ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Якушкина Татьяна Петровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Волшебный квадратик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Волшебный квадратик»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Якушкина Татьяна Петровна

педагог дополнительного образования

Москва

 2021

Содержание

  1. Пояснительная записка

2.  Учебно-тематический план        

3.  Содержание учебной программы

4.   Календарно-тематическое планирование         

5.   Методическое обеспечение программы        

6.    Список используемой литературы        

  1. Пояснительная записка

Программа «Волшебный квадратик», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

         Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, обучать детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Программа дополнительного образования «Волшебный квадратик» направлена на художественно-эстетическое развитие и развитие творческих способностей у детей. Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое творчество», «Социально – коммуникативное развитие»), а также согласуется с Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

 Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

 Актуальность программы. Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:

- развитие мелких мышц пальцев;

- сбалансированное развитие логического и образного мышления;

- формирование пространственных представлений;

- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;

- расширение кругозора;

- удовлетворение познавательных интересов.

Цель программы – знакомство детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать умения следовать устным конструкциям.

- Обучать различным приемам работы с бумагой, обогащать словарный запас ребенка специальными терминами.

-Развивать внимание, память и логическое мышление.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д

- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

- Развивать художественный вкус, творческие способности детей.

- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

- Развивать пространственное воображение.

- Расширять коммуникативные способностей детей.

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Новизна и методика программы: при обучении оригами пристальное внимание уделяется развитию познавательных процессов. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.

Отличительные особенности программы «Волшебный квадратик» являются формы проведения занятий.

Форма занятий:

 Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка:

- беседы, чтение художественной литературы;

- индивидуальная работа, групповая работа;

- коллективно – творческая работа.

Учебная программа «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 учебный год, в состав кружка входят дети, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Длительность занятий – 30-35 минут. Занятия проводятся с подготовительной группой «Звоночки» 1 раз в неделю с начала сентября по конец мая, диагностических занятий - 5, практических – 33, всего 38 занятие в течение учебной программы.

                  Организационно-методические пояснения по проведению занятий

по учебной программе «Волшебный квадратик»

Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, все необходимые материалы находятся на видном месте. В процессе работы дети с любым вопросом могут обратиться к педагогу.

Примерная структура занятий. 

Организационный момент или приветствие (нужно не только поздороваться с детьми, а также узнать их настроение и т. д.).

На следующем этапе занятия происходит активизация усвоенного материала на предыдущих занятиях. В зависимости от содержания материала эта часть занятия может проходить в форме ответов и вопросов, игры.

Затем происходит знакомство с новым материалом с использованием яркого наглядного пособия и первичное его закрепление.

Пальчиковая гимнастика.

Ориентация на листе бумаги.

Чтобы на занятиях было интересно и не утомительно, для детей необходимо использовать физ. минутки.

Рефлексия.

Формы контроля:

Для контроля за реализацией программы, определения уровня овладения учебным материалом воспитанниками, в программе предусматривается:

  • Педагог подготавливает детей на выполнение задания, рассказывает о предстоящей работе, подбирает необходимый материал. При завершении – подводит итог (отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть);
  • Проведение обзорных занятий по завершении того или иного этапа обучения с элементами тестирования (это позволяет проследить динамику развития ребенка);
  • Наблюдения педагога за развитием ребенка, которые ведутся в течение всего процесса обучения.

Ожидаемый  результат:

В результате обучения по данной программе дети:

- познакомятся с искусством оригами;

- научаться различным приемам работы с бумагой;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- приобретут навыки работы в коллективе;

-получат первоначальные измерительные умения (учить измерять длину и ширину предмета с помощью условной меры (бумаги в клетку));

-научаться ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги);

-познакомятся с планом, схемой, маршрутом, картой;

-разавьют навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

                              Основные требования к уровню подготовки детей 6-7 лет

по учебной программе «Волшебный квадратик»

Возраст

Дети должны знать

Дети должны уметь

6-7 лет

Счет до 20ти

Лево- право

Слева-справа

Верх- низ

Вверху- внизу

Середина

Верхний левый угол

Верхний правый угол

Нижний левый угол

Нижний правый угол

Над, под, за, около

Квадрат

Прямоугольник

Треугольник

Находить левую и правую сторону квадрата, прямоугольника

Находить верхнюю и нижнюю стороны квадрата, прямоугольника

Находить середину квадрата

Показывать все стороны квадрата, прямоугольника, треугольника

Показывать все углы квадрата, прямоугольника, треугольника

Складывать квадрат слева направо пополам

Складывать квадрат сверху вниз пополам

Складывать по диагонали квадрат

Делать из прямоугольника квадрат

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания, а также используя условную меру (складывать четырехугольный лист бумаги так чтобы получалось: два равных прямоугольника, четыре квадрата, два треугольника, четыре треугольника);

Правильно обращаться с ножницами.

  1. Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности

4 ч

2 ч

2 ч

  1. Основы изучения оригами

33 ч

16,5  ч

16,5  ч

  1. Подведение итогов освоения программы

1 ч

0,5 ч

0,5 ч

ИТОГО

38 ч

19 ч

19 ч

  1. Содержание учебной программы

 

Тема занятия

Программное содержание

«Диагностика»

Выявить знания детей об основных геометрических понятиях и умения ориентироваться на листе бумаги и следовать устным инструкциям.

«Знаки оригами»

Познакомить детей с основными схемами и знаками оригами.

«Основные приемы складывания»

Учить складывать бумагу различными способами, познакомить с базовыми формами оригами.

 «Листья».    

Обогащать знания детей об разнообразие деревьев и особенности времени года «Осень». Формировать у детей эстетические чувства. Привитие интереса к занятия оригами.

«Яблоко»

Учить работать по линиям, развивать мелкую моторику, воспитывать старание. Развивать фантазию, творчество, конструктивное мышление и сообразительность; формировать умение общаться друг с другом, работать в паре, группе.

«Груша»

Учить следовать словесным инструкциям. Развивать внимание, воображение, зрительное восприятие. Формировать положительный эмоциональный настрой.

«Грибы»

Прививать любовь к родной природе. Расширять знания детей о растительном мире и мире грибов. Учить аккуратности при работе с бумагой.

Оформление коллективной работы «Осенний урожай».  

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Аквариумные рыбки»

 Воспитывать интерес ко всему живому, пополнять знания детей о рыбах.

«Карп»

 Обогатить и разнообразить представления детей об искусстве оригами и киригами.

Познакомить с праздником мальчиков, проводимым в Японии.

Учить складывать из квадратного листа бумаги базовую форму «Рыба».

Создавать условия для творческого освоения способов складывания фигурок.

«Золотая рыбка».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «а-ля прима» (рисование по мокрому листу), научить передавать признаки необычности, сказочности.

Закрепить умение объединять в работе различные техники: рисование, аппликацию, оригами и киригами.

Воспитывать стремление выполнять свою работу как можно лучше, складывая бумагу аккуратно и правильно.

 Оформление коллективной работы «Аквариумные рыбки».

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Кошелек».

Продолжать учить складывать модульные игрушки в технике оригами. Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно. Привитие детям элементарных сведений о финансовой грамотности.

«Гномик»

Продолжать учить складывать модульные игрушки в технике оригами. Воспитывать стремление складывать бумагу аккуратно и правильно.

«Неваляшка»

Учить складывать неваляшку в технике модульного оригами. Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать внимание, воображение. Поощрять инициативу, творчество. Продолжать учить выполнять поделку, используя схему, пооперационную карту. Создавать поделку из нескольких частей.

 Звездочка-игрушка.

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме.

Коллективная игра «В игрушечном магазине».

Поддерживать интерес детей к занятиям. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Дом большой, дом маленький»

Закрепить умение следовать инструкции воспитателя; развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность

«Грузовик»

Закреплять навыки работы с бумагой. Учить складывать грузовик в хнике оригами и киригами.

 Легковой автомобиль. Оформление коллективной работы «Улица».    

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое. Закреплять у детей знания о безопасности на улице.

«Крокодил»

Учить складывать модульные игрушки в технике оригами, закреплять приемы аккуратного складывания. Привитие любви к животному миру.

«Слон»

 Закрепить умение мастерить фигурки оригами, развивать глазомер, мелкую моторику рук. Привитие любви к животному миру.

«Жираф»

Закреплять представления детей о животном мире жарких стран.

Оформление коллективной работы «Животные Африки».    

Развивать творческие способности детей. Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

 «Кузнечик»

Учить детей находить оптимальное с точки зрения композиции расположение предметов на листе.

Учить передавать разнообразие флоры и фауны.

Продолжать учить детей складывать игрушки способом оригами, развивая достигнутые на предыдущих занятиях успехи.

Воспитывать любовь к природе, знакомить с внешним видом и повадками насекомых.

«Божья коровка»

Продолжать учить детей складывать игрушки способом оригами, развивая достигнутые на предыдущих занятиях успехи.

Воспитывать любовь к природе, знакомить с внешним видом и повадками насекомых.

Создав положительный эмоциональный настрой, учить детей работать сообща.

«Стрекоза»

Вызвать у детей интерес к новому, более сложному виду натюрморта, включающего изображение живых объектов. Закреплять навык использования полученных знаний в собственном творчестве.

Закреплять понимание детьми приемов складывания бумаги, добиваться аккуратности в выполнении задания.

Оформление коллективной работы «Насекомые».    

Оформление коллективной работы «Насекомые». Развивать стремление дополнять композицию различными деталями, подходящими к основной теме. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Лиса»

Учить складывать лису в технике модульного оригами.

Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать внимание, воображение.

Поощрять инициативу, творчество, импровизацию в играх с поделками, выполненными в стиле оригами, по мотивам русских народных сказок.

 «Козел»

Познакомить с картиной Н.А. Тархова «Козы», подвести к пониманию художественного образа, учить кратко и лаконично называть картину.

Коллективная работа – театрализация сказки «Лиса и козел», с использованием игрушек-оригами.

Развивать творческие способности детей. Воспитывать умение работать в коллективе, объединяя свои поделки в единое целое.

«Попрыгушка-лягушка»

Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами, используя пооперационную карту; развивать воображение, воспитывать аккуратность, усидчивость.

«Сюрикен», «Стаканчик»

Учить изготавливать модели из бумаги с применением оригами и действовать с ними; совершенствовать точность мелких движений рук.

«Кролик»

Продолжать знакомить с творчеством Е.И. Чарушина, формировать умение рассматривать иллюстрации.

Закреплять умение самостоятельно по карте складывать модульные фигурки в технике оригами и киригами, прививать аккуратность.

Воспитывать любовь ко всему живому, вызывать у детей добрые чувства к игровым персонажам, желание прийти им на помощь.

«Ежик»

Продолжать знакомить с творчеством Е.И. Чарушина, формировать умение рассматривать иллюстрации.

Повышать интерес детей к искусству оригами через игровые приемы; закрепит умение мастерить поделки в стиле оригами с помощью пооперационных карт; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

«Аленушка»

Познакомить детей с творчеством В. Васнецова, с картиной «Аленушка», формировать умение рассматривать иллюстрации.

Закреплять умение самостоятельно по карте складывать модульные фигурки в технике оригами и киригами, прививать аккуратность.

Воспитывать любовь ко всему живому, вызывать у детей добрые чувства к игровым персонажам, желание прийти им на помощь.

Диагностика.

Проверить эффективность проведенной работы.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

Сроки (дата)

Планируемые

Скорректированные

6-7 лет

Диагностика

1

03.09.2021

Диагностика

1

10.09.2021

Диагностика. «Знаки оригами»

1

17.09.2021

Диагностика. Основные приемы складывания.

1

24.09.2021

«Листья»

1

01.10.2021

«Яблоко»

1

08.10.2021

«Груша»

1

15.10.2021

«Грибы»    

1

22.10.2021

Оформление коллективной работы «Осенний урожай».

1

29.10.2021

 «Аквариумные рыбки»    

1

05.11.2021

«Карп»

1

12.11.2021

«Золотая рыбка »

1

19.11.2021

Оформление коллективной работы «Рыбки в аквариуме»

1

26.11.2021

«Кошелек»

1

03.12.2021

«Гномик»

1

10.12.2021

«Неваляшка»

1

17.12.2021

«Звездочка-игрушка»

1

24.12.2021

Коллективная игра «В игрушечном магазине».   

1

31.12.2021

«Дом большой, дом маленький»

1

14.01.2022

«Грузовик»

1

21.01.2022

Легковой автомобиль. Оформление коллективной работы «Улица».  

1

28.01.2022

«Крокодил»

1

04.02.2022

«Слон»

1

11.02.2022

«Жираф»  

1

18.02.2022

Коллективная работа «Животные Африки».

1

25.02.2022

«Кузнечик»    

1

04.03.2022

«Божья коровка»

1

11.03.2022

«Стрекоза»    

1

18.03.2022

 Коллективная работа. «Насекомые»

1

25.03.2022

«Лиса» 

1

01.04.2022

«Козел»

1

08.04.2022

Коллективная работа – театрализация сказки «Лиса и козел», с использованием игрушек-оригами.

1

15.04.2022

«Попрыгушка - лягушка». Подвижная игра.

1

22.04.2022

«Сюрикен», «Стаканчик». Подвижная игра.    

1

29.04.2022

«Кролик».

1

06.05.2022

«Ежик».    

1

13.05.2022

 «Аленушка».

1

20.05.2022

Диагностика

1

27.05.2022

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Материальное обеспечение: бумага для оригами, писчая бумага, журнальная бумага, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей, кисть для клея, цветной картон, ножницы.
  2. Образцы изделий-оригами.
  3. Карты-схемы.
  4. Литературно-художественные произведения.
  5. Карточки с изображением: овощей и фруктов, домашних и диких животных, транспорта, игрушек, рыб , насекомые.
  6. Учебные материалы с иллюстрациями.
  7. Литературно-художественные произведения.
  8. Конспекты занятий.

  1. Список используемой литературы

1. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». М, «Айрис Пресс», 2005г

2. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду», 2010г

3. Морозова Г. В. «Конспекты комплексных занятий с использованием изодеятельности». 2010г

4. Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников», «Детство-Пресс», 2004 г

5. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги», «Просвещение»,1992г

6. Эм Г.Э. «путешествие в страну оригами», «Легион», 2013г

7. Интернет ресурсы.