Использование конструктора ЛЕГО в педагогической практике ДОО»
статья по конструированию, ручному труду

Людмила Викторовна Чичиль

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни.  Им требуется не только владение определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, уметь добывать  знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям.

   Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности.  Играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lego_v_dou.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование конструктора ЛЕГО в педагогической практике ДОО»

   

   Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни.  Им требуется не только владение определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, уметь добывать  знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям.

   Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности.  Играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.                                                                                                    

    «Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Применение «Лего» способствует:

-развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

-развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

-тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

-сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;

конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

    Новизна лего - технологии заключается в том, что Лего конструирование позволяет ребенку в форме игры узнать много нового и приобрести для дальнейшей жизни необходимые умения и навыки. Все дети любят играть, но готовая игрушка, не позволяет ребенку творить самому, Лего предоставляет ребенку открыть новый мир: научиться воображать, фантазировать, творчески мыслить. Дети учатся работать в команде, общаются друг с другом, устраивают совместные игры, уважают свой и чужой труд.

      Актуальность лего – технологии  состоит в организации инновационного образовательного пространства в ДОУ, создание  и внедрение в педагогическую практику развивающих образовательных технологий, необходимости формирования у воспитанников нестандартного подхода к решению широкого круга разнообразных жизненных задач, повышение качества дошкольного образования.

    Внедрение LEGO конструкторов в образовательный процесс делает его гораздо более привлекательным для ребенка, формирует у воспитанников нестандартный подход к решению широкого круга разнообразных жизненных задач, способствует многогранному развитию личности ребенка и побуждает его к самообучению в дальнейшем.

   Цель: развитие  познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством лего-конструкторов и робототехники. Формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, технических способностей, конструкторских умений и навыков, воспитание творческой и целеустремленной  личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи:

-развивать индивидуальные способности ребенка;

-развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

-формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

-развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;

-развивать операции логического мышления;

-развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

-развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;

-развивать диалогическую и монологическую речь, расширять  словарный запас;

-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

-Развивать кругозор и культуру;

-формировать  предпосылки  учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и  поставленной целью, доводить начатое дело  до конца, планировать будущую работу.

   Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов Лего можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

   Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.  Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.  Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

   Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.

   Лего - констриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Принципы   Лего – конструирования:

-доступность и наглядность;

-последовательность и систематичность обучения и воспитания;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-от простого к сложному;

-активности и созидательности; 

-интеграция.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Речевое развитие

Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

  Методы и приемы:

Методы

Приѐмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребѐнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частичнопоисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Формы  организации обучения дошкольников конструированию:

-конструирование по образцу - заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

-конструирование по модели - детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

онструирование по условиям -  не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

-конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам - моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

-конструирование по замыслу -  обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности, они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее;

-конструирование по теме - детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

Образовательные конструкторы применяются в таких видах детской деятельности как:

   -игровая деятельность – использование разнообразия образовательных конструкторов во всех видах игр;

   -познавательно-исследовательская деятельность – наблюдение натуральных объектов, исследование объектов окружающего мира; -экспериментирование с деталями конструктора, проектирование, моделирование;

   -коммуникативная деятельность – составление рассказов «Построй свою историю» на основе используемого оборудования;

   -двигательная деятельность – подвижные игры и соревнования с использованием образовательных конструкторов, игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики;

   -проектная деятельность – долгосрочные и краткосрочные проекты, детско-родительские творческие выставки, фестивали;

   -продуктивная – конструирование по схеме, инструкции, образцу, замыслу, условиям и теме;

    -музыкальная деятельность – использование построек из конструкторов в качестве декораций к сказкам, инсценировкам, обыгрывание построек и моделей.

   В педагогике Лего - технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Использование Лего-технологии в ДОО позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

   Эффективность Лего-технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование конструктора ЛЕГО в работе с дошкольниками

В этой работе рассказывается о применении конструктора ЛЕГО в работе воспитателя с детьми, о возможностях развития ребенка в разных областях деятельности....

Использование конструктора ЛЕГО в работе с дошкольниками

В этой работе рассказывается о применении конструктора ЛЕГО в работе воспитателя с детьми, о возможностях развития ребенка в разных областях деятельности....

Использование конструктора ЛЕГО в работе с дошкольниками

В этой работе рассказывается о применении конситруктора ЛЕГО в работе воспитателя с детьми,о возможностях развития ребенка в разных областях деятельности....

Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструктора ЛЕГО.

В статье представлен обобщенный опыт работы по развитию интеллектуальных и конструктивных способностей у детей с использованием конструктора ЛЕГО.  Раскрыты задачи, особенности организации и форм...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению конструкторским способностям детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего «Планета Лего»

XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к совре...

ПРОЕКТ по конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГО - МЕН»

ПРОЕКТпо конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО»«ЛЕГО - МЕН»...