Влияние занятий в технике оригами на развитие речи детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Аргунова Вера Викторовна

           Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_i_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

      Влияние занятий в технике оригами

на  развитие  речи   детей дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                                    Сухомлинский В.А

Поделки в технике оригами  – это не только развлечение для ребенка, но и полезное для его развития занятие. Доказано, что одним из показателей  физического и психического развития ребенка является развитие его мелкой моторики. Подготовить руку ребенка к важному моменту жизни  - поступлению в школу, поможет оригами. Искусство оригами известно  своими занимательными  и развивающими возможностями.   Важен не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами  для  развития речи, интеллектуальных способностей  и  логического мышления детей.

С раннего  возраста у детей ярко выражен интерес к исследовательской деятельности:  хочется всё потрогать, помять, разорвать. Давайте поможем малышу посмотреть на окружающий мир и на обыкновенные вещи глазами художника и творца. Пусть он сделает - смастерит,  нужное и полезное своими руками. Это стремление  порвать или   смять  бумагу  наблюдается  у детей достаточно длительное время. Педагогов заинтересовал вопрос,  как  использовать  эту  естественную  тягу детей  к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал доступный, недорогой и универсальный, обогащающий сенсорный опыт детей  новыми способами обследования.
         При выполнении работ  развивается  мелкая моторика   пальцев рук, затем  появляется артикуляция  слогов. Развитие  связной речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики   рук.

 Умение  работать с  бумагой, способствует  развитию у ребенка таких необходимых в школе умений и качеств, как подготовка руки к письму.

Уделяя  особое  внимание художественно-эстетическому  развитию детей  старшего дошкольного  возраста,   в  детском саду  реализуется дополнительная общеразвивающая   программа «Волшебная бумага» по ознакомлению детей с техникой  оригами.  Актуальность  использования программы «Волшебная бумага» обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность  мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Программа   предназначена  для  работы  с детьми 4-7 лет.

При организации деятельности учитывается тема для занятия, индивидуальные  особенности каждого ребенка в разных образовательных областях, выбор материала. У детей с различными нарушениями речевого развития,  координации движений  наблюдается быстрая утомляемость, рассеянное внимание, они не могут описать, что изобразили. Надо набраться терпения, чётко формулировать  задание.  Оно должно быть понятно и доступно всем детям без исключения. Обратите   внимание, дети  должны  получать не  только знания и навыки, а так же  радость, удовольствие, быть счастливыми  от полученных,  хоть и маленьких, но успехов при выполнении интересных заданий. Тематика занятий связана с лексическими темами: дикие и домашние животные, транспорт, цветы и деревья, сказочные герои, обитатели морей. Участвуя  в изготовлении разнообразных  фигур,  дошкольники приобретают опыт работы с бумагой.  Своими    впечатлениями дети охотно делятся со сверстниками. Воспитанники составляют интересные рассказы и сказки, в которых участвуют  выполненные ими  персонажи.

Скоро Новый год, самый яркий и долгожданный праздник! А какой праздник без лесной красавицы  елки? Мы можем сделать ее своими руками.

Внимательно смотрите и запоминайте, как мы будем делать ёлку.

        Описание: hello_html_m17213cd4.jpg                 
- Берем самый большой квадрат - это будет нижний ярус ёлки.

Кладем квадрат на столе углом к себе (сопровождайте показом на образце).

- Перегибаем  его  от  себя  ровно  пополам  по  диагонали  так,  чтобы  точно совпали углы и стороны противоположных частей квадрата.
- Проглаживаем   сгиб   от   середины   к  краям с  одной  и с другой  стороны, придерживая заготовку рукой.
- Разворачиваем квадрат и поворачиваем его другим углом и повторяем то же самое еще раз.
- Разворачиваем лист и кладем его стороной к себе, складываем его пополам, совмещая два угла и стороны.
- Переворачиваем заготовку сгибом вверх и по линиям сгиба заправляем угол вовнутрь. Тоже проделываем и с другим углом.
- Немного расправляем полученный треугольник и ставим его на стол. У нас получился нижний ярус нашей елки.
- То же самое мы проделываем со средним и самым маленьким квадратом. От того, сколько ярусов будет у елки, зависит ее высота.

У нас получились елочки разной высоты. Их много, как в еловом лесу. Можно украсить их мелкими игрушками: шариками, флажками, мишурой. Пригласите в гости зверей и устройте празднование Нового года!

Советы родителям и педагогам

- Знакомство с техникой  оригами нужно  начать с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.

- Двигайтесь  постепенно, не  забегайте вперед.  С удовольствием   играйте с малышом,  не  требуйте   от него слишком многого.
- Не скупитесь  на  похвалу, найдите  слова  поощрения.  В  случае неудачи - настройте  ребенка  на то, что в  следующий раз у него все получится.
- Складывание  игрушки в технике оригами  производите на столе, чтобы можно  было  пальцами   сильно   нажимать  на  линию  сгиба.

- Если  при  изготовлении   игрушки  все  же  запутаетесь,  лучше  начните сначала – это  самый  короткий  путь.

- В случае затруднения, учите ребенка обращаться за помощью к взрослым и сверстникам.

- Поощряйте желание ребенка оказывать помощь другим детям, умение работать в парах и  группе.

- Используйте  любые поводы для разговора с детьми в процессе изготовления  игрушек, поделок. Побуждайте  их к  высказываниям своих мыслей, своего  мнения, что  принесет   большую   пользу  для  развития  связной речи, воображения и мышления.

- При появлении  усталости  используйте   пальчиковую и дыхательную  гимнастику,  сказочных героев,  совершайте путешествия  и т. д.

 Поделки  можно  коллекционировать, забирать  домой, дарить малышам, родным и близким, друзьям.  

 Коллективные   работы  воспитанников найдут  свое место  в оформлении интерьера группы, холла  детского  сада.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка,  как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...

влияние подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослых, от того, как будут воспитываться дети, какие по...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Конспект занятия укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста с помощью арт-терапевтических техник "Экскурсия в картинной галерее"

Использование арт-терапевских техник – прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства. Основной целью является не научить ребенка рисовать, а помочь средствами искусства справить...