Влияне русских народных сказок на развитие дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Рядун Алеся Андреевна

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Зная возрастные особенности детей,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка  вполне отвечает  природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой  следующую цель.

 Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. А для достижения цели определила следующие задачи:

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  5. Развивать умение думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себя и другим.
  6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Свою работу я разбила на три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.

Этапы реализации задач.

   

  1. Изучение психолого-педагогической  литературы:
  1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника»
  2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
  3. Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки»
  4. А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
  5. Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
  6. О.Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
  1. Практический

Работа с детьми:

Он включает в себя работу по формированию нравственных представлений и качеств личности детей. Составили план работы с детьми:

- Подбор художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей

- Разработка конспектов НОД с детьми

- Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев

- Проведение д/игр на материале известных сказок

- Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков

- проведение викторины по русским народным сказкам

- Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

Свою работу я начала с подбора художественной литературы  (сказок) соответствующих возрасту детей. А так как мне пришлось работать с младшим, средним и старшим дошкольным  возрастом, я собрала очень большую библиотеку русских народных сказок по этим возрастам  с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Самый распространенный метод –  это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети, особенно в младшем возрасте слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Следующий метод - это рассказывание сказки. Тоже старалась рассказать так, чтобы дети заслушались. На закрепление знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, завала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры такие как: «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Собери из частей» и т.д. Собрала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам по младшему, среднему и старшему возрасту. Проводила беседы с детьми на темы: «Заболел друг», «Заболела бабушка», которые побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими. Беседовала с детьми на темы хороших и плохих поступков, быть скромными, не хвастаться, не зазнаваться, как вести себя в гостях, как бы ты поступил, если бы… и т.д. Разработала по месяцам план бесед по нравственному воспитанию. Беседуя с детьми ,побуждаю их думать и говорить, задавая  им по 2-3 вопроса, даю детям высказаться. Это позволяет мне  понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.

Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» - кот изображен  героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка «Репка»- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» - предостерегает, сто в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказки «Теремок» и «Зимовье»_-_ учат  дружить,  что вместе – сила и победа. «У страха глаза велики» высмеивают страх и трусость. А в сказках «Крошечка – хаврошечка» «Морозко», «Царевна – лягушка» - трудолюбие вознаграждается. В сказках обязательно учат бороться со злом, а  добро всегда побеждает. Так же в работе мне хорошо помогает телевизор по которому мы смотрим мультфильмы русских народных сказок.

Провела занятия с детьми на темы: «Путешествие по русским народным сказкам», «Изготовь костюм для сказочного героя», «Избушка для лисички», «Колобок в гостях у ребят», «Посуда для медведей». Пополнила театральный уголок настольными театрами, масками, пальчиковыми и кукольными театрами, театрами на фланелеграфе. Если в младшем возрасте я сама показывала театры, то в среднем и старшем возрасте дети делали это сами. Мы научились быстро изготовлять героев сами при помощи кружочков.(показать как).Пробуем сами сочинять сказки и у детей неплохо получается. Показываем  самостоятельно кукольные театры и игры драматизации по русским народным сказкам, правда не всегда все получается, но мы не огорчаемся, учимся.

Провела с детьми викторины по сказкам, выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», «Мой любимый и не любимый герой сказки».

Играем с детьми в подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Бабка – Ежка», «Два мороза» и др.

Работа по предметно-развивающей среде.

  1. Изготовление героев сказки детьми
  2. Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.
  3. Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.
  4. Пополнить кукольные, настольные театры.

Работа с родителями:

- Проведение консультаций «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего читать детям сказки», «Роль сказки в развитии детей», «Почитай мне сказку мама», «Нравственное воспитание ребенка- основа формирования личности», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

- Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки), совместно с родителями был создан альбом «Наши любимые семейные сказки»

- Рубрика в уголок «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Читаем и играем»

- Выставка детских рисунков по сказкам

- изготовление буклетов «роль сказки в жизни ребенка».

- проведение родительских собраний на темы по нравственному воспитанию «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста». «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

- Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».

  1. Обобщающий

Предоставить результаты работы на педсовете в форме презентации.

Результат:

-Дети научились понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- Дети стали менее застенчивы, не боясь выбирают любую роль

- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей

- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

ВЫВОД:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc  хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Зная возрастные особенности детей,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка  вполне отвечает  природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой  следующую цель.

 Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. А для достижения цели определила следующие задачи:

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  5. Развивать умение думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себя и другим.
  6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Свою работу я разбила на три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.

Этапы реализации задач.

   

  1. Изучение психолого-педагогической  литературы:
  1. Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника»
  2. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
  3. Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки»
  4. А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
  5. Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
  6. О.Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
  1. Практический

Работа с детьми:

Он включает в себя работу по формированию нравственных представлений и качеств личности детей. Составили план работы с детьми:

- Подбор художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей

- Разработка конспектов НОД с детьми

- Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев

- Проведение д/игр на материале известных сказок

- Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков

- проведение викторины по русским народным сказкам

- Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

Свою работу я начала с подбора художественной литературы  (сказок) соответствующих возрасту детей. А так как мне пришлось работать с младшим, средним и старшим дошкольным  возрастом, я собрала очень большую библиотеку русских народных сказок по этим возрастам  с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Самый распространенный метод –  это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети, особенно в младшем возрасте слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Следующий метод - это рассказывание сказки. Тоже старалась рассказать так, чтобы дети заслушались. На закрепление знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, завала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры такие как: «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Собери из частей» и т.д. Собрала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам по младшему, среднему и старшему возрасту. Проводила беседы с детьми на темы: «Заболел друг», «Заболела бабушка», которые побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими. Беседовала с детьми на темы хороших и плохих поступков, быть скромными, не хвастаться, не зазнаваться, как вести себя в гостях, как бы ты поступил, если бы… и т.д. Разработала по месяцам план бесед по нравственному воспитанию. Беседуя с детьми ,побуждаю их думать и говорить, задавая  им по 2-3 вопроса, даю детям высказаться. Это позволяет мне  понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.

Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» - кот изображен  героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка «Репка»- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» - предостерегает, сто в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказки «Теремок» и «Зимовье»_-_ учат  дружить,  что вместе – сила и победа. «У страха глаза велики» высмеивают страх и трусость. А в сказках «Крошечка – хаврошечка» «Морозко», «Царевна – лягушка» - трудолюбие вознаграждается. В сказках обязательно учат бороться со злом, а  добро всегда побеждает. Так же в работе мне хорошо помогает телевизор по которому мы смотрим мультфильмы русских народных сказок.

Провела занятия с детьми на темы: «Путешествие по русским народным сказкам», «Изготовь костюм для сказочного героя», «Избушка для лисички», «Колобок в гостях у ребят», «Посуда для медведей». Пополнила театральный уголок настольными театрами, масками, пальчиковыми и кукольными театрами, театрами на фланелеграфе. Если в младшем возрасте я сама показывала театры, то в среднем и старшем возрасте дети делали это сами. Мы научились быстро изготовлять героев сами при помощи кружочков.(показать как).Пробуем сами сочинять сказки и у детей неплохо получается. Показываем  самостоятельно кукольные театры и игры драматизации по русским народным сказкам, правда не всегда все получается, но мы не огорчаемся, учимся.

Провела с детьми викторины по сказкам, выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», «Мой любимый и не любимый герой сказки».

Играем с детьми в подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Бабка – Ежка», «Два мороза» и др.

Работа по предметно-развивающей среде.

  1. Изготовление героев сказки детьми
  2. Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.
  3. Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.
  4. Пополнить кукольные, настольные театры.

Работа с родителями:

- Проведение консультаций «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего читать детям сказки», «Роль сказки в развитии детей», «Почитай мне сказку мама», «Нравственное воспитание ребенка- основа формирования личности», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

- Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки), совместно с родителями был создан альбом «Наши любимые семейные сказки»

- Рубрика в уголок «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Читаем и играем»

- Выставка детских рисунков по сказкам

- изготовление буклетов «роль сказки в жизни ребенка».

- проведение родительских собраний на темы по нравственному воспитанию «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста». «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

- Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».

  1. Обобщающий

Предоставить результаты работы на педсовете в форме презентации.

Результат:

-Дети научились понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- Дети стали менее застенчивы, не боясь выбирают любую роль

- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей

- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

ВЫВОД:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc  хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

«ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей....

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...