Художественное конструирование, как средство развития инженерных способностей детей.
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Художественное конструирование, как средство развития инженерных способностей детей.
Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Необходимо создать условия для правильной организации и умелого включения ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром.
При организации развивающей предметной среды мной была поставлена цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфортной и интересной.
В младших и средних группах рекомендуется применять следующие формы организации деятельности:
- конструирование по образцу,
- конструирование с опорой на схемы,
- конструирование по собственному замыслу.
В дальнейшем дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные модели по предметно-схематическим моделям, и, наоборот, выполнять графическое изображение объемной конструкции с использованием шаблонов. Таким образом, старшие дошкольники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность выполнения постройки посредством чтения чертежей и схем.
Старший дошкольный возраст благоприятен для обучения всем основным формам конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим наглядным схемам, по теме, по замыслу, каркасному конструированию.
При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.
Работа организуется с учетом программного материала, годового плана, интеграции пространства и возрастных особенностей.
Алгоритм работы:
- Мотивация изготовления постройки выбор темы на утреннем кругу.
- Уточнение особенностей внешнего вида постройки
- Совместное с детьми планирование предстоящей работы: Что будем делать? В какой последовательности? Какое оборудование и материал понадобится?
- Распределение обязанностей
- Изготовление постройки
- Обыгрывание, итоговая презентация.
Для старшего дошкольного возраста созданы условия для коллективных конструктивно-игровых макетов. Особенности этой работы, в том, что в группе создаются универсальные игровые условия, представляющие собой трансформируемые и полифункциональные зоны, которые позволяет создавать макеты разной тематики путем оформления и последующего разбора, свободного перемещения по группе, игры на столах и полу.
Интересны следующие темы для подобных коллективных конструктивно-игровых макетов:
«Двор моей мечты»,
«Волшебная страна сказок»,
«Космодром»,
«Лесные просторы»,
«Железная дорога Воронеж – Москва - Питер»,
«Во саду ли, в огороде»,
«Мой город»,
«Эко-зоопарк» и другие.
В качестве основных психолого-педагогических условий были определены следующие:
- совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом;
- обеспечение взаимосвязи специально организованной деятельности с самостоятельной деятельностью детей;
- предоставление детям разнообразия материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.), возможности выбора их и способов действия с ними, согласно желания ребенка;
- взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментальной, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни;
- «открытость» каждой деятельности, заключающаяся в ее продолжении, выходящем за рамки данной образовательной деятельности.
При создании материально-технических условий встал вопрос, как создать и какие условия, для того, чтобы ребенок проявил интерес и само организовался в конструктивном творчестве. Для решения этой задачи было решено обновить развивающую предметно-пространственную среду и внести в нее современные игровые материалы.
Тем не менее, остается важной роль воспитателя в организации сопутствующего оборудования, включающего строительный материал, конструкторы разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, бросовый и природный материал, наглядно-дидактические пособия: чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета и т.п., размещения этих материалов в центрах конструктивной активности.
Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать собственную активность ребёнка, желание педагогов работать в этой теме и усовершенствовать собственные знания.
Работая с конструктором индивидуально, парами или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате развивается ряд основных качеств, необходимых будущему инженеру, таких как способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи; развитость внимания и сосредоточенность; развитость творческого мышления; способность к самостоятельным видам работы.
По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/19/_u-egqatgek.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/19/it4vu3zqrxo.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/19/j421e_gb904.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221164-1363241974.jpg)
Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-605112-1425879197.jpg)
Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/28/picture-901223-1632827637.jpg)
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/13/picture-904087-1489393203.jpg)
Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-334951-1384155501.jpg)
опыт работы на тему" Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/28/picture-799911-1467098731.jpg)
Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-1023560-1635243641.jpg)
Художественное конструирование как средство развития творческих способностей
Художественное конструирование является самостоятельным видом художественно-эстетического творчества, что является неотъемлемым компонентов формирования творческого, продуктивного мышления дошкольнико...
- Мне нравится (1)