Мастер – класс для педагогов «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

 И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

 «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

 И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Актуальность: Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям. Тема мастер – класса актуальна еще и потому что  2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия. 

Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.

Вместе с тем народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности.

Проблема: Воспитание народной игрушкой и другими видами народного творчества – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и продиктована ФГОС дошкольного образования детей, согласно которым в числе основных принципов названы приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются  усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.

Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!!!

Цель: - ознакомление с народными куклами-оберегами, путем освоения технологии изготовления традиционной куклы - мотанки.

Задачи: - познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в жизни людей;

- познакомить с особенностями   изготовления куклы-оберега «кукла-мотанка»;

- обучить изготовлению тряпичной народной куклы-оберега «кукла-мотанка»;

- развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкую моторику рук;

- воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Время: 20 минут

Участники: педагоги МБДОУ № 16

Методы обучения:

- рассказ

- художественное слово

- беседа

- демонстрация

- наблюдение

- показ

- практическая работа

- рефлексия

Методическое обеспечение: образцы готовых кукол.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

- педагоги ДОУ познакомятся с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в жизни людей;

- педагоги ДОУ познакомятся с особенностями   изготовления куклы-оберега «кукла-мотанка»;

- участники мастер-класса обучатся изготовлению тряпичной народной куклы-оберега «кукла-мотанка»;

- участники мастер-класса будут проявлять интерес к изготовлению тряпичной народной куклы-оберега «кукла-мотанка»;

- участники мастер-класса будут демонстрировать культуру общения в формате мастер-класса, сплоченность коллектива.

Ход мастер – класса:

- Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные!

                 Много гостей, много и новостей

                 А чтоб мастер-класс был веселей

                 Я поприветствовать хочу гостей!

Пусть вам лучшею подружкой -
Станет русская игрушка.
- Вместе с этой куклой передайте друг другу мою добрую улыбку!

- Коллеги, на сегодняшний день мною накоплен практический материал в одном очень интересном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

Как Вы думаете, что такое кукла? (ответы)

По словарю Ожегова, кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

- Уважаемые коллеги, сегодня я пригласила вас на свой мастер–класс, где познакомлю с разнообразием народных тряпичных кукол и научу Вас изготавливать народную тряпичную куклу-оберег «Кукла-мотанка».

Кукла является прекрасным образцом народного творчества, одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Для детей она не только  забава, игра.

1СЛ. Кукла - мотанка - это символ нации, душа народа, главный атрибут семьи. Разновидностей мотанок большое количество: неразлучники, Пеленашка, кукла – колокольчик, свадебница, травница, крупеничка.

Изготовление тряпичных кукол обеспечивает  развитие у детей мелкой моторики рук, развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание, способствуют совершенствованию трудовых навыков у детей, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости,  все это стимулирует развитие речи у детей.

При всем сегодняшнем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной фантазией!!!

Тема мастер – класса актуальна  еще и потому что  2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия.  

Воспитание народной игрушкой и другими видами народного творчества – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и ее решение продиктовано ФГОС ДОУ.

- Прежде, чем приступить к работе, немного интересных фактов из истории возникновения кукол:

В старину, как в принципе и сейчас, такая кукла считалась особым оберегом домашнего очага, который приносил достаток и удачу.

Кукла – мотанка, или еще ее принято называть узелковая кукла, получила такое название благодаря специфической технике изготовления, а именно - мотанию. При изготовлении такого оберега не используется игла с нитью, все части и детали мотаются с помощью нити.

Каждый элемент куклы - мотанки является обязательным и имеет символический смысл: юбка подчеркивает связь с землей, рубашка символизирует прошлое, настоящее и будущее, головной убор (косынка, венок, шапка) – связь с небом, украшения – плодородие и достаток.

Цвет нити, используемый при создании мотанки, тоже важен. По традиции все элементы скрепляли красными нитями.

Еще одной особенностью такой куколки является то, что она безликая.

С давних времен существует три вида кукол - мотанок:

младенец, невеста и берегиня.

Мотанка - младенец делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье.

Куклу-невесту делали для невесты, ей шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца.

Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня, главная задача куклы заключалась в защите дома и его жителей от всевозможных неприятностей – бедности, завистников, нечисти. Берегиню делали женщины и совсем еще маленькие девочки. Ее также дарили в подарок. 

Создать такую куклу не сложно. Главное делать ее с душой и светлыми мыслями!!!

Эта технология  хороша тем, что при изготовлении куклы вам не понадобятся ни ножницы, ни иголки, не используются острые опасные предметы. Если в ходе работы вам все таки понадобятся ножницы, то обязательно нужно обратить внимание детей на правила работы с ножницами.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре!  Будем всех сильнее в мире!

 Будем мир мы защищать,  Будем маму обнимать.  

На носочки встанем,  Солнышко достанем.

До пяти считаем,  Дружно приседаем.

- Отдохнули, а теперь примемся за работу!

- Перед Вами лежат лоскуты круглой формы разного диаметра и разного цвета. Выберите по своему желанию любую ткань  трех разных диамеров.

Пошаговое изготовление куклы - мотанки:

  1.  Берем вату и катаем плотный шарик. В центр самого большого круга вкладываем вату и туго перематываем ниточкой.
  2. Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.
  3. Теперь, возьмите  белый, самый маленький круг и накладываем его на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы.
  4. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем опять же красной ниткой.  

- У нас остался последний шаг, что не хватает нашей кукле? Но пока мы ее одевать не будем!

- Немного поиграем. Я предлагаю Вам придумать имя своей кукле и наделить ее магическими свойствами.

- У меня – кукла Миланушка, она охранительница младенцев…

- У вас получились замечательные куклы – мотанки!

Но чтобы дети смогли с ними поиграть, нужно их оживить! Придумаем волшебные слова?

- Раз, два, три —

Кукла, оживи!

        Кукла, оживай скорей,

И повесели детей!

- Как Вы считаете, а дети самостоятельно смогут изготовить такую куклу? Конечно!

- Когда дети уже освоили технологию мотания, опираясь на технологическую карту, они сами могут изготовить куклу – мотанку!

- Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за продуктивную работу. Надеюсь, что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме!!!

- У нас остался последний шаг – завязать косынку.

Если:

Все удалось, и было очень интересно - красного цвета

Удалось, но материал Вас не заинтересовал - синего  

Было скучно и неинтересно - сиреневого цвета

  1. А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем.

Куда бы Вы не направились и где бы не находились, всегда общайтесь со своей куколкой, и тогда Счастье и Радость непременно будут с Вами!!! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Изготовление куклы Лады"

Мастер класс для педагогов "Изготовление куклы Лады"...

Мастер - класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Кормилка» (обучение изготовлению тряпичных кукол)

Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.Задачи:Научить педагогов  делать тряпичную куклу – оберег «Кормилку».Пробудить интерес к народным традициям.Воспитывать инт...

Мастер-класс для педагогов «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»

В данном материале подробно рассказывается как можно создать платковую куклу из подручных средств...

Мастер - класс для педагогов «Изготовление традиционной ненецкой куклы в технике налеп»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17390311","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17390...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление платковой куклы"

        Мастер-класс «Изготовление платковой куклы для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»....

Мастер – класс для педагогов «Изготовление оберега. Кукла масленичка»

Каждый год в начале масленичной недели, либо накануне в славянских семьях было принято изготавливать домашнюю куклу-малышку. На протяжении всего года такие куколки служили оберегом семейного оч...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление куклы-оберега "Пеленашка"

Мастер-класс для педагогов«Изготовление куклы-оберега «Пеленашка» Цель: привить интерес и любовь к русскому народному творчеству посредством изготовления тряпичной куклы ...