Авторское дидактическое пособие "Мягкая развивающая книжка по изучению инструментов конструктора Лего"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Мехнина Светлана Анатольевна

Методическая разработка по использованию авторского дидактического пособия "Мягкой развивающей книжки по изучению инструментов конструктора Лего".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx389.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое

   457321,  Челябинская область,    Брединский район,    п. Боровое,   ул.  .Ленина,  д.4   №  телефона: 8 (35141)72271;

 электронная почта: DS-Borowoe@.yndex.ru

Методическая разработка

к районному конкурсу «Калейдоскоп методических идей»

 

НОМИНАЦИЯ:

Дидактические материалы

 

ТЕМА:

Авторское дидактическое пособие

«Мягкая развивающая книжка

по изучению инструментов конструктора Лего»

Составила воспитатель

Мехнина Светлана Анатольевна

   

п. Боровое 2022

Содержание

I.Введение

- Актуальность

- Новизна

II.

- Цель дидактического пособия;

- задачи дидактического пособия для детей;

- задачи дидактического пособия для родителей;

- задачи дидактического пособия для воспитателей.

III. Вводная часть

- LEGO-технология;

- Дидактический материал;

- Дидактическая игра;

- Дидактическое упражнение;

- Мягкая развивающая книжка.

IV. Содержание дидактического пособия:

1.Возраст детей

2.Материалы

3.Варианты применения дидактического пособия.

4. Описание страниц книжки, игры и упражнения.

                               

V.Ожидаемые результаты.

VI.Литература.

VII.Приложения.

  1. Методическая разработка авторского дидактического пособия «Мягкая развивающая книжка по изучению инструментов конструктора Лего» в электронном виде;
  2. Презентация.

Введение

   В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Этому способствуют дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками в соответствии с ФГОС.  

Актуальность заключается в следующем:

      С помощью дидактического пособия «Мягкая развивающая книжка по изучению инструментов конструктора Лего» детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемой, формирование логического мышления.

     Предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Мягкая развивающая книжка по изучению инструментов конструктора Лего»

Новизна

    Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам, дидактическое пособие «Мягкая развивающая книжка по изучению инструментов конструктора Лего» заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Познакомит с инструментами конструктора Лего: кирпичиком и кубиком; с цветом, формами; познакомит с понятиями: высокий-низкий, широкий-узкий; научит считать. Книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности детей дошкольного возраста.

Цель дидактического пособия:

    Формирование сенсорных способностей у детей раннего и дошкольного возраста через обеспечение накопления представлений о форме инструментов конструктора Лего; цвете, величине – которые составляют фундамент для предпосылок развития у ребёнка конструктивных способностей.

Задачи дидактического пособия для детей:

1. Формировать у детей представления об инструментах конструктора Лего: кубик, кирпичик.

2. Формировать способность к использованию сенсорных эталонов в повседневной жизни.

3. Развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт, тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику.

4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие названия, действия, качества и свойства предметов.

5. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить использовать предметы в соответствии с их назначением и свойствами.

В раннем, младшем возрасте:

  • способствовать накоплению представлений об инструментах Лего (кубик, кирпичик); цвете, форме, величине.

В среднем дошкольном возрасте:

  • способствовать формированию устойчивых, закреплённых в речи названий инструментов Лего (кубик, кирпичик); представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между предметами;
  • закреплять знание сенсорных эталонов;
  • учить группировке предметов по одному или нескольким признакам;
  • развивать аналитическое восприятие – выделять сочетание цветов, форму предметов, отдельные величины.

Задачи дидактического пособия для родителей:

Повышать уровень знаний родителей по развитию у ребёнка: конструктивных способностей и накоплению сенсорного опыта.

Способствовать участию родителей в совместной образовательной деятельности.

Задачи дидактического пособия для воспитателей:

Повышать уровень компетентности по развитию у детей конструктивных способностей.

Создать условия для обогащения сенсорного опыта детей.

III. Вводная часть

LEGO-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий из разнообразных конструкторов Лего.

Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени».

Дидактический материал, учебный материал - разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и т. д., раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений.

Дидактические материалы в дошкольных учреждениях — это материалы простые по своему содержанию и направлены на обучение в игре, дополняют его и используются в процессе его реализации (обучающие игры, различные карточки, рисунки, схемы, презентации).

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.

В основе дидактических упражнений лежит многократное воспроизведение, повторение, тренировка в том или ином действии. Ребенок получает возможность действовать со специально разработанным дидактическим обучающим материалом.

Мягкая развивающая книжка – это, формат книги, который позволяет детям не только рассматривать картинки, но и дает самому ребенку возможность взаимодействовать с фигурками из книги, перемещать их по своему желанию. Развивающие книги для детей направлены на всестороннее развитие малышей. В зависимости от тематической направленности, они знакомят ребенка с цветами, формами, счетом, тренируют память, внимание и логическое мышление; развивают мелкую моторику пальцев.

IV. Содержание дидактического пособия:

1.Возраст детей: от 2-х до 5ти лет

2.Материалы, из которых изготовлено дидактическое пособие мягкая развивающая книжка: фетр, синтепон, хлопчато-бумажная ткань, резинка, пуговицы, кнопки, бусины, липкая лента, молния, хлопчато-бумажные нитки

3.Варианты применения дидактического пособия:

  • Совместная деятельность взрослых и ребёнка.
  • Организованная образовательная деятельность.
  • Индивидуальная работа.
  • Самостоятельная деятельность.

4.Описание страниц книжки, игры и упражнения:

  • Обложка встречает ребенка фетровым человечком Лего с радостной эмоцией, приглашающего заглянуть в книгу. Настраивает на приятные эмоции, к открытию новых тактильных ощущений и обучению через непосредственную игровую деятельность. На лице человечка Лего можно на ощупь определить настроение человечка: по уголкам рта, по бровям. Начиная с обложки, ребенок учится ощущать и различать разные части лица человечка. Книжка застёгивается на липучку.
  • Упражнения по познавательному развитию: «Какое настроение», «Какой цвет».
  • Упражнения на ориентирование на плоскости: «Покажи глазки, ротик, брови», «Покажи справа, а теперь слева», «Части лица человечка Лего».

  • Первый разворот «Весёлый кубик»

На страничке встречает фетровый кубик Лего, у которого глаза – пуговицы, ручки на кнопках, двигаются и отстёгиваются. Солнышко съёмное на бусинке. На дорожку можно посадить цветок. Цветок одевается на бусинку, крутится.

  • Упражнение «Сосчитай, сколько кубиков в низкой башенке, сколько в высокой».

Цель – развивать умение считать, определять количество предметов; определять больше-меньше.

  • Упражнение «Собери высокую башню и низкую башню».

Цель – развивать мелкую моторику рук, логическое мышление и восприятие цвета. Из кубиков разного цвета собрать низкую и высокую башенки.

  • Второй разворот «Легокирпичик».

На страничке встречает фетровый кирпичик Лего, у которого глаза – треугольнички, ручки на резинках, с которыми можно поиграть – растягивать в разные стороны. Ротик кирпичика на молнии, ротик открывается и там можно найти игрушку маленький легокирпичик. Можно сложить маленькие предметы и загадать загадку, а ребёнок найдёт отгадку на ощупь. Ножки у легокирпичика – это натянутая леска, на ней бусины, которые можно перебирать, считать, двигать. Легокирпичику можно поменять ботиночки, например, Легокирпичик пошёл погулять и захотел одеть красные ботиночки. Ребёнок снимает оранжевые ботиночки и одевает красные ботиночки.

  • На следующей страничке разворота встречает Ёжик, у которого на спинке ягодка и грибок. Можно нащупать их пальцами.  Под листиком прячется Божья коровка.
  • Упражнение «Собери для ёжика узкую и широкую дорожку из кирпичиков».

Цель: развивать у детей мелкую моторику пальцев, умение собирать узкую дорожку, широкую.

  • Упражнение «Сосчитай, сколько грибочков, а сколько ягод».

 Цель: упражнять детей считать и отсчитывать предметы, определять количество предметов; больше-меньше, равно.

  • Третий разворот «Теремок»

На страничке расположен теремок из кирпичиков и кубиков., «Кто, кто в теремочке живёт?», ребёнок открывает, там живёт герой сказки – мышка.

  • Упражнение «Построй теремок»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; упражнять в узнавании и различении инструментов лего: кирпичик, кубик. Упражнять детей в умении различать геометрические формы: треугольная, прямоугольная, квадратная.

  • На следующей страничке разворота – дерево яблоня.
  • Упражнение «Собери яблоки и сложи в корзину»

Цель: учить детей читать схему; развивать мелкую моторику пальцев; упражнять в счёте предметов.

  • Упражнение «Собери такую же яблоню из конструктора лего»

Цель: учить детей пользоваться схемой; развивать мышление.

Оборотная сторона обложки содержит карман, в который можно сложить мягкие кирпичики, кубики, башмачки Легокирпичика. В карман можно поместить схемы, картинки.

V.Ожидаемые результаты использования дидактического пособия:

У детей в соответствии с возрастом:

  • Развита мелкая моторика пальцев рук, зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, речь.
  • Развито умение различать и называть инструменты конструктора Лего; цвета и формы предметов;
  • Обогащен активный словарь (названия цветов предметов, названия форм предметов, названия величин предметов, названия инструментов лего: кирпичик, кубик)
  • Сформированы представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.

Для родителей:

  • Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития у ребёнка: конструктивных способностей и накопления сенсорного опыта.

Для воспитателей:

  • Организация и обогащение в группах развивающей предметно-пространственной среды.
  • Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах развития у детей конструктивных способностей детей раннего и дошкольного возраста; накопления сенсорного опыта.
  • Накопление положительного опыта организации совместной деятельности ребёнка и взрослых; индивидуальной работы с ребёнком; самостоятельной деятельности ребёнка; организованной образовательной деятельности.

VI. Литература.

1.Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/М.С.Ишмакова. – М.: Изд.-полиграф.центр «Маска», 2013.

2. Лего-конструирование в детском саду/ Фешина Е.В. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2017.

3. Экспериментальная деятельность в ДОУ/Одинцова Л.И. – М.: ТЦ Сфера,2013.

4. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. Королёва Л.А. - СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2015.

5. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3-х лет/ Погудкина И.С. Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2015

6. В помощь маленькому мыслителю. БорисенкоМ.Г/ Лукина Н.А., Санкт –Петербург. 2003.

7. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Развивающая книжка из фетра»

Сегодня я хочу с вами поделиться, рассказать и показать какая у меня появилась развивающая книжка из фетра. Каждая мама мечтает о том, чтобы ее малыш всесторонне развивался и я не исключение. С появле...

Дидактическое пособие "Развивающая книжка"

.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16268014","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Учебно-методическое пособие.Дидактическое пособие "Развивающая книжка из фетра"

Дидактическое пособие:«Развивающая книжка из фетра». Авторы: Земцовская Кристина Николаевна и Вороная Алина Александровна.Возраст детей: от 2 лет и старше. Познавательное и сенсо...

Конструктор "ЛЕГО" в изучении характера мелодии песни.

Методика изучения одного из средств музыкальной выразительности через моделирование....

Авторская дидактическая игра "Развивающие сумки-игралки"

Представленные «сумки – игралки»  адресованы педагогам ДОУ, родителям....

Авторская дидактическая игра "Развивающие сумки-игралки"

Представленные «сумки – игралки»  адресованы педагогам ДОУ, родителям....

Авторское дидактическое пособие "Развивающая пирамида"

Предлагаю вашему вниманию методическое пособие для занятий и игр «Развивающую пирамиду», а также конспекты занятий, с использованием этого пособия....