуху»

Уточнить представления детей об особенностях рассказа.

55.

«Что на что похоже?»

Вызвать интерес к контурной линии как средству выразительности в рисунке, к её образным превращениям, видоизменениям.

56.

Подбор материала и оформление выставки «Весенняя песенка для мамы»

57.

Сказки дружной семьи. Проба пера. Составление сказок в семье.

Уметь сочинять сказки, фантазировать.

58.

Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка Чтение и анализ рассказов и сказок Е. Пермяка по выбору

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

59.

Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена Чтение и анализ сказок.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

60.

Рассказы Н. Носова

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок.

Уметь инсценировать прочитанное.

61.

Проба пера. Составление загадок и сказок.

Сочинение загадок и сказок.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

62.

Сказки – несказки В. Бианки. Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.

Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.

63.

Таинственный рисунок

Развивать у детей наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира. Познакомить их с выразительными особенностями точки как средства графического языка, её декоративным возможностям.

64.

Подбор материала и оформление выставки «Произведения Н. Носова»

65.

«Заклички как жанр»

Познакомить детей с новым фольклорным жанром, расширить их представления о народной жизни, научить использовать заклички.

66.

«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце.

Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

67.

Рисунки Конашевича к сказкам А.С. Пушкина

Знакомство детей с иллюстрациями В.В. Конашевича к сказкам А.С. Пушкина

68.

Викторина «Любимые произведения» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия.

69.

Книги – самоделки.

Издание своей книги. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Уметь анализировать чтение, фантазировать.

70.

Экскурсия в библиотеку

Продолжать знакомить детей со школой, дать знания о библиотеке.

71.

Книги в дорогу

Уточнить и расширять знания детей о библиотеке.

72.

Подбор материала и оформление выставки «Мужество. Подвиг. Слава…»

Данное тематическое планирование представляет собой один из вариантов распределения учебного материала, в который педагог может вносить коррективы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня восприятия литературных произведений
  • способность к восстановлению цепи событий и установлению разнообразных смысловых связей внутри произведения и между произведениями
  • появление начальных осознаний основ жанра, способности замечать отдельные выразительные средства языка
  • сформированность представлений о книжной графике, её особенностях (связь с текстом)

5. Механизм реализации программы.

Материально – технические условия:

  • Оборудованная зона для книжного уголка.
  • Библиотека с произведениями отечественных и зарубежных детских писателей и поэтов.
  • Картинная галерея с произведениями художников – оформителей.
  • Фонотека с записями произведений в авторском исполнении.
  • Пособия, игры на закрепление программного материала.
  • Канцелярские принадлежности для детского творчества.
  • Интернет – ресурсы.

Методическое обеспечение:

  • Алябьева Е.А. «Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» // М.2002г.
  • Алиева Т. «Книга и творчество ребенка» //Дошкольное воспитание №10 1990г
  • Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго» // М. 2003г.
  • Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения» // М.2003г
  • Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу» // М.2005г
  • Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике» // С-П 2004г.
  • Н.В. Микляева «Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения» //М.2005г.
  • Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» // М.2003г

Литература:

  1. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго» // М. 2003г.
  2. Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике» // С-П 2004г.
  3. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу» // М.2005г
  4. Лебедева Н. «Рассказы о художниках» // Дошкольное воспитание №7 1992г.
  5. Н.В. Микляева «Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения» //М.2005г.
  6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» // М.2003г

Диагностика «Литературное развитие детей» в группе «Дошколята»

В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребенка.

К старшему дошкольному возрасту наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов детей, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы, расширяются возможности дошкольников в передаче результатов восприятия художественного текста в разных видах творческой деятельности.

Литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Диагностика проводится в начале года и в конце, для того, чтобы сравнить эффективность программы по кружковой деятельности «Страна книжек» для детей старшего дошкольного возраста.

Критерии диагностики:

1.Интерес детей к книге;

2. Интерес к слушанию;

3. Умение выразительно пересказывать сказки;

4. Участие в инсценировки;

5. Умения различать литературные произведения по жанрам: сказка, рассказ, стихотворение.

Уровни литературного развития детей старшего дошкольного возраста:

Низкий (1-3 балла).

Ребенок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. Не различает жанров литературных произведений. При восприятии литературного произведения устанавливает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное, выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает.

Средний (4-7 баллов).

Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и др.). Литературный опыт не богат, включает лишь произведения программы. Различает основные жанры: стихотворение и сказка. Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, но не проявляет творческой инициативы.

Высокий (8-10 баллов).

Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Имеет богатый литературный опыт, включающий произведения разной тематики и жанров. Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики  или жанра. Способен устанавливать существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Верно осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен в изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов.

В диагностике принимали участие 16 детей (8 девочек и 8 мальчиков). Результаты диагностики за 2018-2020 гг. представлены в таблицах ниже.

Сводная таблица литературного развития детей группы «Дошколята»

за 2018-2019 учебный год

Воспитатель: Линская Людмила Сергеевна

Показатели

Начало года

Конец года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Интерес к книге

2 (12%)

8 (50%)

6 (38%)

3 (19%)

9 (56%)

4 (25%)

Интерес к слушанию

2 (12%)

8 (50%)

6 (38%)

3 (19%)

9 (56%)

4 (25%)

Умение выразительно пересказывать сказки

1 (6%)

6 (37%)

9 (57%)

1 (6%)

8 (50%)

7 (44%)

Участие в инсценировке

1 (6%)

5 (31%)

10 (63%)

2 (12%)

7 (44%)

7 (44%)

Умения различать литературные произведения по жанрам

1 (6%)

7 (44%)

8 (50%)

2 (12%)

8 (50%)

6 (38%)

Сводная таблица литературного развития детей группы «Дошколята»

за 2019-2020 учебный год

Воспитатель: Линская Людмила Сергеевна

Показатели

Начало года

Конец года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Интерес к книге

3 (19%)

9 (56%)

4 (25%)

5 (32%)

10 (62%)

1 (6%)

Интерес к слушанию

3 (19%)

9 (56%)

4 (25%)

5 (32%)

10 (62%)

1 (6%)

Умение выразительно пересказывать сказки

1 (6%)

8 (50%)

7 (44%)

3 (19%)

10 (62%)

3 (19%)

Участие в инсценировке

2 (12%)

7 (44%)

7 (44%)

2 (12%)

11 (69%)

3 (19%)

Умения различать литературные произведения по жанрам

2 (12%)

8 (50%)

6 (38%)

3 19(%)

11 (69%)

2 (12%)

По результатам мониторинга видно, что в начале диагностики, перед использованием программы «Страна книжек», у большинства детей был средний и низкий уровни интереса к книге и к слушанию книг. Большинство детей не умели выразительно пересказывать сказки. У большинства детей в группе не было желания принимать участия в инсценировке. Большинство детей не умели различать литературные произведения по жанрам.

После того, как внедрили программу «Страна книжек» в работу с детьми, провели повторную диагностику в конце года, для того, чтобы проверить изменились показатели литературного развития или нет. Диагностика в конце 2019 учебного года показала, что показатели немного изменились. У детей появился интерес к книге и ее слушанию. Некоторые дети научились выразительно пересказывать сказки, начали соглашаться на участие в инсценировке и постановке сказок. Научились различать литературные произведения по жанрам.

По результатом мониторинга в конце  учебного года можно сказать о том, что программа литературного развития полезна в работе с детьми. Показатели изменились в положительную сторону.

По результатам мониторинга за два года проведения программы эффективность программы была доказана. Диагностика проводилась дважды в год и показатели изменялись в лучшую сторону.

При реализации программы для родителей были разработаны рекомендации:

  1. Относиться к чтению как к серьёзному и важному занятию с детьми;
  2. Создать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
  3. Читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
  4. Обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

Конспект занятия «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Тараканище».

Цель: познакомить детей с произведением К. И. Чуковского «Тараканище».

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закрепить знание сказок и стихов К. И. Чуковского.
  1. Развивающие:
  • Развивать творческие способности детей: воображение.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным;
  • Показать на произведениях К. И Чуковского, что добро всегда побеждает зло.

Материал и оборудование:

Портрет К.И.Чуковского, иллюстрации к сказкам, книги со сказками К.И.Чуковского, доска с магнитами, иллюстрации из разных сказок К.И.Чуковского, картинки с разными животными (для создания панно), аудиозапись со сказкой «Тараканище», картинка полянки на ватмане.

Предварительная работа:

За несколько дней до занятия, воспитатель напоминает сказку «Телефон» группе детей и репетирует с ними сценку.

За один - два дня до занятия воспитатель показывает детям иллюстрации  изображением насекомых (таракан), обращая внимание на внешний вид.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети располагаются на ковре.

В: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

Воспитатель читает начало сказки «Тараканище».

В: Ехали медведи на велосипеде,

  А за ними кот задом наперед….

Ребята, вы знаете, кто написал эти строки?

Д: Нет, не знаем.

В: А приходилось ли вам слышать эти стихи?

Д: Да. Они нам знакомы. Мы их слышали.

В: Этими стихотворными строчками начинается произведение «Тараканище». Мы с вами его еще не читали. А написал его Корней Иванович Чуковский. Все произведения у Корнея Ивановича очень веселые, озорные, удивительно интересные сказки в стихах, которые можно слушать много раз.

Далее педагог показывает портрет К.И.Чуковского и демонстрирует одну за другой книги «Путаница», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» и т. д., а дети их называют.

В: Мы, ребята, засиделись, давайте немного поиграем.

Проводится физминутка «Все ребята дружно встали».

Все ребята дружно встали        Выпрямится.

И на месте зашагали.              Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.   Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели   Присесть.

И тихонько разом сели.       Выпрямится и сесть.

В: Я очень люблю читать сказки К.И.Чуковского (обращая внимание детей на портрет). Он написал великое множество стихов для детей. Корней Иванович очень любил девочек и мальчиков. Часто встречался с ними, наблюдал, играл, рассказывал им различные истории. Сказки у него всегда очень добрые и поучительные.

Затем воспитатель показывает иллюстрации к стихам и сказкам К.Чуковского, сопровождая показ чтением соответствующих отрывков. Прикрепив картинку к доске и прочитав отрывок, педагог, обращаясь к детям, спрашивает:

В: Дети, догадались ли вы из какой сказки эти стихи? (ответы детей).

В: Ребята, вы такие молодцы! Вы очень хорошо знаете сказки Корнея Ивановича Чуковского. А какие сказки вам нравятся больше всего?

Дети делятся своими рассказами о любимых сказках дедушки Корнея.

Далее заранее подготовленные дети показывают сценку из сказки «Телефон».

В: А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать новое произведение, которое написал Корней Иванович Чуковский. Называется оно «Тараканище». Сейчас вы услышите, как свои произведения читает сам дедушка Корней.

Педагог включает аудиозапись с произведением «Тараканище».

В: Ребята, понравилась ли вам сказка в стихах? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети делятся впечатлениями.

В: Да, ребята. Воробей спас всех зверей от злого таракана, все звери были очень рады и благодарили своего спасителя. В сказках, как и в жизни, добро всегда побеждает зло.

В заключении нашего занятия, я предлагаю вам, создать картину о сказке «Тараканище». Из картинок лежащих на столе, нужно выбрать животных, о которых мы слушали в сказке «Тараканище». И наклеить их на вот такую славную полянку.

Молодца, ребята, у нас получилась отличная картина. А теперь, давайте поделимся своими впечатлениями о нашем занятии. Расскажите, что вам понравилось, а что нет.

Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений  изобразител...

Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"

Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах ж...

Программа по кружковой работе для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Чудесные пейзажи" правополушарное рисование

Кружковая программа по рисованию для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)«Чудесные пейзажи»(правополушарное рисование)Цель и задачиЦель: развитие творческих способностей, посредс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕЛЫЕ ЗАТЕИ»

МБДОУ " Детский сад 52 "Аленький цветочек "Город Смоленск 2022  Программа рассмотрена и одобренана заседании педагогического советаПротокол № ____от «____»___...