Методика обучения техники «оригами» в детском саду
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Евдокимова Ольга Юрьевна

Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ «Методика техники «оригами» в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metod_posobie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ

 «Методика техники «оригами» в детском саду».

Введение.

Конструированием из бумаги с детьми в технике «оригами» я начала давно. И за эти годы я поняла, что целенаправленная работа по данному направлению не только доставляет детям удовольствие, но и всесторонне развивает их способности.

Значение оригами очень велико в работе с детьми так как:

- оригами помогает развивать художественный вкус и логику;

- эффективно способствует формированию пространственного воображения;

- развивает память;

- способствует концентрации внимания и самодисциплине;

- активизирует мыслительные процессы;

- совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев;

- развивается глазомер;

- рука хорошо подготавливается к письму;

- дети осваивают начальные термины геометрии: точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ.

В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, если они удаются, и великое огорчение, если образ не получается. В тоже время у ребенка воспитывается стремления добиваться положительного результата, дошкольники бережно обращаются с игрушками, которые сделали своими руками, не ломают их и не разрешают ломать другим.

Таким образом, с помощью занятий оригами решаем большое количество воспитательно-образовательных задач. Поэтому я считаю, что работа техники оригами актуальна на современном этапе.

Методика техники оригами.

Когда я познакомилась с древним японским искусством «оригами», изготовление красочных поделок из бумаги не было столь широко известно. Иногда появлялись небольшие статьи в тои или ином издании. Я тщательно собирала вырезки, заимствовала у знакомых образцы новых фигурок. В педагогическом училище закончила курс по изодеятельности, где входил раздел оригами. Со временем собрала достаточный материал, включающий как сведения об искусстве оригами, его тысячелетние корни, истории происхождения и операционные карты выполнения поделок.

Работая в детском саду, я часто дарила детям нехитрые фигурки из бумаги, которые попадая в детские руки, словно оживали. Ребятам пришлись по душе бумажные птицы, собаки, лягушки, цветы. С какой радостью они использовали поделки в своих играх. Затем я стала замечать, что ребят интересует и сам процесс изготовления поделки из бумаги. Стайкой они слетались к столу, где я изготовила новую яркую фигурку. С интересом наблюдали ребята за моими руками, ловко сворачивавшими лист бумаги, радовались, когда получалась новая фигурка. Через некоторое время я услышала: «А можно мне попробовать?» И тут мне пришлось задуматься, с чего начать,  как построить работу, чтобы развивалось мышление и фантазия, художественный вкус. Ответом на все мои вопросы стала книга З.А.Богатеевой «Чудесные поделки из бумаги». В книге предлагается система работы с детьми дошкольного возраста и старшего по развитию у них логического мышления, пространственного воображения и творческих способностей. А так же раскрываются приемы складывания из бумаги  занимательных фигурок, предлагаются наглядные образцы поделок, дается методика проведения примерных занятий по конструированию. Несколько лет эта книга была моей надеждой, помощницей. Были достигнуты определенные результаты в работе с детьми: ведь всегда лучше учить тому, чем сам владеешь в совершенстве.

Проработав некоторое время по данному направлению, я поняла, что ребята прекрасно разбираются в обозначениях операций при работе с поделкой. И совсем необязательно показывать все последовательные сгибы на собственном примере, некоторые из них можно заменить плоскостным изображением. Результаты двух занятий (по складыванию в технике оригами Зайца и Рыбки в аквариуме) показали, что такая их организация ведет к развитию у детей старшей группы не только мелкой моторики рук, логического мышления, но так же и к умению намечать последовательность операций, анализировать. Для развития мелкой моторики я сделала игры: «Чьи это следы», «Помоги зайчики перейти через болото», «Лабиринт», обводка для пальцев. В свободные минуты провожу игры с пальчиками такие, как «пальчики здороваются», «пальчики пошли гулять». На рисовании использую примем рисования пальцами, например: Ветка рябины (грозди рябины рисуются пальцами).

Учитывая навыки умения детей, я задумалась над тем, чтобы разработать ряд занятий по конструированию в техники оригами, на которых бы дети освоили все уровни выполнения поделок: от низкого, где каждая операция выполняется параллельно воспитатель-ребенок, до высшего, где ребенок выполняет поделку самостоятельно, оперирует с бумагой, имея перед собой операционную карту.

В начале этой работы я поставила перед собой ряд задач:

1. Познакомить детей с историей искусства оригами (в доступной для старшего возраста форме).

2. Познакомить детей с историей бумаги и видами бумаги (бумага для печати: газетная, журнальная, крашеная бумага; глянцевая, обойная, цветная; бумага для письма: почтовая бумага, калька; бумага впитывающая: папиросная, картон).

3. Дать детям представление о квадратном листе бумаги, как материале для изготовления поделок способом оригами.

4. Ввести в работу детей с бумагой ряд моделей, при помощи которых они научатся обозначать свои действия с квадратным листом бумаги (согнуть квадрат пополам, согнуть квадрат по диагонали т.д.).

5. Ввести в работу с детьми операционные карты, с помощью которых дети смогут самостоятельно выполнять поделку.

6. Развивать связанную монологическую речь детей, обогащать и активизировать словарь детей за счет введения новых терминов и понятий.

7. Учить эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

8. Развивать творческое воображение ребенка, фантазию, художественный вкус.

9. Развивать умение достигать положительного результата, доводить начатое до конца.

10. Воспитывать культуру труда.

После определения задач работы на год по обучению детей старшей группы складыванию из бумаги способом оригами я провела в своей группе диагностику по выявлению навыков и умений у детей по данному разделу. За основу для проведения диагностики я определила в первую очередь требования программ, а также определенные мною уровни, отражающие развитие у детей конструктивных умений и навыков, речи, мышления. Итак:

I. уровень (высокий) – ребенок самостоятельно анализирует способ выполнения поделки, последовательно выполняет все операции, самостоятельно оперирует всем необходимым, может объяснить взрослому или сверстнику ход и способы выполнения поделки, доводит начатое до конца, радуется результатам своего труда.

II. уровень (средний) – ребенок с помощью взрослого прослеживает способ выполнения поделки, выполняет все операции последовательно, но при подсказке взрослого, самостоятельно оперирует всем необходимым, частично объясняет взрослому и сверстнику ход и способы выполнения поделки, доводит начатое до конца, радуется результатом своего труда.

III уровень (низкий) – способ выполнения поделки не анализирует, выполняет все операции только параллельно с воспитателем, объяснить ход и способы выполнения поделки не может, не редко не имеет желания доводить начатое до конца, к результатам своего труда и труда сверстников относится равнодушно.

Результаты диагностики я определила в процентном соотношении для всей группы в целом, в результате чего выделилось 3 подгруппы детей. Так как детей с низким уровнем развития по этому разделу превышает и в силу плохой развитости мелкой моторики, занятия проводила индивидуально (2-3 ребенка). Каждый квартал проводила фронтальное занятие. В ходе занятие выявляется, над чем надо работать дополнительно с каждым конкретным ребенком и учитывается в перспективном плане на следующий квартал. Такая организация работы позволяет дать детям, находящимся на разных уровнях, возможность совершенствовать свои умения и навыки независимо от других, развиваться по нарастающей.

Всю работу по данному разделу строила поэтапно. Первый этап можно назвать вводным, здесь главным было заинтересовать, ввести ребенка в увлекательный мир изготовления фигурок в технике оригами. Здесь я использовала «сказку про пирата»  историю об искусстве оригами, о бумаге и ее видах. И все это давала в игровой форме.

Второй этап не менее важный, можно назвать подготовительным, здесь ребенок познает все основные приемы работы с квадратным листом бумаги, осваивает их и совершенствует.

Третий этап продуктивный, на этом этапе ребенок создает поделки на основе полученных знаний и сформированных умений и навыков.

Теперь о работе на каждом этапе.

Первый этап моей работы по данной теме может показаться самым легким. Но это не так. Очень долго я обдумывала конспект самого первого занятия, ведь от того, в какой форме я преподнесу детям материал, зависело их дальнейшее поведение: либо ребята увлекутся склеиванием из бумаги, либо интерес их угаснет. После долгих раздумий я выбрала сказочного героя «Волшебный квадратик», который введет детей в мир оригами. Мой выбор оправдался. Нужно было видеть, с каким любопытством и нескрываемым восторгом следили ребятишки за моими действиями и повествованием. Ведь это интересно из одного квадратного листа можно сделать корабль, тюльпан, дом, ракету и т.д. После этого дети подходили: «А научите меня также делать поделки». А ведь для поделок с водой мы не возьмем папиросную бумагу, так как она быстро намокает. Поэтому необходимо на первом этапе рассказать об истории бумаги и ее видах.  А если это расскажет «Волшебный квадратик» и даст кусочки бумаги разных видов детям, из которых они выполнят поделки, то эти занятия надолго запомнятся детям. С гордостью дети показывали нехитрые пока результаты своего труда. Родители радовались вместе с ребятишками, внимательно слушали сбивчивые рассказы о Японии, о оригами, о бумаге. Побеседовав с родителями, я выяснила, что  ребята и дома проявляют интерес к складыванию. В ход идут старые журналы и газеты.

На втором этапе шла скрупулезная работа по обучению детей складыванию квадратного листа бумаги. В целом все ребята уже хорошо освоили действие с простейшими моделями. И новый задачей для них было освоение операционных карт. Постепенно, шаг за шагом осваивали мы все новые и новые приемы работы с бумагой. Многих ребят заинтересовало то, что поделку можно сделать не по образцу, показанному взрослым, а по подсказке на бумаге. Чего только я не предпринимала:  притворялась «незнайкой», старалась чтобы дети сами вспоминали ту или иную операцию, привлекала в помощь ребенку его сверстников. Постоянно работая над совершенствованием конструктивных навыков детей, не забывала и развитие речи, стараясь чтобы дети запомнили новые для них понятия, грамотно их употребляли в речи. Изготовлена картотека занятий.

Третий этап работы – продуктивный, самый интересный, но не менее сложный. Третий этап интересен тем, что у детей наработана определенная база знаний и умений, а это позволяет от изготовления отдельных фигурок перейти к выполнению сюжетно-тематических композиций. При этом у каждого ребенка появляется возможность активно использовать свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной темы. Дети могут изменять величину изготовок, сочетать фигуры по окраске, устанавливать их взаимоотношения, используя элементы движения, поз, повторов, чем достигается большая выразительность каждого образа и всей композиции в целом, а это содействует развитию творческой деятельности ребят и их конструктивных способностей.

Одной из работ стала тематическая композиция «Лиса и заяц», выполненная коллективно несколькими детьми. Оригинальность этой композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, мы оформили дополнительными наклейками-аппликациями, вырезанными из цветной бумаги (деревья, трава), которые создают нужную окружающую обстановку, делают работу более насыщенной и яркой.

Задачи на третьем этапе были выполнены. Дети научились создавать композицию по знакомой сказке, используя в ней фигурки животных, выполненные в технике оригами. В совместной композиции дети научились договариваться, распределяя между собой обязанности. Я с интересом наблюдала за тем, как ребята увлеченно трудятся, помогают друг другу советом, показывают правильный способ выполнения той или иной операции. По окончании работы дети показывали ее сверстникам, с гордостью отмечая ту или иную деталь.

Закончена работа по всем трем этапам. Велась она плавно и целенаправленно. На каждом этапе можно было отметить различные уровни освоения детьми материала. В конце года, после окончания работы я подвела итоги, отметила высокий уровень освоения детьми программы по данному разделу.

Нужно отметить, что целенаправленная работа по данному разделу повлияла также на развитие и совершенствование других видов деятельности. Заметно увеличился размер знаний и представлений об окружающем их мире, что привело к обогащению и активизации словарного запаса. Речь детей стала более связной, они употребляют в ней различные виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками, отвечают и задают вопросы в правильной форме. Изготовленные детьми поделки нашли применение в их играх и на занятиях (изготовление кулечков для покупок в игру «Магазин», сказочных персонажей для настольного театра, кубики для занятия ФЭМП). Возможность изготовить поделку из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремиться сделать ее наряднее. Одновременно изменилось и отношение детей к поделкам, они старались обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий.

Обучение складыванию из бумаги привело к совершенствованию культуры труда. Ребята научились бережно и экономно пользоваться материалом, содержать в порядке рабочее место, что важно для их подготовки и успешному обучению в школе. Хочется отметить развитие психических процессов: память, внимание, воображение, мышление.

Такие глобальные изменения в поведении, умственном развитии и совершенствование конструктивных навыков отметили и родители. Некоторые из них заинтересовались данной темой, я услышала от них множество вопросов: какую литературу почитать, как изготовить ту или иную поделку, как доходчивее объяснить ребенку новый прием. И, конечно, все мамы и папы восхищались поделками, сделанными в детском саду. Родители поняли, что совместное изготовление поделок дает им возможность сблизиться со своим ребенком, лучше узнать его, что ведет к взаимопониманию между взрослым и ребенком. А это очень важно.

Подводя итоги спланированной работы, можно отметить, что работа эта была успешной. Помимо  всех видимых результатов я бы хотела отметить неподдельный интерес, любопытство, которые светились в глазах у малышей. Ребята с нетерпением ждали каждого нового занятия. Особенно привлекало ребят возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, оформлении группы или детского сада или подарены близким к празднику. Но самое главное это то, что я сумела подарить детям радость от общения со взрослыми, радость познания нового, радость осознания себя как часть целого дружного коллектива, в котором всегда подскажут, помогут, порадуются вместе с тобой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей пению в детском саду

Методика обучения детей пению в детском саду...

Использование техники оригами в детском саду.

Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии в 16 веке,пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям....

Методика обучения пересказу детей в детском саду

Вспомним теорию»Обсуждение из опыта работы по обучению творческого рассказывания с опорой на картину     Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными ...

Методика обучения детей пению в детском саду (основные певческие навыки: звукообразование, дыхание, дикция, интонация, ансамбль)

Дети любят петь. С помощью каких средств музыкальному руководителю научить ребёнка петь правильно, познать язык музыкальной речи и пользоваться им в исполнительской деятельности....

Методика обучения детей пению в детском саду.

Пение-основное средство музыкального воспитания.Оно наиболее близко и доступно детям.Ребята любят петь,исполняя песни они глубоко воспринимают музыку,активно выражают свои переживания и чувства....

Методика обучения детей пению в детском саду.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чу...