Дополнительная образовательная программа " Волшебный квадратик"
рабочая программа (старшая группа)

Татьяна Игоревна Морозкина

1. Направленность программы.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Новизна программы.

При обучении оригами пристальное внимание уделяется развитию познавательных процессов. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.    

      3. Актуальность программы.

В последние годы у дошкольников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В дошкольном возрасте эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.

Не перечислить всех достоинств конструирования в развитии ребенка. Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Центр развития ребенка - детский сад №9»

Рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического

совета № 6 от

« 31» августа 2023 г.

«Утверждено»

Заведующая МАДОУ

«Детский сад №9»

_____________Ю.А. Тимошкина

Протокол № _____от_____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(Дополнительная общеразвивающая программа)

«Волшебный квадратик»                                                                                  (Художественное творчество)

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Описание: https://coloringpagesfortoddlers.com/wp-content/uploads/2018/03/beautiful-origami-bird-coloring-sheet.jpgОписание: https://coloringpagesfortoddlers.com/wp-content/uploads/2018/03/beautiful-origami-bird-coloring-sheet.jpgОписание: https://coloringpagesfortoddlers.com/wp-content/uploads/2018/03/beautiful-origami-bird-coloring-sheet.jpg

     Составитель:

Морозкина Т.И., воспитатель

                 

 Саранск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

10

4.

Содержание изучаемого курса

13

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

14

6.

Список литературы

16

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Волшебный квадратик»

Руководитель программы

Морозкина Татьяна Игоревна

Организация-исполнитель

МАДОУ« Центр развития ребёнка- детский сад № 9»

Адрес организации

исполнителя

430034, г. Саранск, ул. Ю. Святкина

Цель программы

Художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Направленность программы

Художественно-эстетическое

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

 адаптированная  

Уровень реализации программы

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

Ожидаемые конечные результаты программы

5-6 лет

Знать:

- историю возникновения оригами;

- основные приёмы складывания

- правила техники безопасности на занятиях;

 Уметь:

- подбирать бумагу нужного цвета

- пользоваться чертёжными инструментами, ножницами

- выполнять на основе базовых форм различные модели

 Владеть:

- основными приёмами работы в технике оригами

- основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в техники оригами

6-7 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Новизна программы.

При обучении оригами пристальное внимание уделяется развитию познавательных процессов. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.     

      3. Актуальность программы.

В последние годы у дошкольников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В дошкольном возрасте эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.

Не перечислить всех достоинств конструирования в развитии ребенка. Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т.п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.

Чтобы детям, было, интересно придумываются оригами-сказки, загадки, истории, устраиваются совместные «пальчиковые театры» и разыгрываются необыкновенные сюжеты.

Во время проведения занятий с детьми для снятия излишней возбудимости, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

      4. Отличительные особенности программы.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления картин из бумаги и поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. Мускулатура ребёнка должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.

6. Цель программы.

Художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

          7. Задачи программы

Образовательные:

  •  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  •  Формировать умения следовать устным инструкциям.
  •  Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.                                            
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.                                                                                                
  • Прививать любовь к искусству.                                                                    
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

8. Возраст детей.

 Первый год обучения- старшая группа (5-6 лет)

 Второй год обучения- подготовительная к школе группа ( 6-7 лет)

9. Сроки реализации.

   Сроки реализации программы 2 года.

   Срок проведения: с 1 октября по 31 мая

Периодичность занятий:

Старшая группа- 2 раза в неделю

Подготовительная группа- 2 раза в неделю

         10. Формы и режим занятий.

Режим организации занятий:

Группа

Старшая

Кол- во занятий в неделю

2

Кол-во занятий в месяц

4

Продолжительность занятия

25 мин

Продолжительность обучения

1 год

Группа

Подготовительная

Кол- во занятий в неделю

2

Кол-во занятий в месяц

8

Продолжительность занятия

30 мин

Продолжительность обучения

1 год

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

5-6 лет

Знать:

- историю возникновения оригами;

- основные приёмы складывания

- правила техники безопасности на занятиях;

 Уметь:

- подбирать бумагу нужного цвета

- пользоваться чертёжными инструментами, ножницами

- выполнять на основе базовых форм различные модели

 Владеть:

- основными приёмами работы в технике оригами

- основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в техники оригами

6-7лет

12. Форма проведения итогов. 

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

  • Данных планового педагогического обследование уровня развития детей ( сентябрь  и май);
  • Беседа с воспитанниками и их родителями;
  • Проведение консультаций для родителей

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка. Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае. Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист

пополам.

Инструкция: «Сложи лист пополам»

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по

диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает

линию сгиба;

2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов

(инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или

отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по

диагонали.

Инструкция: «Сложи лист по диагонали».

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали,

соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;

2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов

(инструкций) педагога;

1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или

отказывается от его выполнения

Задание№3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические

фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает)

все геометрические фигуры;

2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2

геометрические фигуры;

1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.

Задание №4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические

понятия (угол, сторона, линия сгиба).

Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и

предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все

геометрические понятия;

2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических

понятия;

1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.

Задание№5

Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой

линии.

Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;

2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии,

требуется помощь воспитателя;

1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.

Задание №6

Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.

Инструкция: полученный треугольник сложи пополам сверху.

Итоговый показатель

Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов). Ребенок самостоятельно складывает

лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно

называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник,

треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит

ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям.

Средний уровень: (от 10 до 15 баллов).

Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов). Ребенок не владеет навыками работы с

бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических

фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

Октябрь

«Диагностика»

1

25мин

10 мин

15

 «Знакомство с искусством оригами»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Превращение квадратика»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Дом»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Гриб»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Морковка»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Яблоко»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Поросенок»

1

25 мин

10  мин

  мин

Ноябрь

 

«Стакан»

1

25 мин

 10  мин

15 мин

« Кот»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Лошадь»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Кит»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Рыба»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Яхта»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Стакан»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Акула»

1

25 мин

10 мин

15 мин

Декабрь

«Снеговик»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Гномик»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Снежинка »

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Хомяк»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Ворона»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Журавлик»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Пингвин»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Мороженое»

1

25 мин

10 мин

15 мин

Январь

«Лисичка»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Звезда»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Конвертик для письма»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Медведь»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Волк»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Шапка»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Дед Мороз»

1

25 мин

10 мин

15 мин

«Медуза»

1

25 мин

10 мин

15 мин

Февраль

« Лодка»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Сердечко»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Парусник»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Рубашка»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Машина»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Самолёт»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Истребитель»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Пилотка»

1

25 мин

10мин

15 мин

Март

« Цветок»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Утка»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Платье»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Конфетка»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Тюльпан»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Сова »

1

25 мин

10мин

15 мин

« Мышь»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Жираф»

1

25 мин

10мин

15 мин

Апрель

« Бабочка»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Божья коровка»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Солнышко»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Страус»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Бананы»

1

25 мин

10мин

15 мин

«  Ракета»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Змей»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Пчёлка»

1

25 мин

10мин

15 мин

Май

« Воздушный змей»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Панда»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Змея»

1

25 мин

10мин

15 мин

« Касатка»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Звёздочка»

1

2 5мин

10 мин

15 мин

« Итоговое занятие»

1

25 мин

10 мин

15 мин

« Диагностика»

1

25 мин

10 мин

15 мин

Итого

64

200 мин

640 мин

960 мин

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

Октябрь

«Диагностика»

1

30 мин

10 мин

20 мин

 «Знакомство с искусством оригами»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Превращение квадратика»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Дом»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Гриб»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Морковка»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Яблоко»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Поросенок»

1

30 мин

10  мин

 20 мин

Ноябрь

«Стакан»

1

30 мин

 10  мин

20 мин

« Кот»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Лошадь»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Кит»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Рыба»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Яхта»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Стакан»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Акула»

1

30 мин

10 мин

20 мин

Декабрь

«Снеговик»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Гномик»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Снежинка »

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Хомяк»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Ворона»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Журавлик»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Пингвин»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Мороженое»

1

30 мин

10 мин

20  мин

Январь

«Лисичка»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Звезда»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Конвертик для письма»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Медведь»

1

30 мин

10 мин

20 мин

«Волк»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Шапка»

1

30 мин

10 мин

    20 мин

«Дед Мороз»

1

30 мин

10 мин

20  мин

«Медуза»

1

30 мин

10 мин

   20 мин

Февраль

« Лодка»

1

30 мин

10 мин

20  мин

« Сердечко»

1

30 мин

10мин

20  мин

« Парусник»

1

30 мин

10мин

20  мин

« Рубашка»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Машина»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Самолёт»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Истребитель»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Пилотка»

1

30 мин

10мин

20 мин

Март

30 мин

« Цветок»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Утка»

1

30 мин

10мин

20  мин

« Платье»

1

30 мин

10мин

20  мин

« Конфетка»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Тюльпан»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Сова »

1

30 мин

10мин

20 мин

« Мышь»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Жираф»

1

30 мин

10мин

20 мин

Апрель

« Бабочка»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Божья коровка»

1

30 мин

10мин

20  мин

« Солнышко»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Страус»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Бананы»

1

30 мин

10мин

20 мин

«  Ракета»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Змей»

1

30 мин

10мин

20  мин

« Пчёлка»

1

30 мин

10мин

20 мин

Май

« Воздушный змей»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Панда»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Змея»

1

30 мин

10мин

20 мин

« Касатка»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Звёздочка»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Итоговое занятие»

1

30 мин

10 мин

20 мин

« Диагностика»

1

30 мин

10 мин

20 мин

Итого

64

200 мин

640 мин

960 мин

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Повторение

2

60 мин

30 мин

30 мин

2

Мои творения

2

60 мин

30 мин

30 мин

3

Оригами

2

60 мин

30 мин

30 мин

4

Что это значки

2

60 мин

30 мин

30 мин

5

Волшебная бумага

2

60 мин

30 мин

30 мин

6

В гости к чудесному листочку

2

60 мин

30 мин

30 мин

7

Мониторинг

2

60 мин

30 мин

30 мин

8

Путешествие в страну ориландию «Веселые мордашки»

2

60 мин

30 мин

30 мин

9

Бабочки к нам прилетели

2

60 мин

30 мин

30 мин

10

Разные рыбки

2

60 мин

30 мин

30 мин

11

Елка, елочка…

2

60 мин

30 мин

30 мин

12

Дед мороз и снегурочка

2

60 мин

30 мин

30 мин

13

Самолет построим сами

2

60 мин

30 мин

30 мин

14

Кто, кто в домике живет?

2

60 мин

30 мин

30 мин

15

Лягушонок

2

60 мин

30 мин

30 мин

16

Параход

2

60 мин

30 мин

30 мин

17

Рыбки в аквариуме

2

60 мин

30 мин

30 мин

18

Заяц-хвастун

2

60 мин

30 мин

30 мин

19

Щенок ( по произведениям В. Сутяева

2

60 мин

30 мин

30 мин

20

Конура  для собачки

2

60 мин

30 мин

30 мин

21

Конура для собачки

60 мин

30 мин

30 мин

22

Подарок для папы

2

60 мин

30 мин

30 мин

23

Кораблик с флажком

2

60 мин

30 мин

30 мин

24

Цветок тюлбпана (подарок для мамы)

2

60 мин

30 мин

30 мин

25

Курочка –хохлатушка

2

60 мин

30 мин

30 мин

26

Птичка в гости к нам летит

2

60 мин

30 мин

30 мин

27

Совушка-сова- большая голова

2

60 мин

30 мин

30 мин

28

Кролик Банни

2

60 мин

30 мин

30 мин

29

Собака Туся

2

60 мин

30 мин

30 мин

30

Пять котят ( по произведениям В. Сутяева)

2

60 мин

30 мин

30 мин

31

Пять котят ( по произведениям В. Сутяева)

2

60 мин

30 мин

30 мин

32

Панно горшок с цветами

2

60 мин

30 мин

30 мин

33

Коллективная работа « У солнышка в гостях)

2

60 мин

30 мин

30 мин

34

Коллективная работа «Бабочки порхают на лугу»

2

60 мин

30 мин

30 мин

35

Мониторинг

2

60 мин

30 мин

30 мин

Итого занятий в год

70 занятий

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:

1. «Познавательное развитие»  Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.

 2. «Речевое развитие» Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.

3.«Художественно-эстетическое развитие»  Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Физическое развитие» Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.

5. «Изобразительная деятельность» Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу. 

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

2.Приемы и методы организации.

 Программа кружка предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов: 
1) 
По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
-практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)  
-2) 
По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.

3.Дидактический материал. 

  • Бумага: непосредственно рабочая: цветная из набора
  • Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
  • Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
  • Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
  • Салфетки: бумажная, тканевая.
  • Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
  • Кисти.

4.Техническое оснащение занятий. 

  • Музыкальный центр.
  • Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
  • Ноутбук.
  • CD-Плеер.
  • Телевизор

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторский коллектив М.А.
  • Васильева, Т.С. Комарова, В.В. Гербова / Москва, 2004 год)
  • «Чудесные поделки из бумаги» - З.А. Богатеева, Москва, 1992г.
  •  «Уроки оригами дома и в школе» - С.Ю.Афонькин, Москва, 1995г.
  •  «Страна пальчиковых игр» - С.Ю.Афонькин, 1997г, Санкт-Петербург.
  •  «Журнал «Оригами»» - 1997г.
  • «100 оригами» - Г.И.Долженко, 2003 г, Ярославль.
  • «Оригами – лучшие модели», Т.Б.Сержантова, 2004, Москва.
  • «Оригами для всей семьи» - Т.Б.Сержантова, 2005г, Москва.
  • «Оригами – новые модели» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.
  • «366 моделей оригами» - Т.Б.Сержантова, 2006г, Москва.
  • «Бумажные фантазии оригами» - М.П. Згурская, 2007г.

План работы с родителями (законными представителями) 5-6 лет

Октябрь

Консультация «Что такое оригами»

Буклет «Волшебный мир оригами»

Ноябрь

Консультация «Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и как ее развивать»

Декабрь

Консультация «Развитие мелкой моторики через технологию

оригами»

Январь

Папка-передвижка «Комплекс пальчиковых игр с использованием элементов оригами»

Февраль

Консультация «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»

Март

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Апрель

Мастер – класс с родителями и детьми

Май

Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей

школьного возраста»

План работы с родителями 6-7 лет

П/П

Содержание работы

Сроки выполнения

1

Формирование группы: беседы с родителями, изготовление памяток «Японское искусство- оригами».

Сентябрь

2

Консультация «Пальцами играем – речь развиваем».

Октябрь

3

Собрание с родителями «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь

4

Консультация «Оригами – хобби для всей семьи.

Декабрь

5

Анкетирование родителей на тему: «Оригами, результаты работы с детьми».

Февраль

6

Раздача брошюр для семей с упражнениями по отработке основных элементов складывания, с условными обозначениями, принятыми в оригами.

Март

7

Консультация "Оригами для будущих первоклассников"

Апрель

8

Помощь в создании методического пособия «пооперационные карты для занятий по оригами».

В течение года

9

Индивидуальные беседы и помощь родителям по запросам.

В течение всего года.

10

Итоговое собрание об успехах детей.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа"Волшебный мир оригами"

Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" является программой художественно-эстетической направленности.Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного воз...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.

Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик"

Цель программы – развитие конструктивных способностей у детей в процессе  овладения элементарными приемами техники оригами....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный квадратик»...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадратик»

Дополнительная  общеразвивающая программа  «Волшебный квадратик»...