Программа по кружку "Страна оригами"
рабочая программа (старшая группа)

Кадимова Ленара Музагитовна

Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и способствует подготовке его к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_kruzhok_st.gr_.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного кружка для детей 5–6 лет «Страна оригами»

Автор:  Бурасова Ольга Сергеевна

            Кадимова Ленара Музагитовна

Направленность программы.

Одним из приоритетных направлений работы детского сада является познавательное развитие.

Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и способствует подготовке его к школе. Психологами и педагогами доказано, что техника оригами способствует развитию у детей целого комплекса навыков. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.

Дети проявляют большой интерес к оригами. Удовлетворить детские познавательные интересы, совершенствовать мастерство конструирования из бумаги возможно в рамках кружковой работы. Освоение детьми различных базовых форм оригами позволит детям почувствовать себя, смелее, непосредственнее, даст полную свободу для самовыражения.

Новизна программы заключается в том, что данная программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Актуальность программы. Состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.

Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.

Отличительная особенность программы "Страна оригами" является расширение блока деятельности по освоению технологии оригами, комбинирование разных приемов работы с бумагой, что активизирует творческое мышление, открывает перспективу творческого развития обучающихся. Оригами – это увлекательное и одновременно сложное занятие, требующее выдержки, упорства, изобретательности и мастерства. Оригами развивает мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику, а следовательно, и речь - поэтому занятие оригами очень полезны детям. Кроме того, работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, усидчивости. То есть таких качеств, которые помогут ребенку успешно учиться в школе. Особенностью программы является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием не только интеллектуальных и творческих способностей, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой. Во-вторых деятельная дружеская атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. В-третьих, большое трудолюбие и терпение, т. к. занятие бисероплетением требует много усилий.

Программа работы кружка составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Цель программы: Создание условий для развития детей путем их вовлечения в творческую деятельность в процессе занятий оригами.

Задачи:

Обучающие:

1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы.

 3. Обучение различным приемам работы с бумагой.

Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

2. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.

Воспитывающие:

1. Привить интерес к искусству оригами.

2. Расширить коммуникативные способности детей.

Возраст дошкольников, которым адресована программа: Программа адресована воспитанникам 5-6 лет.

Формы занятий. Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

 Занятия организуются 1 раз в неделю. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам и составляют: для детей 5-6 лет – 25 минут.

Занятия проводятся во второй половине.

В конце года обучения дети должны знать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы складывания;

• Основные базовые формы;

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

• Простейшие модули;

• Правила техники безопасности.

Уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Различать и складывать базовые формы;

• Выполнять на основе базовых форм различные модели;

• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

• Собирать игрушки – «оригамушки»;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок.

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Владеть:

• основными приемами работы в технике оригами;

• основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в технике оригами;

• мелкой моторикой руки;

• воображением, которое реализуется в конструировании из бумаги.

Количество детей.  Список детей.

В деятельности кружка «Страна оригами» принимает участие вся старшая группа.

Октябрь

  1.  «Знакомимся со свойствами бумаги» Продолжить знакомить детей с техникой оригами, развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия. Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Аккуратность в работе. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.

Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши. Приобрести книгу по оригами «от азов к мастерству».

  1. «Гриб» с.35-36
  1. «Бабочка» с.37-38

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.

Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.

Ноябрь

  1. «Рыбка» с.39-40
  1.  «Лягушонок» с.41-42

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; продолжить знакомить с историей искусства оригами. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.

Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.

Декабрь

  1. «Самолет» с.43-44
  1. «Щенок» («Кто сказал мяу?») с.45-47

 Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов на театрализованное представление для родителей; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.

Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.

Январь

  1. «Зайчик» с.48-50

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.

Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.

Февраль

  1. «Елочка» с.32-34

 Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим.

Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.

Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши. Консультация для родителей «С пальчиками играем, стихи повторяем»

3-4. «Кораблик» с.51-52

Март

1-2. «Корзиночка для мамы» с.106-109

     3-4. «Курочка» с.73-74

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. Беседа, показ воспитателя, рассматривание образцов и иллюстраций.

Схемы поэтапного складывания, бумага цветная, клей, ножницы, цветные карандаши.

Апрель

1-2. «Птица» с.75-78

  1. «Сова» с.78-79

Май

1-2. «Изготовление головных уборов» с.198-208

Литература:

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996 г. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебное оригами"

Программа кружка составлена для  детей подготовительной группы. Во время кружковой работы дети знакомятся с японским искусством и развивают тонкую моторику рук, что способствует по...

Дополнительная образовательная программа"Волшебный мир оригами"

Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" является программой художественно-эстетической направленности.Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного воз...

Программа кружка "Удивительное оригами!"

Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста, на один год....

программа "Волшебный мир оригами"

программа для старших дошкольников "Волшебный мир оригами"...

ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами»....

Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"

программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...

Рабочая программа кружка по оригами "Волшебный мир оригами"

Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли....