Влияние русского народного фольклорного творчества детей дошкольного возраста на формирование творческих способностей и любви к родному языку.
статья по развитию речи по теме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_skazki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние русского народного фольклорного творчества детей дошкольного возраста на формирование творческих способностей и любви к родному языку.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством

. Педагогу, работающему в дошкольном образовательном учреждении особенно важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. Ибо все это возможно только посредством яркой и образной речи, то и  темой работы я выбрала: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Работая над темой, я стараюсь решить многие задачи, прежде всего следующие из них:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  3. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  4. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

Так для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи, объясняю я , в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать детям свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

 Я постоянно убеждаюсь в справедливости высказывания В.А. Сухомлинского что, "сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование".

В обучении использую наглядный метод (демонстрацию иллюстраций и картин, показ способов действий);

 словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок); 

игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).При этом каждый раз я наглядно убеждаюсь ,что  детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Вижу, как речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

В процессе обучения развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, рассказываю сказки, побуждая детей к выразительности диалогов.

 Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад). Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использую в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий..

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песням!.Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст .

Особое внимание уделяю проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Например, русский праздник «Масленица» всегда проходит при участии родителей . Непременным атрибутом этого праздника являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз. Родители принимают непосредственное участие. Стало традицией ,когда дети помогают мамам печь блины. Постоянно отмечаю сколько радости это приносит детям .Организуются выставки рисунков и поделок, ярмарки семейного творчества. Это особенно ценно так как это конечно же, способствует  сближению их с родителямями.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему восприятию и пониманию. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, перчаточными куклами би-ба-бо.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное я постоянно ориентируюсь на каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания реакцию ребенка, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям. Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться ко мне с вопросом, за помощью или советом. Нередко занятия проводятся в достаточно свободной форме, когда дети могут ходить, сидеть или стоять за столами, располагаться на ковре, максимально приблизившись к месту действия, например при чтении сказки, когда хочется получше рассмотреть иллюстрации. Тем самым создается эффект спокойной домашней атмосферы.

.Во время непосредственной познавательной деятельности в группе, начиная с младшей, подвожу детей к моделированию. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.

Обогащая словарь дошкольников, учу детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Очень помогает при  этом принцип игры с мячом.

Для закрепления обучения фольклору ,большая часть деятельности проводится в «Русской избе» - детсадовском музее.

Первые посещения горницы детьми младшего дошкольного возраста посвящаю знакомству с предметами быта, их названиями, способами действий с ними. Даю понятия о редко употребляемых народных словах, объясняю при этом их значение: чугунок, ухват. В старших - подчеркиваю историческую преемственность с современными аналогами: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа. На занятиях дети активны, так как им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. Большое внимание уделяю сочетанию словесного и наглядного методов, используя сюжетные картинки, символы, а также народные приговорки и пестушки (при умывании, заплетании волос девочкам, перед сном, при пробуждении.)

По темам многих литературных произведений  в детском саду имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками.

 В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, перчаточные куклы "би-ба-бо", настольный театр, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса ", ", "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку"

 За время работы  в саду своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Занимаясь с детьми средней и старшей групп, я на своем педагогическом опыте убедилась , что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию картотеку русских народных игр. Педагоги ДОУ широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях....

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей через тестопластику: «Тили-тили-тесто»

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изде...

Русские народные игры для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Цель: Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровый образ жизни.Задачи:1. Развивать различные виды памяти. 2. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.3. Р...

Влияне русских народных сказок на развитие дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Творческая мастерская»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.Развивать творчество детей можно различными способами...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации...