Программа кружка по пескографии "Волшебный песок"
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Разуваева Ксения Олеговна

Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико -пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-kruzhka-volshebnyy-pesok.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад “Ручеёк” с. Окино-Ключи Бичурского района Республики Бурятия

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ д/сад «Ручеёк»

Коноваленкова Г.А._________________

Программа кружка

 «Волшебный песок»

В младшей группе «Пчёлки»

Воспитатель: Разуваева К.О.

2021-2022 учебный год.

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико -пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так жеоказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психо-эмоциональное состояние. Она раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.

Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых.

Сегодня игра с песком становится все более популярной. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Цель:

Сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.

Задачи:

  1. Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде);
  2. Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
  3. Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;
  4. Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;
  5. Создание мини – музея, в результате совместной деятельности детей и воспитателя + родители (выставка, конкурс в форме фотографий);
  6. Установление контакта и доверия с детьми;
  7. Объединение участников в группу;
  8. Снижение психофизического напряжения;
  9. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
  10. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
  11. Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.

Содержание  программы кружка

НОД в соответствии с программой  проводятся 1 раз в неделю.

В месяц – 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия  в пределах 15 минут для детей  лет.

При разработке программы кружка учитывались следующие принципы:

Игровая деятельность

- формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

- побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

- в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

- помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

- развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

Создавая игровую среду в песочнице:

- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

 Посредством игр и игровых упражнений с песком:

- формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

- учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

- помочь детям  овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

-  развивать точность понимания речи;

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

- используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

В течение занятия можно выяснить:

•  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

•  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

•  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

•  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

•  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

•  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

•   воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

Ожидаемые  результаты.

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  • развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности.
  • Развитие инициативности
  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
  • Развитие креативности.
  •  Индивидуальный «почерк» детской продукции.
  • Способность к активному усвоению художественного опыта.
  • Развитие общей  ручной  умелости .
  •  Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.
  •   Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.
  •   Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
  •  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Таким образом, кинетический песок не просто детская игрушка, а полезный инструмент, который может помочь нашему мозгу высвободить и выплеснуть полезную креативную энергию.

Учебно - тематический план.

Месяц

№ недели

Пескография

Песочная игротерапия

Занятия с кинетическим песком

Сентябрь

1

«Мой любимый дождик». П/г «Пчелка мешает спать» (игра лицевых мускулов)

Показать приемы получения точек и коротких линий (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Показать прием посыпания поверхности песком через сито – песочный дождик, увлажнения каплями с мокрых пальцев рук, тряпочки. Игровая ситуация «Зверята перед дождиком»

2

«Бабочка красавица». П/г «Крылья бабочки» (напряжение и расслабление кисти рук)

Рисование бабочки  двумя руками различными способами: ладонями, пальцами. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани).

Лепка бабочки. Создание узоров на крыльях надавливанием пальцами, при помощи стеки, других деталей.

3

«Солнышко лучистое».П/г «Холодно-жарко» (напряжение и расслабление мышц туловища)

Рисование лучиков солнышка различными способами (на целом полотне, насыпью).

Игра «Секретики» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4

«Ягода-малина». П/г «Сладкое-кислое» (напряжение и расслабление мышц лица)

Рисование точек (ягодки) симметрично образцу.

Лепка шарика. Смешивание шариков – варим варенье.

Октябрь

1

«Сад-огород». Самомассаж «Блиц-массаж» (щипание, растирание, постукивание пальцами)

Рисование фруктов и овощей по трафарету и без него.

Составление и обыгрывание композиции «Сад и огород».

2

«Веселая полянка». П/г «Салют» (снятие эмоционального напряжения)

Равномерное нанесение песка. Рисование грибов различных по величине и форме по трафарету. Снятие напряжения рук.

Лепка грибочков с помощью формочек, составление целостной композиции.

3

«Веточки деревьев». П/г «Деревья» (напряжение и расслабление мышц рук)

Учить детей указательным пальцем рисовать линии на песке с наглядной опорой.

Составление и обыгрывание композиции «Лес».

4

«Шуршащие ёжики». Игр/релаксация «Шуршащие ночные ёжики»

Дыхат./г «Как дышит ёжик» (след на песке). Рисование колючек для ёжика.  

Лепка колючек для ёжика щипками.

Ноябрь

1

«Кошечка». П/г «Котята» (напряжение и расслабление мышц спины)

Рисование усиков, лапок кошки. Симметричное отражение линий.

Построение и обыгрывание на тему «Домик для кошечки».

2

«Будь здоров!». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины)

Рисование градусника – одна длинная прямая и маленькие деления на одинаковом расстоянии.

Лепка «Пирог». «Замешивание» теста, создание объемной формы пирога, украшение деталями. Работа пальцами, кистью рук, корпусом тела.

3

«Золотая рыбка». П/г «Морские волны» (снижение мышечного напряжения, переключение внимания)

Рисование рыбки по образцу. Повторение контуров фигуры.

Построение и обыгрывание на тему «Морская сказка».

4

«Транспорт». П/г «Едем, плывем, летим» (напряжение и расслабление ног и рук)

Рисование колес, дорожек для транспорта (круги, овалы, прямые и волнистые линии).

Лепка транспорта при помощи формочек. Куда едет этот транспорт.

Декабрь

1

«Снежок». Игр/релаксация «Бой снежками» (снятие эмоционального напряжения)

Рисование падающего снега, снежинок (на целом полотне, насыпью) при помощи пальцев, мячиков-ёжиков.

Составление композиции и обыгрывание на тему «Зимние игры».

2

«Узоры от мороза». П/г «Замерзли наши ручки» (растирание ладоней, пальцев, рук)

Рисование узоров, снежинок по образцу.

Лепка узора снежинки по образцу.

3

«Елочка». Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый».

Рисование елочки разными способами (на целом полотне, насыпью).

Составление и обыгрывание композиции на тему «Новый год».

4

«Скоро-скоро Новый год». Игр.упр. «А у дедуши Мороза»

Рисование новогодних елочных игрушек по трафарету. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани).

Лепка снеговика, разукрашивание палочками, пуговицами и т.п.

Январь

2

«Эмоции. Спокойствие-страх». Релаксация «Ласковый мелок» (снятие зажимов, развитие тактильности)

Рисование эмоций по заданию в круге. Знакомство с песочными персонажами - друзьями Ах и Ох.

«Разговор с руками». «Оживление» следа ладони с помощью деталей, обыгрывание: какие ладошки, как их зовут, что любят делать, чего боятся?

3

«Эмоции. Испуг-удивление». Упражнение  «Испуг-удивление-расслабление» (эмоциональная разгрузка)

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - находка. Нанесение песка ровным слоем.

Лепка маски Испуг. Что нужно сделать или сказать маске, чтобы она превратилась в Радость?

4

«Эмоции. Злость-обида». Упражнение «Злость-обида-расслабление» (эмоциональная разгрузка)

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - поссорились. Нанесение песка ровным слоем.

Сжатие и разжимание влажного песка в кулаке. Упражнение Поделись песком. Вывод - злость и обида не приносят пользы. Поиск конструктивных способов выражения этих эмоций.

Февраль

1

«Эмоции. Радость-грусть». Игр/релаксация «Подарок»

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - день рождения Ох. Нанесение песка ровным слоем.

Лепка подарка для своего друга. Что приносит радость?

2

«Семья». Упражнение с мячом «Кого я люблю» (эмоциональный настрой)

Рисование лица членов семьи. Проговаривание – добрый или злой, почему?

Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья».

3

«Лес дремучий». П/г «Лесные жители»

Рисование следов зайца, лисы, волка, медведя по образцу. Учитывать дистанцию между следами в зависимости от размера животного.

Лепка домиков-норок для лесных жителей. В горке песка делать пальцем глубокое отверстие, расширенное к выходу. Что еще нужно, чтобы в домике было тепло?

4

«Папин праздник». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины)

Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Война и мир».

Март

1

«Птичка-невеличка». П/г «Перышко» (дыхание, мышцы рук)

Рисование формы яйца различными способами (на целом полотне, насыпью).

Лепка птицы на доске кусочками песка, прижимая ладонью и пальцами. Работа с деталями.

2

«Женский день». П/г «Как мы маме помогали» (напряжение и расслабление мышц корпуса тела)

Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Готовим праздничный обед»

3

«Пружинки-резинки». Игр/релаксация «Пружинки», «Резинки» (растяжение и расслабление тела)

Рисование спирали без отрыва различные по диаметру.

Растягивание куска песка и обратное собирание в кусок. Сперва индивидуально, затем совместно.

4

«Весенние цветы». Релаксация «Цветок» (дыхание и пальцы рук)

Рисование одуванчика линиями от центра к краю с соблюдением пропорций.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочная полянка».

5

«Заборчики». Игр./г «Сороконожка» (сплочение коллектива, координация движения)

Рисование заборчиков разных форм (параллельные, перекрестные по диагонали, перпендикулярные, волнистые линии)

Лепка заборчика (колбаски разных размеров и толщины).

Апрель

1

«День смеха». П/г «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи)

Рисование на свободную тему.

Составление композиции на свободную тему.

2

«Космос». Игр./гимнастика «Считалочка-бормоталочка» (внимание, разминка рук, ног)

Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты)

Лепка коллективная с формочками и без них «Космос» (звезды, планеты).

3

«Пасха». П/г «Маленькая птичка» (снятие эмоциональное напряжения)

Рисование узоров двумя руками на форме яйца. Симметричное выполнение узоров двумя руками.

Игра «Секретики» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4

«Формы». Игр./релаксация «Скульптура» (снижение мышечного напряжения)

Рисование фигур круг, овал, квадрат, треугольник по трафарету и без него.

Лепка фигур круг, овал, квадрат, треугольник с формочками и без них.

Май

1

«Размер».  П/г «Мы растем-растем-растем» (растяжение мышц спины)

Рисование предметов различной величины, сравнение.

С/р игра в парах «Маленький – большой» на песке. Транзакционная коммуникация.

2

«Радуга». П/г «Кисло-сладко» (мышцы лица)

Рисование цветным песком радуги на трафарете.

Лепка радуги из цветного песка.

3

«Паучок». Релаксация «Клубочек» (напряжение и расслабление пальцев рук, саморегуляция)

Рисование паука. Составление узора паутины.

Прятки с паучком. Задача - найти паучка в песке.

4

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы


Список литературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007

  1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.

  1. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.

  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005

  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка «Волшебный песок».

Кружок предназначен для детей от года до трех лет ....

Программа кружка «Живой песок»

Игра – ведущая роль деятельности ребенка,  деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительнос...

Программа кружка "Волшебный песок"

Программа расчитана для детей от 1,5 до 3 лет...

Программа кружка "Волшебный песок"

Программа кружка "Волшебный песок" для детей 4-5 лет....

План-программа кружка по песочной терапии "Чудесный песок"

Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — оди...