Развитие инженерных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью программы « От Фребеля до Робота»
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Аннотация 
В данной статье речь идет о развитии инженерных и технических способностей у детей старшего дошкольного возраста  с помощью игрового набора «Дары Фребеля и различных консрукторов.                     
        Модернизация экономики нашей страны на сегодняшний день  столкнулась с сильнейшим дефицитом молодых инженерно- конструкторских кадров , развитие  которой будет невозможной без высококвалифицированных специалистов в  промышленности.
В настоящее время стоит глобальная цель  в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров  как можно быстрее восполнить массовый интерес подрастающего поколения к научно- техническому творчеству. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с дошкольного возраста.  Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать  их. Однако реализация модели технологического образования требует соответствующую определенному возрасту методику.   
           Для развития технических навыков я использую программу  «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Целостность образовательного процесса в ней задавалась  через игровой набор «Дары Фребеля», через разнообразные конструкторы. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля», специально разработанный предметный материал, представляющий собой  набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий моделировать, создавать разнообразные постройки и сюжеты. Использование такого игрового пособия позволяет развивать  у детей самостоятельность , инициативу в различных видах деятельности,  развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулирует порождение замысла и его воплощения. В программу также входит и работа с  конструктором «LEGO». Деятельность с которым также обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать  свойства и отношения в предметном мире. Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. 
Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок  готовности к развитию инженерных навыков средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- создать условия для внедрения программы и  организовать в образовательном пространстве группы предметную игровую среду в соответствии возрастными особенностями. 
- формировать основы конструкторской грамотности воспитанников.
- развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.
- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с Дарами Фребеля.
- оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирования у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
  Принципы и подходы к формированию Программы
1.принцип  индивидуального подхода 
 2. принцип сотрудничества 
 3. принцип поддержки  инициативы детей 
 4. принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям  семьи, общества и государства;
 5. принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
 Подходы к реализации Программы:
        1.Системно-деятельностной подход. Он осуществляется в процессе  организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной  литературы и  фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность строится как процесс организации различных видов деятельности.
        2.Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, этот подход опирается на опыт ребенка.
        3.Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.
        4.Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересу по выбору.
   Ожидаемые  результаты освоения Программы:
            Результаты прежде всего основываются на компетенциях профессии инженер, а именно:  
Выполнение  работы с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, выполнять работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству информационному обслуживанию. Умение разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию. Проводить технико- экономический анализ, участвовать в работах по исследованию и т.д.
           На основе этих компетенций были определены показатели  технической подготовки детей 6-7 лет: Ребенок применяет  правила создания прочных конструкций; проектирует конструкции по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Разрабатывает объект, предлагает разные  варианты объекта. Встраивает в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.п., использует созданные конструкции в играх. Конструирует в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном), осваивает и обустраивает пространство по своему замыслу и плану Проявляет инициативу в конструктивно модельной деятельности, высказывает собственные суждения и оценки, передаёт свое отношение. Составляет инженерную книгу. Фиксирует этапы и результаты деятельности по созданию моделей. Разбирается в  простейших схемах.  Также умеет использовать детали с учетом их конструктивных свойств (формы, величины, устойчивости, размещения в пространстве). 
     Работа по программе идет в соответствии с тематическим планом где  определены разнообразные направления такие как: машиностроение, кораблестроение, авиационная и ракетно- космическая техника, радиотехника и связь, вычислительная техника, строительство и архитектура, агропромышленные системы, где дети через разнообразные виды деятельности, формы и методы знакомятся с простейшими представлениями о технологии горнодобывающей, деревообрабатывающей, химической, железнодорожной промышленности. Дети учатся создавать макет круизного лайнера, мини- макет «Верфь»,  макет «АатоВАЗА», учатся моделировать обувь и одежду. В теме «Продукты питания» из игрового набора Фребеля ребята создают разные виды мороженного. В теме «Не продовольственные товары» дети также из предметов игрового набора Фребеля разрабатывают дизайн мыла.
    Большим подспорьем в работе в этом направлении является «Инженерная книга»                                                    Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком».  Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи. В инженерной книге дети отмечают этапы работы над созданием модели, соблюдение правила техники безопасности и результаты своей деятельности. В книгу можно как занести схематические изображения хода конструирования, так и зарисовать, какие материалы и инструменты были выбраны.  Инженерная книга  ведется регулярно, отражает живой процесс работы над моделями.    
Применив в практической деятельности с дошкольниками данную программу , я увидела удивительные результаты. Дети стали проявлять  самостоятельность, инициативу в процессе деятельности. Уверенно  создавать  модели технических объектов, демонстрировать высокую техническую грамотность, правильно планировать свою  деятельность, разбираться в видах и свойствах различных материалов, конструкторов для изготовления объектов, моделей, конструкций.  Эта программа очень интересна и эффективна в развитии технических и конструктивных умений дошкольников,  вносит огромный вклад в реализации как программы детского сада так и задач по реализации ФГОС ДО и качества образования в целом.
Методические материалы реализации программы: экскурсии, презентации, конспекты НОД, образцы инженерных книг.
               Список   литературы:
1. О.В. Артемова, Л.Я. Гальперштейн и. « Открытие и изобретения».
2. Т. В. Сидорина. «Моя первая энциклопедия. Техника.
3. Комарова Л. Г. « Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». «Линка-Пресс». 2001
4. Куцакова Л. В. «Проект работы по конструированию и строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет».
5. «Мультики про машинки для детей. Завод машинок. Как делать машинки. АвтоВАЗ»: http://www.youtube.com/watch?v=ZSC9Uch5IfA.
6.  Интерактивная игра- предложения MarcoPoloGroup «Информатика для дошкольников».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_yarmarka.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие инженерных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью программы « От Фребеля до Робота»

Савельева М.А.

воспитатель СП ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК»г.о. Отрадный

Аннотация

В данной статье речь идет о развитии инженерных и технических способностей у детей старшего дошкольного возраста  с помощью игрового набора «Дары Фребеля и различных консрукторов.                    

        Модернизация экономики нашей страны на сегодняшний день  столкнулась с сильнейшим дефицитом молодых инженерно- конструкторских кадров , развитие  которой будет невозможной без высококвалифицированных специалистов в  промышленности.

В настоящее время стоит глобальная цель  в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров  как можно быстрее восполнить массовый интерес подрастающего поколения к научно- техническому творчеству. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с дошкольного возраста.  Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать  их. Однако реализация модели технологического образования требует соответствующую определенному возрасту методику.  

           Для развития технических навыков я использую программу  «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Целостность образовательного процесса в ней задавалась  через игровой набор «Дары Фребеля», через разнообразные конструкторы. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля», специально разработанный предметный материал, представляющий собой  набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий моделировать, создавать разнообразные постройки и сюжеты. Использование такого игрового пособия позволяет развивать  у детей самостоятельность , инициативу в различных видах деятельности,  развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулирует порождение замысла и его воплощения. В программу также входит и работа с  конструктором «LEGO». Деятельность с которым также обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать  свойства и отношения в предметном мире. Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности.

Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок  готовности к развитию инженерных навыков средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

- создать условия для внедрения программы и  организовать в образовательном пространстве группы предметную игровую среду в соответствии возрастными особенностями.

- формировать основы конструкторской грамотности воспитанников.

- развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.

- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с Дарами Фребеля.

- оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирования у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

  Принципы и подходы к формированию Программы

1.принцип  индивидуального подхода

 2. принцип сотрудничества

 3. принцип поддержки  инициативы детей

 4. принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям  семьи, общества и государства;

 5. принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 Подходы к реализации Программы:

        1.Системно-деятельностной подход. Он осуществляется в процессе  организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной  литературы и  фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность строится как процесс организации различных видов деятельности.

        2.Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, этот подход опирается на опыт ребенка.

        3.Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.

        4.Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересу по выбору.

   Ожидаемые  результаты освоения Программы:

            Результаты прежде всего основываются на компетенциях профессии инженер, а именно:  

Выполнение  работы с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, выполнять работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству информационному обслуживанию. Умение разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию. Проводить технико- экономический анализ, участвовать в работах по исследованию и т.д.

           На основе этих компетенций были определены показатели  технической подготовки детей 6-7 лет: Ребенок применяет  правила создания прочных конструкций; проектирует конструкции по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Разрабатывает объект, предлагает разные  варианты объекта. Встраивает в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.п., использует созданные конструкции в играх. Конструирует в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном), осваивает и обустраивает пространство по своему замыслу и плану Проявляет инициативу в конструктивно модельной деятельности, высказывает собственные суждения и оценки, передаёт свое отношение. Составляет инженерную книгу. Фиксирует этапы и результаты деятельности по созданию моделей. Разбирается в  простейших схемах.  Также умеет использовать детали с учетом их конструктивных свойств (формы, величины, устойчивости, размещения в пространстве).

     Работа по программе идет в соответствии с тематическим планом где  определены разнообразные направления такие как: машиностроение, кораблестроение, авиационная и ракетно- космическая техника, радиотехника и связь, вычислительная техника, строительство и архитектура, агропромышленные системы, где дети через разнообразные виды деятельности, формы и методы знакомятся с простейшими представлениями о технологии горнодобывающей, деревообрабатывающей, химической, железнодорожной промышленности. Дети учатся создавать макет круизного лайнера, мини- макет «Верфь»,  макет «АатоВАЗА», учатся моделировать обувь и одежду. В теме «Продукты питания» из игрового набора Фребеля ребята создают разные виды мороженного. В теме «Не продовольственные товары» дети также из предметов игрового набора Фребеля разрабатывают дизайн мыла.

    Большим подспорьем в работе в этом направлении является «Инженерная книга»                                                    Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком».  Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи. В инженерной книге дети отмечают этапы работы над созданием модели, соблюдение правила техники безопасности и результаты своей деятельности. В книгу можно как занести схематические изображения хода конструирования, так и зарисовать, какие материалы и инструменты были выбраны.  Инженерная книга  ведется регулярно, отражает живой процесс работы над моделями.   

Применив в практической деятельности с дошкольниками данную программу , я увидела удивительные результаты. Дети стали проявлять  самостоятельность, инициативу в процессе деятельности. Уверенно  создавать  модели технических объектов, демонстрировать высокую техническую грамотность, правильно планировать свою  деятельность, разбираться в видах и свойствах различных материалов, конструкторов для изготовления объектов, моделей, конструкций.  Эта программа очень интересна и эффективна в развитии технических и конструктивных умений дошкольников,  вносит огромный вклад в реализации как программы детского сада так и задач по реализации ФГОС ДО и качества образования в целом.

Методические материалы реализации программы: экскурсии, презентации, конспекты НОД, образцы инженерных книг.

               Список   литературы:

1. О.В. Артемова, Л.Я. Гальперштейн и. « Открытие и изобретения».

2. Т. В. Сидорина. «Моя первая энциклопедия. Техника.

3. Комарова Л. Г. « Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». «Линка-Пресс». 2001

4. Куцакова Л. В. «Проект работы по конструированию и строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет».

5. «Мультики про машинки для детей. Завод машинок. Как делать машинки. АвтоВАЗ»: http://www.youtube.com/watch?v=ZSC9Uch5IfA.

6.  Интерактивная игра- предложения MarcoPoloGroup «Информатика для дошкольников».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, с помощью ИКТ"

Информационно- коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее использует...

Материалы в помощь родителям для развития конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста с ТНР в домашних условиях «Воздушный парад» (конструирование самолетов

      Уважаемые родители. В данном пособии предложен материал для создания с ребенком различных видов самолетов. Из созданных самолетов можно составить воздушный парад посвященны...

"Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью смарт-тренинга "Мир головоломок"

Игры-головоломки развивают у детей познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, формируют положительную самооценку, уверенность в себе, в своих возможностях.Благодаря игр...