Мастер - класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Кормилка» (обучение изготовлению тряпичных кукол)
методическая разработка на тему

Спраговская Ольга Викторовна
Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.
Задачи:
Научить педагогов  делать тряпичную куклу – оберег «Кормилку».
Пробудить интерес к народным традициям.
Воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_kukla_kormilka.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 53»

Мастер - класс

для педагогов

«Изготовление куклы-оберега

«Кормилка»


(обучение  изготовлению тряпичных кукол)

Подготовила и провела:

Спраговская Ольга Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

Новосибирск, 2017г.

Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.

Задачи:

Научить педагогов  делать тряпичную куклу – оберег «Кормилку».

Пробудить интерес к народным традициям.

Воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России.

Материалы и оборудование:

Кусок белой ткани 20х20 см для головы-тела; два цветных куска такого же размера для груди-платья; два куска 25х25 см для рук; косынка; синтепон; красные нитки и кусочек ткани на фартук.

Ход мастер – класса:

1. Орг.момент.

Ведущий: Здравствуйте, гости званые,

                 Гостьюшки, мои желанные

                 Много гостей, много и новостей.

2. Теоретическая часть.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Сегодня  мастер – класс посвящен теме: «Изготовление тряпичной куклы – оберега «Кормилки».

А чтоб мастер-класс был веселей

Я в музей приглашаю гостей.

Проходят в мини-музей «Народные игрушки»

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться,

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного находим.

Что такое кукла? (ответы)

Кукла – игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла как детская игрушка появилась 1000 лет назад.

С давних пор кукол делали из травы, веточек и лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

Окунемся в прошлое.

Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до 100 штук накапливалось.

Есть такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли дети до 7-8 лет, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. с пяти лет дети сами начинали «вертеть» тряпичных кукол.

Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и материнстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку, так как в нее могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали кукол на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Кукол нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц – это могло «поранить куклу» и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Кукла изготавливалась только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

Тряпичные куклы можно разделить по назначению на:

ОБРЯДОВЫЕ (Коза, Куватка, Отдарок-на-подарок, Пеленашка, Пасхальная голубка, Крупеничка, Неразлучники, Невеста)

ОБЕРЕГОВЫЕ (Куватка, Лихоманка, День и ночь, Колокольчик, Кубышка-Травница, Берегиня, Десятиручка, Веснянка, Желанница, Зерновушка, Бессонница, Крестец, Мартинички);

ИГРОВЫЕ (Столбушка, Девка-Баба, Бабочка, Зайчик-на-пальчик).

3. Практическая часть.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Демонстрация приема.

Сегодня мы сделаем обереговую Вепсскую куклу ("Кормилку").

Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать о хорошем. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя. И чем сильнее чувства заключенные в изделия, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

Вепсскую куклу ("Кормилку") матери изготавливали из старых вещей без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали, чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Эту куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы «согреть» ее. После рождения ребенка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи и сглаза. Когда ребенок подрастал, ее отдавали ему играть.

Кукла Кормилка отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь - чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми.

Техника изготовления.

1. Сначала делается голова. Берется квадрат из белой ткани, в его центр выкладывается шарик из набивочного материала (вата, поролон), туго перевязывается катушечной нитью, завязывается на 2-3 узла, обрезается (так закрепляется нить во всей поделке).

 2. Изготовление сарафана. Грудь делается из двух квадратов ткани яркой расцветки по технологии головы (пункт 1), только шарики скатываются поменьше. Нитку не обрываем

     

3. Приматываем груди к шее куколки. Нитку не обрываем.

4. Делаем руки. Складываем квадрат ткани по косой, потом еще один раз и еще один раз.

5. Складываем крестом.

6. Приматываем сзади к шее куклы все той же ниткой. Нитку не обрываем.

7. Той же ниткой приматываем фартук и сзади крепко связываем. На этот раз обрываем нитку. Как видите, вся кукла скреплена почти одной ниткой.

8. Одеваем косынку. Кукла готова.

4. Рефлексия.

У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?

Заинтересовала ли Вас данная техника? Изготовите ли вы с детьми данную куклу?

Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?

(Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость)

Пусть кукла, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому!

         

         

         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателй и родителей по изготовлению тряпичных кукол.

Материал содержит интересную информацию об истории  создания игрушек. Прослеживается связь от кукол, которыми играли бабушки, до современных игрушек, которыми играют наши дети. Практический ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Методические приёмы обучения дошкольников по изготовлению тряпичных кукол"

повышение профессионального мастерства и обмен опытом с педагогами ДОУ....

Мастер-класс «Методические приемы обучения педагогов изготовлению тряпичных кукол для дошкольников»

Мастер-класс «Методические приемы обучения педагогов изготовлению тряпичных кукол для дошкольников»...

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обменаопытом по изготовлению тряпичных кукол.Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт,магниты, карточки с назван...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт, магниты, карточки с назв...

Мастер класс для педагогов ДОУ « Изготовление народных тряпичных кукол».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей в процессе знакомства их с народными тряпичным...