Художественное конструирование, как средство развития инженерных способностей детей.
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Полякова Валентина Юрьевна

  

Художественное конструирование, как средство развития инженерных способностей детей.

 

Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Необходимо создать условия для правильной организации и умелого включения ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром.

При организации развивающей предметной среды мной была поставлена  цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфортной и интересной.

В младших и средних группах рекомендуется применять следующие формы организации деятельности:

- конструирование по образцу,

- конструирование с опорой на схемы,

- конструирование по собственному замыслу.

В дальнейшем дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные модели по предметно-схематическим моделям, и, наоборот, выполнять графическое изображение объемной конструкции с использованием шаблонов. Таким образом, старшие дошкольники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность выполнения постройки посредством чтения чертежей и схем.

Старший дошкольный возраст благоприятен для обучения всем основным формам конструирования: по образцу, по модели, по условиям, по простейшим наглядным схемам, по теме, по замыслу, каркасному конструированию.

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Работа организуется с учетом программного материала, годового плана, интеграции пространства и возрастных особенностей.

Алгоритм работы:

  1. Мотивация изготовления постройки выбор темы на утреннем кругу.
  2. Уточнение особенностей внешнего вида постройки
  3. Совместное с детьми планирование предстоящей работы: Что будем делать? В какой последовательности?  Какое оборудование и материал понадобится?
  4. Распределение обязанностей
  5. Изготовление постройки
  6. Обыгрывание, итоговая презентация.

Для старшего дошкольного возраста созданы условия для коллективных конструктивно-игровых макетов. Особенности этой работы,  в том, что в группе создаются универсальные игровые условия, представляющие собой трансформируемые и полифункциональные зоны, которые позволяет создавать макеты разной тематики путем оформления и последующего разбора, свободного перемещения по группе, игры на столах и полу.

Интересны следующие темы для подобных коллективных конструктивно-игровых макетов:

«Двор моей мечты»,

«Волшебная страна сказок»,

«Космодром»,

«Лесные просторы»,

«Железная дорога Воронеж – Москва - Питер»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Мой город»,

 «Эко-зоопарк» и другие.

В качестве основных психолого-педагогических условий были определены следующие:

  • совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом;
  • обеспечение взаимосвязи специально организованной деятельности с самостоятельной деятельностью детей;
  • предоставление детям разнообразия материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.), возможности выбора их и способов действия с ними, согласно желания ребенка;
  • взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментальной, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни;
  • «открытость» каждой деятельности, заключающаяся в ее продолжении, выходящем за рамки данной образовательной деятельности.

При создании материально-технических условий встал вопрос, как создать и какие условия, для того, чтобы ребенок проявил интерес и само организовался в конструктивном творчестве.  Для решения этой задачи было решено обновить развивающую предметно-пространственную среду и внести в нее современные игровые материалы.

Тем не менее, остается важной роль воспитателя в организации сопутствующего оборудования, включающего строительный материал, конструкторы разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, бросовый и природный материал, наглядно-дидактические пособия: чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета и т.п., размещения этих материалов в центрах конструктивной активности.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать собственную активность ребёнка, желание педагогов работать в этой теме и усовершенствовать собственные знания.

Работая с конструктором  индивидуально, парами или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате развивается ряд основных качеств, необходимых будущему инженеру, таких как способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи; развитость внимания и сосредоточенность; развитость творческого мышления; способность к самостоятельным видам работы.

По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто...

опыт работы на тему" Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Государственное автономное профессиональное                  образовательное учреждение города...

Консультация для педагогов «Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как ...

Художественное конструирование как средство развития творческих способностей

Художественное конструирование является самостоятельным видом художественно-эстетического творчества, что является неотъемлемым компонентов формирования творческого, продуктивного мышления дошкольнико...