ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению конструкторским способностям детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего «Планета Лего»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Брязгина Анна Александровна

XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Технические объекты окружают детей повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO EDUCATION на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Программа может быть включена как в часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, так и в курс краткосрочных образовательных практик любой дошкольной образовательной организации, заинтересованной в развитии технического творчества у детей дошкольного возраста. Программа предназначена для детей 6-7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx71.36 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 99 «ТОП-ТОП»

                                                           (МБДОУ «ДС №99 «ТОП-ТОП»)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по обучению конструкторским способностям детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего

«Планета Лего»

Воспитатель

Брязгина Анна Александровна

Программа рассчитана на детей 6 - 7  лет

Срок реализации программы: 1 год

г. Норильск, 2019г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «ДС№99 «Топ-Топ»

Протокол № 3 от «27»  марта 2019г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующего

МБДОУ «ДС№99 «Топ-Топ»

А.А. Покидюк

№ 131 от «27» марта 2019г.

.

Оглавление

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1.        Пояснительная записка        3

1.2. Актуальность Программы        3

1.3. Педагогическая целесообразность Программы        3

1.4. Новизна Программы        4

1.5. Цели и задачи реализации Программы        4

1.6. Принципы и подходы к формированию Программы        5

1.7. Кадровое обеспечение реализации Программы        5

1.8.Планируемые результаты освоения Программы        5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        7

2.1. Учебно–тематический план дополнительной образовательной программы……..        7

2.2. Содержание программы        13

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        15

3.1. Методическое обеспечение        15

3.2. Материально-техническое обеспечение программы        15

3.3. Формы и режим занятий        16

3.3. Мониторинг   достижения   детьми  итоговых  результатов        освоения Программы        …. 16

Список литературы и нтернет-источники        17

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Технические объекты окружают детей повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO EDUCATION на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Программа может быть включена как в часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, так и в курс краткосрочных образовательных практик любой дошкольной образовательной организации, заинтересованной в развитии технического творчества у детей дошкольного возраста. Программа предназначена для детей 6-7 лет.

1.2. Актуальность Программы

Заключается в следующем:

  • востребованность расширения спектра образовательных услуг и обеспечения вариативных форм дошкольного образования;
  • расширение сферы личностного развития детей дошкольного возраста, в том числе в естественнонаучном направлении;
  • необходимость увеличения масштаба применения игровых, компьютерных технологий в образовательном процессе;
  • требования муниципальной и региональной политики в сфере дошкольного образования – развитие основ технического творчества (конструирование и образовательная робототехника) и формирование технических умений детей в условиях модернизации дошкольного образования;
  • недостаточно опыта системной работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструктора и робототехники;
  • отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования.

1.3. Педагогическая целесообразность Программы

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего образовательног процесса в группах старшего дошкольного возраста. Программа преследует пропедевтические цели, позволяет реализовать единую линию развития технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей на этапах дошкольного и начального школьного детства средствами LEGO-конструирования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

LEGO-конструирование позволяет детям шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире, а также в процессе конструирования и программирования дети получают интегрированные представления в различных образовательных областях.

1.4. Новизна Программы

Новизна Программы заключается в естественнонаучной направленности образовательного процесса, который базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Техническое творчество является одним из важных способов формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций и механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности. В процессе занятий LEGO- конструированием у детей развиваются психические процессы и мелкая моторика, а также они получают знания о счете, пропорции, симметрии, прочности и устойчивости конструкции. LEGO-конструирование помогает детям дошкольного возраста воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и, видя конечный результат.

1.5. Цели и задачи реализации Программы

Цель        Программы:        развитие        у        дошкольников        конструирования        как универсальной умственной способности.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

  •  развивающие:

  1. учить        сравнивать        предметы        по        форме,        размеру,        цвету,        находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
  2. развивать        умение        видеть        конструкцию        конкретного        объекта, анализировать ее основные части;
  3. развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
  4. формировать умение осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  5. воспитывать        личностные        и        волевые        качества        (самостоятельность, инициативность, усидчивость, терпение, самоконтроль);
  •  воспитательные:

  1. развивать        коммуникативные        способности        и        навыки        межличностного общения;
  2. формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;
  3. формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей, необходимых при конструировании робототехнических моделей;
  4. воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  •  образовательные:

  1. познакомить        с        основными        деталями        LEGO-конструктора,        видами конструкций;
  2. учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;
  3. формировать        первичные        представления        о        конструкциях,        простейших основах механики и робототехники;
  4. учить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных.

1.6. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа основывается на следующих принципах:

  1. обогащение (амплификация) детского развития;
  2. систематичность и последовательность («от простого к сложному»);
  3. наглядность        (иллюстративное        изображение        изучаемых        объектов        и понятий);
  4. доступность (поэтапное изучение материала, преподнесение его последовательными блоками и частями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям);
  5. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (НОД и совместная деятельность);
  6. поддержка инициативы детей в практико-ориентированной деятельности;
  7. формирование у детей познавательных интересов и действий в практико- ориентированной деятельности;
  8. возрастная        адекватность        (соответствие        условий,        требований,        методов возрасту и особенностям развития).
  9. материальное осуществление творческого замысла.

1.7. Кадровое обеспечение реализации Программы

Курс Программы ведет воспитатель высшей квалификационной категории. Образование средне-профессиональное 2009г. «Норильский педагогический колледж»,  специальность – воспитатель детей дошкольного возраста. Курсы повышения квалификации 2019г.– АНО ДПО «Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы» по программе "Использование технологии робототехники в дошкольном образовании", 108 ч., г. Волгоград.  

1.8.Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы дети будут:

  • знать:

  1. основные детали LEGO-конструктора (назначение, особенности);
  2. простейшие основы механики  (устойчивость конструкций,        прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
  3. виды        конструкций:        плоские,        объёмные,        неподвижное        и        подвижное соединение деталей;
  4. технологическую        последовательность        изготовления        несложных конструкций.
  • уметь:

  1. осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету).
  2. конструировать,        ориентируясь        на        образец        и        пошаговую        схему изготовления конструкции;
  3. анализировать и планировать предстоящую практическую работу;
  4. самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  5. реализовывать творческий замысел;
  6. осуществлять        контроль        качества        результатов        собственной практико- ориентированной деятельности.

Формами   подведения   итогов реализации  Программы        и контроля деятельности являются:

  1. участие детей в творческих соревнованиях;
  2. выставки детских творческих работ;
  3. мониторинг достижений детей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно–тематический план дополнительной образовательной программы.

тема блока

Кол-во часов в    блоке

тема занятий (культурных практик)

Проблемно-творческое задание

1

«Путешествие по стране LEGO»

4

Конструктор LEGO- знакомство. Спонтанная

игра.

Юные исследователи. Цвет

и форма кирпичиков.

Башня. Скала.

Учимся        читать        схемы.

Домики.

Многоэтажные дома.

Восстановление

разрушенных конструкций

2

«Транспорт»

4

Удивительные колеса

Проект "Автопарк"

Машина

Гараж для машины

Карета

Сказочный транспорт

3

«Детские забавы»

4

Волчок

Проекты "Детская площадка", "Аквапарк"

Песочница и качели

Горка для ребят

4

«Животные в зоопарке»

3

Уточки

Невиданные звери

Проект "Веселый зоопарк"

Крокодил

Жираф

Пингвин

Обезьяна

5

«Городской пейзаж» «Большая ферма»

3

Домашние животные

Проект "Мой город"

Домашние птицы

Бытовые, хозяйственные

постройки

6

«Калейдоскоп важных профессий»

4

Пожарная часть

Скорая помощь

Полиция

8

«Космос»

4

Ракета

Проект "Космодром"

Луноход

Космический шаттл

9

«Юные LEGO-

техники»

2

LEGO-фестиваль

ВСЕГО: 28

Комплексно - тематическое планирование

Тема

Цели и задачи

Оборудование

Результат

ОКТЯБРЬ

тема блока: «Путешествие по стране LEGO»

Конструктор LEGO-

знакомство. Спонтанная игра.

Познакомить детей с центром образовательной робототехники, конструкторами.

Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

Конструкторы LEGO CLASSIC

Дети собирают простейшие конструкции: простые дома,

заборы, мебель для дома, вспомнили разновидности

животных и растений

Юные исследователи. Цвет и форма кирпичиков.

 

Знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

Закрепление навыка приема постройки снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формирование бережного отношения к конструктору.

Конструкторы LEGO CLASSIC

Дети знают названия деталей конструктора,

дифференцируют детали по форме, цвету, величине

Учимся читать схемы.

Домики.

Научить строить дома и различные конструкции по схемам.

Учить самостоятельно изготавливать дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению.

Развивать умение видеть конструкцию конкретного объект, анализировать ее основные части.

Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения.

Конструкторы LEGO CLASSIC

Умеют различать и называть детали LEGO -конструктора (LEGO DUPLO).

Понимают, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках, умеют крепить кубики разными способами, умеют выделять

структурные особенности, ориентируются в части постройки.

Сравнивают предметы по длине и ширине.

Умеют

анализировать условия

функционирования будущей конструкции,

устанавливают последовательность их выполнения и на

основе этого

Многоэтажные дома.

Восстановлени е разрушенных конструкций

создают образ

объекта.

НОЯБРЬ

тема блока: "Транспорт"

Удивительные колеса.

Машины.

Познакомить с различными видами колес. Изготовление простых машин. Формировать первичные представления о конструкциях и механизмах,

простейших основах механики.

Конструктор

LEGO CLASSIC кубики и механизмы

Дети могут придумывать необычные модели машин

Гараж для машины.

Проект "Автопарк"

Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора.

Закреплять навыки скрепления деталей. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции.

Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

LEGO CLASSIC кубики и механизмы

Среди множества деталей дети легко ориентируются и могут строить объекты по

замыслу в группе и индивидуально

Карета

Познакомить с моделью «карета», изготовление модели по образцу. Формировать первичные представления о конструкциях и механизмах,

простейших основах механики

LEGO CLASSIC модели на колесах

Дети строят модель кареты, учатся заменять одни детали

другими

Сказочный транспорт

Закрепить полученные ранее знания, умения, навыки.

Формировать навыки сотрудничества в команде.

Развивать коммуникативные способности навыки межличностного общения.

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

LEGO CLASSIC модели на колесах

Среди множества деталей дети легко ориентируются и могут строить объекты по

замыслу в группе и индивидуально

ДЕКАБРЬ

Тема блока: «Детские забавы»

Волчок

Познакомить с деталью волчок. Дать понятие об устойчивости / неустойчивости, энергии, вращении.

Формировать первичные

представления о конструкциях и механизмах, простейших основах механики

LEGO CLASSIC кубики и механизмы Схемы

Дети самостоятельно могут изготавливать по образцу модель волчка

Песочница и качели.

Перекидные качели

Развивать фантазию и воображение

детей, закреплять навыки построения устойчивых и симметричных моделей, обучать создавать

сюжетную композицию. Формировать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

Познакомить с моделью перекидные

Наборы LEGO CLASSIC кубики и механизмы Схемы

Дети умеют строить сюжетные композиции, соблюдая пропорции симметричности, устойчивости.

Дети самостоятельно

качели, дать понятие о равновесии, точке опоры.

Формировать первичные

представления о конструкциях и механизмах, простейших основах механики

могут собирать по образцу модель перекидных качелей.

Горка для

Продолжить знакомить с детской

Наглядно-

Дети умеют

ребят.

площадкой, развивать память и

демонстрацион

строить сюжетные

Лесенка -

наблюдательность

ный материал.

композиции,

башенка

Конструкторы

соблюдая

CLASSIC кубики и механизмы

пропорции

образец

симметричности,

постройки

устойчивости.

Проекты

Закреплять у детей умение создавать

Наборы LEGO

"Детская

конструкции по собственному

площадка",

замыслу используя полученный опыт.

"Аквапарк"

Развивать навыки сотрудничества:

выбирать партнеров по совместной

деятельности, распределять между

собой работу по составлению схемы

постройки, подготовке материала;

согласовывать друг с другом действия

при воспроизведении постройки по

составленным схемам, совместно

проверять правильность выполнения

постройки.

ЯНВАРЬ

тема блока: «Животные в зоопарке»

"Уточки".

Учить строить из конструктора животных. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Наборы LEGO, цветная бумага,

карандаши, клей, ножницы, пластилин, наглядно-

демонстрацион ный материал.

Дети могут изготавливать модели по образцу и самостоятельно, пользуются вспомогательными материала для реализации

замыслов

"Крокодил",

"Жираф",

"Пингвин",

"Обезьяна",

"Верблюд" и

другие...

"Невиданные звери"

Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному

замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной

деятельности, распределять между собой работу по составлению схемы постройки, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки.

Наборы LEGO, цветная бумага,

карандаши, клей, ножницы, пластилин

Проект "Веселый зоопарк"

Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному

замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной

деятельности, распределять между собой работу по составлению схемы постройки, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки.

Наборы LEGO, цветная бумага,

карандаши, клей, ножницы, пластилин

Дети умеют строить сюжетные композиции, соблюдая пропорции симметричности, устойчивости.

Активно пользуются полученными ранее знаниями.

ФЕВРАЛЬ

тема блока: "Городской пейзаж", «Большая ферма».

Проект "Мой город"

Формировать        коммуникативные способности и навыки общения.

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенное представление о городских постройках (магазины,

дома, стадионы, детские площадки и др.) Закреплять навыки строить по схеме.

Наборы LEGO

Дети, используя свою фантазию, могут строить различные городские здания, детские, спортивные площадки и др.

"Домашние животные". "Домашние птицы"

Уточнить знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека;

Воспитывать любознательность и навыки конструирования по образцу. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Наборы LEGO, цветная бумага,

карандаши, клей, ножницы, пластилин

Дети создают модели животных по схемам, по собственному замыслу и сами создают технологические карты моделей

животных

"Бытовые, хозяйственные постройки"

Учить строить хозяйственные и бытовые постройки, используя разные виды конструктора.

Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить обыгрывать свои постройки.

Наборы LEGO CLASSIC

Дети умеют строить сюжетные композиции, соблюдая пропорции симметричности, устойчивости

МАРТ

тема блока: «Большая ферма» (продолжение). «Калейдоскоп важных профессий"»

Проект "Наша ферма"

Закреплять умения строить хозяйственные и бытовые постройки, используя разные виды конструктора. Закреплять полученные навыки.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить обыгрывать свои постройки.

Наборы LEGO CLASSIC

Дети умеют воспроизводить модели и объекты реальности из

деталей конструктора, строить по схемам

"Пожарная часть"

Продолжать знакомить с профессиями людей.

Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объекта средствами конструктора.

Закреплять навыки скрепления деталей.

Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения.

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

Различные виды конструктора LEGO

Дети познакомились с различными

видами профессий, умеют определять по характерным признакам

"Скорая помощь"

Продолжать учить детей конструировать с использованием различных механизмов закреплять навыки скрепления, учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; продолжать

знакомить с профессиями людей

Конструктор

LEGO CLASSIC кубики и механизмы, наборы LEGO CLASSIC модели на колесах

Дети закрепляют полученные ранее знания, развивают воображение, умеют воплотить задуманное.

"Полиция"

Продолжать учить создавать постройки по собственному замыслу, используя разные виды конструктора.

Доводить начатое до конца.

Различные виды конструктора

LEGO

Дети закрепляют ранее полученные знания и умения

АПРЕЛЬ

тема блока: «Калейдоскоп важных профессий"» (продолжение), «Космос»

"Общественный транспорт"

Закрепить правила дорожного движения, познакомиться с видами транспорта. Продолжать учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции

Конструктор

LEGO CLASSIC кубики и механизмы, наборы LEGO CLASSIC модели на колесах

Дети        закрепляют знания                о        видах транспорта, закрепляют        ПДД, умения конструировать разные                                виды

транспорта

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки скрепления, учить умению планировать работу по

созданию сюжетной композиции; продолжать знакомить с профессиями людей

Различные виды конструктора LEGO

Дети закрепляют ранее полученные знания и умения

"Ракета", "Луноход", "Космический шаттл" и др.

Дать общее представление о космосе,

познакомить с планетами.

Закрепление навыков скрепления

деталей, познакомить воспитанников с видами космических кораблей.

Строительство простых ракет, самолетов, космического транспорта Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Наглядно-

демонстрацион ный материал. Конструкторы LEGO

CLASSIC кубики и механизмы, наборы LEGO CLASSIC модели на колесах

Дети знакомятся с

космосом, строят различные модели космического транспорта

Проект "Космодром"

Продолжать учить создавать постройки по собственному замыслу, используя разные виды конструктора. Доводить начатое до конца, проявляя фантазию.

Различные виды конструкторов LEGO

Дети        умеют        в самостоятельно конструировать разные модели

LEGO-

Презентация разнообразных

Различные

Дети

фестиваль

конструкций из конструктора LEGO.

виды

конструируют        из

"Юные LEGO -

конструкторов

разнообразных

техники".

LEGO

конструкторов,

Презентация

осуществляют

моделей

презентацию своих

(2 занятия)

проектов

всего: 28 занятий

2.2. Содержание программы

Реализация     Программы предполагает     организацию        как непосредственно организованной деятельности, так и совместной деятельности взрослого и детей два раза в неделю с использованием конструкторов LEGO).

Предусмотренная Программой деятельность может организовываться, как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах. Количество детей в группе – мобильное (по 8 человек).

Календарно-тематическое планирование можно варьировать в зависимости от наличия тематических базовых наборов конструктора LEGO.

Методы и приемы конструктивно-игровой деятельности обусловлены видами конструирования. Необходимо отметить, что ЛЕГО- конструирование, имея свои специфические особенности,  подчиняется общей методике организации конструктивной деятельности детей. В соответствии с этим можно выделить следующие виды конструктивно - игровой деятельности.

ЛЕГО-конструирование по образцу, которое заключается в том, что детям предлагают образцы объектов, выполненных из деталей LEGO- конструктора материала и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий основанная на подражании. Такое конструирование вряд ли стоит напрямую связывать с развитием творчества, однако можно в нем видеть основу, базу, на которой творчество впоследствии может развиваться.

ЛЕГО-конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Что бы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы.

ЛЕГО-конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкции или назначения объекта, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

ЛЕГО-конструирование по условиям предполагает создание объекта из деталей LEGO конструктора в соответствии с требованиями, которым он должен отвечать. Требования же эти отражают функциональное назначение реального сооружения. В таком конструировании ни содержание, ни способы деятельности по созданию постройки перед детьми не раскрываются. Исходя из назначения и характера объекта, дети самостоятельно определяют конструктивный замысел. По условиям, данным взрослыми, они должны вначале представить предмет, а затем найти способы его воссоздания. Конструктивный замысел создается ребенком различными способами. Иногда, например, требования определяют величину и форму объектов или их элементов, которые дети уже сооружали. В таких случаях для создания замысла следует возобновить конструкцию данного предмета и затем преобразовывать в представлении соответствующий элемент или величину объекта, конструкции.

ЛЕГО-конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в качестве которой может быть фотография, рисунок готового объекта. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющихся у них элементов конструктора. Т.е. ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения, что является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того что бы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав, те или другие детали. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

ЛЕГО-конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам предусматривают предоставление детям простых схем-чертежей, отражающих структуру образца постройки. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, то есть они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи - в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Каркасное ЛЕГО-конструирование предполагает первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном предстоящего объекта, конструкции (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали.

Основные формы, методы и приемы образовательной деятельности:

  •  ООД (игровые практикумы, культурные практики);
  •  совместная деятельность (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная);
  •  игра (способствует развитию самостоятельного мышления и творческих способностей, на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу);
  •  беседа, рассказ, инструктаж, (дети узнают информацию об объектах конструирования, моделирования);
  •  показ, презентация, работа по инструкции;
  •  работа по образцу – дети выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения  и навыки;
  •  самостоятельное конструирование (сборка моделей);
  •  конструирование,        творческие        исследования,        презентация        своих

 моделей;

  •  соревнования между группами;
  •  метод        стимулирования        и        мотивации        деятельности        (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения.

При организации работы по Программе происходит интеграция образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие), что позволяет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

3.Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение

Для реализации Программы используются следующие материалы:

  • учебно-тематический план;
  • календарно-тематический план;
  • ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления конструкций;
  • схемы пошагового конструирования;
  • комплекты заданий;
  • таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов;
  • тематические        альбомы:        «Транспорт»,        «Зоопарк»,        «Город»,        «Детская площадка», «Космос», «Игрушки» и др.;

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

Для        реализации        Программы          в        детском        саду созданы необходимые материальные условия:

  1. Оборудованный мебелью кабинет для лего-конструирования.

Виды оборудования

Базовая пластина

Конструкторы LEGO  CLASSIC (кубики и механизмы, модели на колесах, наборы для творчества)

Компьютеры (ноутбуки, моноблоки)

Для более эффективной организации рабочего места детей применяются индивидуальные доски (строительные платы LEGO) для моделирования с ограниченным периметром и сортировочные контейнеры для деталей.

3.3. Формы и режим занятий

Срок реализации Программы: 1 год.

Возраст детей

Количество занятий в

Продолжительность

занятия (мин.)

неделю

месяц

всего

Старший дошкольный возраст/6-7 лет

1

4

28

30

3.3. Мониторинг   достижения   детьми  итоговых  результатов        освоения Программы

  1. Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий.        Может        самостоятельно,        быстро        и        без        ошибок        выбрать необходимые детали.

Средний.        Может        самостоятельно,        но        медленно,        без        ошибок        или        с небольшими неточностями выбрать необходимую деталь.

Низкий.  Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

  1. Умение проектировать по образцу

Высокий. Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу, самостоятельно исправляя допущенные ошибки.

Средний.        Может        проектировать        по        образцу,        исправляя        допущенные ошибки под руководством педагога.

Низкий. Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий. Может самостоятельно, быстро конструировать по пошаговой схеме, самостоятельно исправляя допущенные ошибки.

Средний. Может конструировать по пошаговой схеме, исправляя допущенные ошибки под руководством педагога.

Низкий. Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Список литературы

  1. Варяхова        Т.        Примерные        конспекты        по        конструированию        с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. -

№ 2. - С. 48-50.

  1. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие

/ Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.

  1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений  и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  3. Концепция муниципальной модели дошкольного образования г.Перми. – 2013. – 74 с.
  4. Кузьмина Т. Наш LEGO ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
  6. LEGO -лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. – 150 с.
  7. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

11.Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007.

- № 10. - С. 112-115.

12. Фешина  Е.В.  LEGO        конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

Интернет-источники

  1. http://www.lego.com/ru-ru/
  2. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
  3. http://int-edu.ru
  4. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
  5. http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
  6. http://www.robotclub.ru/club.php
  7. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой  Конструктор для Обучения)...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами образовательных конструкторов

Увлечение конструкторами способствует разностороннему развитию ребёнка. Речь и навыки социализации - конструкторы используют так же при лечении речевых нарушений и аутизма....

Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, спос...