«Колыбельная для Сонюшки-пеленашки»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Иванова Елена Евгеньевна
На просторах интернета очень много-мастер классов различных кукол, но очень в не многих рассказываются те правила которые необходимо соблюдать изготавливая данную куклу. Немного предыстории: в славянской традиции не проводили ни каких обрядов с новорожденным ребенком и вплодь до 3-х лет, считалось что ребенок находится под защитой матери. Кукла–пеленашка скручивалась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №24 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Колыбельная для Сонюшки-пеленашки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы

Образовательная область:

«Художественно-эстетическое развитие»

     Технологии:

- Социоигровая;

- Наглядное моделировние;

- Исследовательская деятельность.

 Автор:

Иванова Елена Евгеньевна

Воспитатель ГБДОУ ЦРР - детский сад №24

Красносельского района

                                                                             

Санкт-Петербург

2021 г.

Интеграция образовательных областей:

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие».

Задачи:

 «Художественно-эстетическое развитие»

- Помочь детям освоить новый способ поделки – рукоделие из лоскутов, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность её внешнего вида (объём, самобытность);

- Формировать знания, умения и навыки по работе с тканью;

- Развивать творческие способности детей.

«Социально-коммуникативное развитие»

-Продолжать знакомить детей с культурными традициями предков;

-Развивать интерес к русскому народному творчеству;

-Вызвать у детей эмоциональный отклик (желание успокоить малыша, убаюкать его).

«Познавательное развитие»

-Познакомить детей с видом народной куклы – «Пеленашка», пояснить значение нового слова (кукла в пелёнках, спелёнутая) и показать обобщённый смысл;

-Развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук.

«Речевое развитие»

-Обогащать словарный запас (скатка, свивальник, пелёнка, пеленать);

-Побуждать употреблять в речи пословицы, поговорки.

-Продолжать развивать умения поддерживать диалог.

Используемые технологии:

-Социоигровая;

-Наглядное моделирование;

-Исследовательская деятельность.


Предварительная работа:

- Слушание колыбельных песен;

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад»;

-Лепка из пластилина на тему «Малыш в люльке»;

-Игровые упражнения с лоскутками «На что похож по форме?», «Что напоминает по цвету?» и др.

-Знакомство с историей возникновения народных кукол.

Материалы, инструменты, оборудование:

-Кукла-пупс в колыбели, завёрнутая в пелёнки;

-Куклы-образцы, выполненные в традиционном народном стиле: «Бессонница», «Пеленашка»;

-Аудиозаписи: «Колыбельная», «Дитятко», «Детский плачь».

Материалы для практической работы:

Подносы на каждого ребёнка с лоскутами ткани: белая, прямоугольной формы-для куклы, цветная, треугольной формы- для платочка кукле, цветная квадратной формы-для пелёнки кукле; нитки и ленточки для завязок, резиночки для фиксации.

Содержание образовательной деятельности:

Организационный момент:

Используя куклу «Колокольчик», выполненную в традиционном народном стиле, воспитатель собирает детей:

Воспитатель: -Колокольчик звонит, собираться в круг велит!

-Ребята, как я рада вас всех видеть! Хочу вам сообщить приятную новость: в нашей группе появилась новая кукла. Это кукла- малышка, зовут её Сонюшка. Она ещё совсем маленькая, не умеет говорить, только смотрит на нас своими красивыми глазками. Сонюшка завёрнута в пелёночку, а на головке у неё красивый платочек. Давайте положим её в колыбельку, и она заснёт…….

Раздаётся детский плач (воспитатель включает аудиозапись)

-Ребята, Сонюшка наша заплакала.

-Как можно успокоить малышку?

Ответы детей (покачать, покормить, спеть колыбельную песенку)

-Ребята, кто-нибудь из вас знает колыбельную песенку?

Игровое упражнение «Колыбельная для куклы Сонюшки»

Воспитатель: -Вот и уснула наша Сонюшка. Ребята, а в старину, когда без видимой причины начинал плакать маленький ребёнок, мать, чтобы успокоить его, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куколку- оберег «Бессонница» и кидала её в колыбель, приговаривая:

«Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой.» А рядышком мать клала другую куколку- «Пеленашку», которая оберегала сон ребёночка.

-Ребята, как вы думаете, почему эта куколка называется «Пеленашка»?

Предположения  детей

Воспитатель обобщает: - Куколка «Пеленашка» похожа на маленького ребёночка, завёрнутого в пелёнку.

-«Пеленашка» была первой куколкой малыша, мать делала такую куколку ещё до рождения ребёнка.

-Ребята, а вы хотели-бы, чтобы и у вас была такая куколка?

Ответы детей

-Я предлагаю вам сегодня самостоятельно смастерить куклу «Пеленашка» и оставить её себе, или подарить дорогому человеку(маме,бабушке,сестричке)

Объяснение предстоящей работы:

Показ способов действия с объяснением

-Берём длинный лоскут белой ткани.

-Какой он формы? (прямоугольной)

-Складываем его пополам, а затем скатываем его от себя в тугой жгутик-

 скатку.

-Затем берём ниточки и перевязываем -обозначаем головку и ножки, с пожеланиями здоровья, счастья, удачи…

-Берём цветной лоскуток.

-Какой он формы? (треугольной)

-Это платок «Пеленашки». Надеваем платок на головку, подогнув уголки справа и слева. Концы платочка заворачиваем назад- за спинку куколке. Чтобы нашей «Пеленашке» было тепло, мы заворачиваем (пеленаем) её в красивую пелёнку.

-Какой формы этот лоскут? (квадратной)

-Кладём «Пеленашку» на пелёнку так, чтобы головка была чуть выше верхнего края пелёнки, затем заворачиваем правую ручку, а потом левую, далее-ножки.

-Что можно сделать, чтобы пелёнка не развернулась? (завязать)

-Лента, которой перевязывали малыша, называлась- свивальником.

-Ребята, когда вы будете мастерить свою куколку – придумайте ей имя.

-Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их:

Пальчиковая гимнастика:    

Наша куколка гуляла (имитация ходьбы указательным и средним пальцам)                          

И играла, и плясала (средний и безымянный)

До чего ж она устала (безымянный и мизинец)

Забралась под одеяло. (положить ладонь на ладонь)

- А чтобы работа у вас спорилась, давайте вспомним, что:

-В рабочее время…….. (язык на засов)

-Глаза боятся……… (а руки делают)

Практическая часть:

Дети мастерят куколку «Пеленашка» с опорой на схему, в процессе изготовления куклы, дети слушают колыбельную песню.

Заключительная часть:

После завершения работы, дети приносят своих куколок на «полянку».

Воспитатель:- Ребята, как называется куколка, которую вы смастерили сами?

-Почему она так называется?

- Из чего мы делали кукол? (из тряпочек, лоскутков)

-Значит они какие? (тряпичные, лоскутные)

-Как ты назвал свою «Пеленашку»?

-Работа для вас была трудной?

- Как маленькие солнышки

Куколки лежат

И глазками невинными

На нас сейчас глядят.

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В вашем доме жить

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сонюшки пеленашки

Конспект занятия...

Тема: «Сонюшки – пеленашки».

1.     Образовательная область: художественное творчество.2.     Тип занятия: комплексное.3.     Вид занятия: интегрированное.4....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Сонюшки-пеленашки"

В целях приобщения детей к русским национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышания интереса к культурному наследию народа предалагаю к использованию в работе воспитателя...

Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»

Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.Образовательные задачи:- познакомить с видом народной к...

"Сонюшки-пеленашки".НОД по лепке в средней группе

quot;Сонюшки-пеленашки".НОД по лепке в средней группе16.01.2019Спит в пруду давно лягушка,Спит медведица – толстушкаБродят сонные морозы,Спят кудрявые березы.У корней пушистой елкиСпит ежо...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сонюшки-пеленашки»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Сонюшки-пеленашки» Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтеграция...

Презентация "Сонюшка-пеленашка"

Презентация содержит информацию о роли куклы в Древней Руси, а также пошаговое описание изготовления куклы- пеленашки...