Программа и план кружковой деятельности «Корзинка с нитками»
рабочая программа по конструированию, ручному труду
Программа и план кружковой деятельности «Корзинка с нитками»
Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна
Пояснительная записка
Данная программа кружковой работы представляет собой описание системы работы с детьми направленную на развитие мелкой моторики рук и творческих потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством рукоделия. Программа отличается практико-ориентированным, деятельностным характером, имеет все необходимые структурные элементы и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Актуальность
Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мираи следовательно развитие интеллекта в целом. Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работыи самоанализа результатов деятельности. У детей формируются навыки обращенияс инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук – это один из показателей готовности ребенкак школе.
Таким образом, актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой личности детей, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации, развития его умственных, творческих, коммуникативных способностей.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие. Ручной труд детей сопровождается познавательными рассказами о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о народном декоративно-прикладном искусстве. Использование литературных и музыкальных произведений повышает интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, учат думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Оригинальность программы в том, что она включает в содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение шитью, вышивание, плетение. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Организация дополнительных занятийстроится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_i_plan_kruzhkovoy_deyatelnosti_korzinka_s_nitkami.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа и план кружковой деятельности «Корзинка с нитками»
Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна
Пояснительная записка
Данная программа кружковой работы представляет собой описание системы работы с детьми направленную на развитие мелкой моторики рук и творческих потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством рукоделия. Программа отличается практико-ориентированным, деятельностным характером, имеет все необходимые структурные элементы и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Актуальность
Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. В процессе занятия художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мираи следовательно развитие интеллекта в целом. Занятия рукоделием позволяют детям проявить индивидуальность и получить результат своего художественного творчества, совершенствуют навыки планирования предстоящей работыи самоанализа результатов деятельности. У детей формируются навыки обращенияс инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук – это один из показателей готовности ребенкак школе.
Таким образом, актуальность и необходимость создания подобной программы обусловлена потребностью воспитания разносторонне развитой личности детей, осознание ребенком собственной индивидуальности, его самореализации, развития его умственных, творческих, коммуникативных способностей.Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности: познавательное развитие, речевое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие. Ручной труд детей сопровождается познавательными рассказами о профессиях, природе, материалах, культуре и традициях своего края, о народном декоративно-прикладном искусстве. Использование литературных и музыкальных произведений повышает интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, учат думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Оригинальность программы в том, что она включает в содержание работы с детьми нетрадиционные приемы, такие как, обучение шитью, вышивание, плетение. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, формируется устойчивый интерес к творческому самовыражению у детей, создается положительный микроклимат, способствующий бесконфликтному общению, сплачиванию детей. Организация дополнительных занятийстроится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и направлена на удовлетворение познавательных и творческих потребностей ребенка.
Цель: создание условий для развития личности, способной к творческой самореализации через ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством – шитьем, вышиванием и плетением.
Задачи:
1. Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.
2. Развивать умения создавать композиции.
3. Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях страны, свойствах различных материалов).
4. Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
5. Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образного мышления, внимания, памяти, развитиюмелкой моторики, координации движений обеих рук, произвольности, усидчивости, целеустремленности.
6. Способствовать формированию умения с помощью взрослого планировать последовательность выполнения работ; выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца.
7. Вызывать у детей интерес к ручному труду, творческой деятельности, к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
8. Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату, доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
Формы организации работы с детьми:
Практическое занятие, занятий-игра, занятие-праздник, занятие-путешествие, мастерская, выставка детских работ в детском саду, участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества. дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Ожидаемый результат:
В результате работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей.
-владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- закрепляют ткань в пяльцах;
- вдевают нитку в иголку;
- завязывают узелок;
- шьют швами “вперед иголку”, “тамбурный”, «крестиком»;
- приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
-навыками экономного расходования материала,
-бережного обращения с инструментами,
-поддержания порядка на рабочем месте.
Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности
"Корзинка с нитками" в старшей группе.
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Уроки иголочки. Беседа по технике безопасности. | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. |
Шнуровка. Работа со шнуровкой. | Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. | |
Октябрь | Ткань. «Знакомство с тканью». | Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. |
Иголочка. «Волшебная иголочка». | Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок. | |
«Разные дорожки». Вышивка прямой и извилистой дорожек. | Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. | |
«Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. | Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. | |
Ноябрь | «Собачка». Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед». | Учить рисовать по шаблону готовую собачку простым карандашом на ткани. Продолжать формировать навыки безопасного пользования инструментами. |
«Собачка». Последовательность вышивания «Собачка» контуру швом «иголка вперед». | Продолжать учить последовательно вышивать «Собачку»: вдевать нитку в иголку и на конце нитки завязывать узелок, вышивать собачку по контуру «швом иголка вперед». | |
«Цыпленок» из помпонов.Последовательность изготовления шаблона из картона и помпона из пряжи. | Научить последовательности изготовления помпона: вырезать из бумаги шаблоны из картона; обмотать пряжей до нужной толщины; разрезать ножницами между шаблонами завязать помпон посередине той же ниткой из пряжи. | |
«Цыпленок» из помпонов.Последовательность изготовления игрушки «цыпленок» из готовых помпонов пряжи. | Научить последовательности изготовления помпонов «цыпленка»: соединять два готовых помпона с помощью цыганской иглы, приклеивать с помощью клеевого пистолета глаза, крылья, хвост и клюв. | |
Декабрь | Снеговик. Вышивка по кругу. | Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу. |
Снеговик. Вышивка по кругу. | Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками, учить вышивке по кругу. Учить завязывать узелок, набивая получившийся шарик синтепоном, оформить лицо. | |
«Наряжаем елочку игрушками» (из фетра разного цвета). Последовательность изготовления елочной игрушки из фетра. | Учить соединять детали елочной игрушки швом «иголка вперед» оставить отверстие для наполнителя, закрепить навыки набивания игрушки наполнителем и закрывания швом «иголка вперед» | |
«Наряжаем елочку игрушками» (из фетра разного цвета). Последовательность изготовления елочной игрушки из фетра. | Закрепить навыки украшения елочной игрушки бусинами и блестками, оформления петельки атласной ленточкой. | |
Январь | «Умка» из помпонов. Наглядный показ готовой игрушки медвежонка «Умка». | Намотать цветную пряжу на шаблон из картона до желаемой толщины. Разрезать между шаблонами пряжу ножницами и перевязать туго посередине этой же пряжей. |
«Умка» из помпонов. Продолжение. Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Научить делать заготовки помпонов для мягкой игрушки «Умка» в количестве 7 штук | |
«Умка» из помпонов.Продолжение. Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Продолжать учить последовательно изготавливать мягкую игрушку «Умка»: знакомить с большой «цыганской иглой», используя которую соединить все помпоны между собой, создать силуэт медвежонка. | |
Февраль | «Умка» из помпонов. Продолжение. Последовательность изготовления мягкой игрушки «Умка» из помпонов. | Продолжать учить последовательно изготавливать мягкую игрушку «Умка»: приклеивать глазки, носик, ротик клеевым пистолетом, привязывать на шею игрушки красивый атласный бантик. |
«Цветные полоски». Знакомство с швом «петельный». | Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | |
«Дорожки». Знакомство с швом «тамбурный». | Учить детей вышивать швом «тамбурный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. | |
Подарок маме «Игольница». | Учить располагать изображения на листе, вырезанию деталей заданной фигуры, выполнять сборку и оформление изделия. | |
Март | Подарок маме «Игольница». Продолжение. | Учить располагать изображения на листе, вырезанию деталей заданной фигуры, выполнять сборку и оформление изделия. |
«Волшебная радуга». Вышивание радуги «тамбурным швом». | Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами | |
«Котик Васька». Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки «Котик Васька». | Научить последовательно превращать готовую перчатку в игрушку: убирать внутрь перчатки третий пальчик и закрывать шов обметочным швом, набивать наполнителем всю перчатку включая пальчики. из бус и бисера для пришивать глаз, носик и ротик; пришивать глазки из бусинок, из бисера сделать носик и ротик. | |
«Котик Васька».Продолжение. Последовательность изготовления из готовой перчатки игрушки «Котик Васька». | Продолжать последовательно превращать готовую перчатку в игрушку: по необходимости добавить наполнитель в голову игрушки. закрывать шов сверху обметочным швом. | |
Апрель | Любимый сказочный герой (по желанию детей). Вышивание любимых сказочных героев «петельным швом». | Учить детей вышивать «петельным швом» по контуру разноцветными нитками. |
Любимый сказочный герой. Продолжение.Вышивание любимых сказочных героев «петельным швом». | Продолжать учить детей вышивать «петельным швом» по контуру разноцветными нитками. | |
«Любимый сказочный герой.Продолжение. Вышивание сказочных героев пришивание деталей из бисера. | Продолжать учить работать с бисером и иглой для бисера. | |
«Осьминожка». Последовательность изготовленияигрушки «Осьминожка». | Учить переводить выкройку из картона на ткань с помощью карандаша и аккуратно выкраивать по шаблону силуэт осьминожки. На выкроенный шаблон выкладывать наполнитель и заматывать ниткой, придавая форму головы осьминожки. Заплетать щупальцы осьминожки «косичкой» и концы перематывать ниткой. Пришивать осьминожке глаза и ротик. | |
Май | Мягкая игрушка из фетра (по желанию детей). Последовательность изготовления игрушки из фетра используя технику «обметочный шов». | Продолжать закреплять навык пользования иглой и ниткой. Учить детей соединять две детали игрушки «обметочным швом» оставляя отверстие в 5 см. для наполнителя (пух). |
Мягкая игрушка из фетра. Продолжение. Последовательность соединения деталей лапок, крыльев и других частей игрушки используя технику «обметочный шов». | Научить последовательности изготовления игрушки: соединять детали крыльев, лапок «обметочным швом» оставляя отверстие для наполнителя 4 см.; закрывать отверстие обметочным швом. | |
«Мягкая игрушка из фетра. Продолжение. Последовательность соединения деталей лапок, крыльев и других частей игрушки используя технику «обметочный шов». | Научить последовательности изготовления игрушки: набивать игрушку наполнителем и закрывать отверстие «обметочным швом», пришивать глазки и ротик из бусинок. | |
«Вышей свое имя». Вышивание собственного имени. | Продолжать учить вышивать свое имя по контуру цветными нитками. | |
Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности "Корзинка с нитками" в старшей группе. | ||
Сентябрь | Уроки иголочки. Беседа по технике безопасности. | Вспомнить с детьмикак вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. |
Шов «вперед иголка». Обучение простейшим приемам шитья. Показ шва «Иголка вперед». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «вперед иголка» | |
Октябрь | Шов «тамбурный».Обучение простейшим приемам шитья. Показ шва «тамбурный». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком «тамбурный». |
Шов «петельный».Обучение простейшим приемам шитья. Показ шва «петельный». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «петельный». | |
Шов «назад иголка».Обучение простейшим приемам шитья. Показ шва «назад иголка». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Овладеть навыком шва «назад иголка». | |
Пришивание пуговицы. Обучение простейшим приемам шитья. Знакомство с правилами пришивания пуговиц. | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. научить пришивать пуговицу. | |
Ноябрь | «Осенние листья». Вышивание осенних листьев тамбурным швом. | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Учить детей вышивать тамбурным швом силуэт осенних листьев (кленовый, дубовый, березовый) |
«Осенние листья».Продолжение. Вышивание швом «гладью». | Учить детей вдевать нитку в иголку и завязывать узелок. Научить детей вышивать гладью. | |
«Веселая ленточка». Знакомство с вышивкой лентами. | Знакомить с вышивкой лентами. Учить вдевать ленту в иглу, закреплять ее. | |
«Салфетка с Цветами». Вышивка лентами. | Закреплять умение вышивать лентами, используя шов «вперёд иголку». | |
Декабрь | «Елочка». Последовательность изготовления игрушки «Елочка» из фетра «петельным швом» Вышивание петельным швом по контуру «Елочка» | Продолжать учить детей вышиванию петельным швом при изготовлении «Елочки». |
«Елочка». Продолжение. Вышивание петельным швом по контуру «Елочка». Оформления елочки в рамку. | Закрепить навыки вышивания петельным швом при изготовлении «Елочки». Учить пришивать бусины на елочку и оформлять гирлянды из бисера. Учить оформлять свою работу «Елочку» в рамку, познакомить с техникой украшения рамки бусинами, блестками посредством использования клеевого пистолета. | |
«Новогодний сапожок». | Закреплять умение подбирать материалы для работы, готовить выкройку, умение сшивать две детали используя «петельный шов». | |
«Новогодний сапожок». Продолжение. | Развивать умение доводить дело до конца. Закреплять умение сшивать две детали используя «петельный шов». Украшать работу аппликацией. | |
Январь | «Принцесса в бальном платье». Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. | Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. Продолжать учить с правилами техники безопасности в работе с инструментами (ножницами, иглой). |
«Принцесса в бальном платье». Продолжение. Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед», «гладью» по контуру рисунка. | Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» «гладью» по контуру рисунка. | |
«Принцесса в бальном платье». Завершение. Вышивание «Принцессы в бальном платье» швом «иголка вперед», «гладью» внутри контура. | Продолжать учить детей вышивать швом «иголка вперед» по контуру рисунка и «гладью» внутри контура. | |
Февраль | Бахрома на салфетке. Способ украшения изделия. | Учить детей старательно и аккуратно выполнять бахрому с помощью иголки на выполненных ими вышивках. |
«Мешочки для секретов» | Закреплять умение подбирать материалы для работы, готовить выкройку, умение сшивать две детали используя шов «вперёд иголку». | |
«Мешочки для секретов». Продолжение. | Развивать умение доводить дело до конца. Закреплять умение сшивать две детали используя шов «вперёд иголку». Украшать работу аппликацией. | |
«Букет цветов для мамы». Рисование шаблона букета на ткани. | Учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: рисовать на ткани шаблон букета цветов простым карандашом, закреплять навык вдевания нитки в иголку, завязывать узелок на конце нитки. | |
Март | «Букет цветов для мамы». Продолжение. Последовательность вышивания «Букета цветов для мамы». | Продолжать учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: цветными нитками вышивать по контуру швом «петельный шов» цветы, а стебельки с листиками вышивать зелеными нитками швом «иголка вперед». |
«Букет цветов для мамы».Продолжение. Последовательность вышивания «Букета цветов для мамы». | Продолжать учить последовательно вышивать «Букет цветов для мамы»: закрывать каждый цветок швом «гладь», по желанию добавлять бусинки, бисер разных цветов, красиво оформлять готовую работу в рамку. | |
«Чудо-дерево». Композиция из пуговиц. | Закреплять умение пришивать пуговицы, составлять композицию. | |
«Чудо-дерево». Композиция из пуговиц. Продолжение. | Закреплять умение пришивать пуговицы, составлять композицию. | |
Апрель | «Игрушка на руку «Ням-нямчик» | Закреплять умение подбирать материалы для работы, готовить выкройку, кроить детали, умение сшивать две детали используя «петельный шов». |
«Игрушка на руку «Ням-нямчик». Продолжение. | Развивать умение доводить дело до конца. Закреплять умение сшивать две детали используя «петельный шов». Развивать творчество, самостоятельность. | |
«Ателье для кукол» | Уточнить знания детей об одежде, как и где её изготавливают, из каких тканей, воспитывать уважение к труду. | |
«Ателье для кукол». Продолжение. | Продолжать учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для кукол. | |
Май | «Вышивание по замыслу». | Закрепить изученные виды швов. Развивать фантазию, умение планировать работу. |
«Вышивание по замыслу». Продолжение. | Закрепить изученные виды швов. Развивать фантазию, умение планировать работу. | |
Подарок детскому саду «Сказочные персонажи для кукольного театра». Совместное отчетное занятие с родителей. Чаепитие. | Создать благоприятную среду для детей и родителей. Совместно с родителями изготовить из фетра сказочных персонажей. | |
Наша выставка» – выставка детских работ. | Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная рецензия на программу занятий по кружковой деятельности
В помощь воспитателям, старшим воспитателям для оформления документации кружковой работы с детьми....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ"
ОРИГАМИ- ИСКУССТВО СКЛАДЫВАНИЯ ИЗ БУМАГИ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В ЯПОНИИ...
План кружковой деятельности "Юный эколог"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы прис...
Перспективный план кружковой деятельности по экспериментированию
Перспективный план по экспериментированию с детьми подготовительной группы. Занятия проводятся один раз в неделю. Дети проводят опыты с пекком, водой, растениями....
План кружковой деятельности «Изучаем мир вокруг»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств...
Перспективный план кружковой деятельности " Картинки без запинки"
Перспективный план кружковой деятельности " Картинки без запинки" (развитие связной речи с помощью моделирования) в средней группе...
Самообразование - разработка программы "Мультипликация" для кружковой деятельности
Самообразование - разработка программы "Мультипликация" для кружковой деятельности...