Роль конструирования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Нестеренко Ольга Сергеевна

Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования для развития дошкольников в дошкольных образовательных организациях. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольников, которое реализуется путем решения задач: создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъект отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Дошкольный возраст является чувствительным, наиболее благоприятным для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, который составляет основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества является одной из основных задач образования. Развитие творческих способностей у детей является сложным и длительным процессом, поэтому с самого раннего возраста ребенку необходимо развивать чувство красоты. Дети получают первые художественные впечатления, присоединяются к искусству, осваивают различные виды художественной деятельности.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Сегодня нашему обществу нужны нестандартные, разносторонние личности. Нам нужны не только знающие, но и люди, способные к творческой деятельности. Поэтому развитие творческих способностей детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад «Развитие» Роль к онструирования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Воспитатель Нестеренко Ольга Сергеевна

Слайд 2

Происходящие в обществе преобразования порождают новые требования для развития дошкольников в дошкольных образовательных организациях. Одним из них является развитие творческих способностей у дошкольников, которое реализуется путем решения задач: создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъект отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Дошкольный возраст является чувствительным, наиболее благоприятным для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, который составляет основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества является одной из основных задач образования. Развитие творческих способностей у детей является сложным и длительным процессом, поэтому с самого раннего возраста ребенку необходимо развивать чувство красоты. Дети получают первые художественные впечатления, присоединяются к искусству, осваивают различные виды художественной деятельности. Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Сегодня нашему обществу нужны нестандартные, разносторонние личности. Нам нужны не только знающие, но и люди, способные к творческой деятельности. Поэтому развитие творческих способностей детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации является одной из основных задач дошкольного воспитания .

Слайд 3

Что такое творческие способности и зачем их развивать в детском саду Творчество происходит от слова “творить”. Это процесс, в котором создаются и реализуются новые оригинальные идеи. А значит, творческие способности - это способность человека принимать нестандартные решения, придумывать уникальные идеи и воплощать их в жизнь. Часто родители и воспитатели делают основной акцент на развитии логического мышления и памяти ребенка. И упускают из фокуса внимания творческие способности. Например, не развивают фантазию и воображение, интуицию и любознательность, образное мышление и восприятие. Творческое развитие так же важно, как и логическое. Они дополняют друг друга. Только при взаимодействии творческих способностей с интеллектом, ребенок становится гибким в мышлении и действиях, способным высказывать оригинальные идеи и быстро ориентироваться в непривычных ситуациях. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему – проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности. Конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

Слайд 4

Конструировать дети начинают еще в раннем детстве, играя в такие игры как цветные пирамидки и кубики. Выделяют два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов , имеющих разные способы крепления, крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги, картона и природного материала). При техническом конструировании, дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, мультфильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). При художественном конструировании, дети, создают образы, отображают их структуру, выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязь конструирования и развития творческих способностей. Прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, я с ребятами провожу предварительную работу. Рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с различными тканями, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников, к этому привлекаю и родителей. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах

Слайд 5

.Особое место в конструирование занимает техника "Оригами". При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых . Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности. Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

Слайд 6

Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. При взаимодействии с родителями использую такие формы работы как консультации , индивидуальные беседы, папки передвижки, фотовыставки. Были оформлены папки передвижки : «Что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная , развивающая деятельность ?», «Что даёт ребёнку конструирование с использованием конструктора Лего ? Иногда в частных беседах у родителей возникает вопрос, а чем бы удивить ребенка на очередной праздник, какую купить игрушку. И мой совет – конструктор . Конструктор — это хороший повод для общения с ребёнком любого возраста. Ведь конструктор совсем не простая игрушка, чтобы получилась задуманная постройка из конструктора ребёнку , требуется приложить определённые усилия, а для создания сложной постройки необходимы сообразительность и определенные умения, ведь последовательному сбору деталей по схеме ребенка тоже надо научить. А заинтересованность, поддержка и помощь взрослого делает эту игрушку особенно привлекательной, а совместно созданное творение дорогим . Какой будет новая постройка и как с ней играть? Каждый раз она будет совершенно новой, интересной и познавательной. В сознании ребенка конструктор «оживёт» и из быстро надоевшей и непонятной кучи деталей станет одной из важнейших частей для воплощения в играх огромного мира детской фантазии . Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. А решить эти задачи педагоги смогут только благодаря повседневной и кропотливой работе с детьми на занятиях и вне их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Пробуждение интереса к изобразительной деятельности у детей,способствует использьзованию нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии....

Консультация для родителей "Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти прос...

Роль сказки в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Сказка - это благодатный инструмент, который не только развивает воображение, а оказывает влияние на личность ребенка целиком. Сказка откладывает эмоциональный отпечаток на ребенка, учит его соп...

«Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» 07.02.2024 г.

laquo;Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является...