Описание практики: Кружок "Технознайка"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Муратова Наталья Ивановна

Описание практики: Кружок "Технознайка" с использованием конструкторов LEGO Classik, LEGO «Первые механизмы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание практики: Кружок «Технознайка»

  1. Название практики: Кружок «Технознайка».

Ф.И.О. автора(ов)/реализаторов практики: Муратова Наталья Ивановна.

  1. Тип представленной практики:

- педагогическая практика – часть образовательной практики, включающая в себя систему действий педагога;

3. Ключевые слова практики: лего-конструирование, лего-центр, техническое творчество, LEGO Classik, LEGO «Первые механизмы».

4. Целевая аудитория: воспитанники в возрасте от 6 до 7 лет.

5. Проблема (актуальность), на решение которой направлена практика.

  • По результатам анкетирования родителей мы выявили, что востребованность развития детей старшего дошкольного возраста в направлении лего-конструирование и робототехника является актуальным.
  • Данное направление техническое творчество (лего-конструирование и робототехника) является для ДОУ актуальным, так как в программе «Вдохновение» раздел конструирование представлен узко (только конструированием из бросового материала).
  •  Использование   конструкторов из серии LEGO является актуальным в соответствии с требованиям ФГОС ДО, который определяет конструирование обязательным компонентом образовательной программы, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей,  а также умений наблюдать и экспериментировать.

6. Цель, ключевые задачи, на решение которых направлена практика (решение задач относительно целевой группы).

Цель: развитие конструкторских способностей у детей 6-7 лет средствами лего-конструирования.

Задачи:

  • воспитывать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;
  • учить выполнять постройку по готовым чертежам и схемам, а так же вносить в конструкцию свои изменения;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, при распределении обязанностей в процессе технического творчества;
  • формировать представления о правилах безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких деталей.
  • повысить интерес  родителей к конструированию, через организацию активных форм работы с родителями и детьми, используя различные виды конструкторов LEGO.

7. Основная идея/суть/базовый принцип практики.

Основная идея практики вовлечение  детей  в  инженерное  и  техническое  творчество по средствам лего-конструирования. Активные исследования в инженерной, технической, технологической и информационной сферах являются главной движущей силой образования. В ближайшие годы  планируется  значительно  увеличить  показатели  по  данному  направлению  и,  как следствие, оценка эффективности работы образовательной организации будет проводиться уже с учётом этих параметров взаимодействия. Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

LEGO - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

В  процессе  LEGO-конструирования  дошкольники  развивают  математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей,  их  форму,  цвет,  длину.  Дети  знакомятся  с  такими  пространственными показателями,  как  симметричность  и  асимметричность,  ориентировкой  в  пространстве. LEGO-конструирование  развивает  и  речевые  навыки:  дети  задают  взрослым  вопросы  о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки.  

На наш взгляд, одна из основных целей в LEGO-конструировании – научить детей эффективно  работать  вместе.  Сегодня  совместное  освоение  знаний  и  развитие  умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Основным принципом работы практики является создание условий для решения образовательных задач с учетом возрастных особенностей воспитанников 6-7 лет.

8. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется практика.

Основным средством реализации практики является LEGO-конструкторы: LEGO Classik, LEGO «Первые механизмы».

Основные формы и методы образовательной деятельности:

  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
  • наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
  • конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
  • практический (составление программ, сборка моделей);
  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
  • частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
  • исследовательский метод;
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Приемы:

  • Конструирование по замыслу.
  • Конструирование по образцу.
  • Составление небольшого рассказа о своей постройке.
  • Конструирование по словесной инструкции.
  • Конструирование по заданию – карточке.
  • Конструирование самостоятельно и в мини-группах.

Формы занятий:

  • лекционная (получение воспитанниками нового материала);
  • самостоятельная конструкторская деятельность (воспитанники выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
  • работа в парах, в микрогруппах;
  • занимательные конструкторские игры.

Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения.

9. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает практика (соответствие заявленных результатов целям и задачам практики).

Ожидаемые результаты для целевой группы (целевая группа проекта — это дети в возрасте от 6 до 7 лет):

  • сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • развита способность к самостоятельному анализу объекта и его функционального назначения;
  • использует готовые чертежи и схемы, и вносить в конструкции свои изменения;
  • владеет приемами индивидуального и совместного конструирования, работая в паре, коллективе;
  • знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.

10. Способы/средства/инструменты измерения результатов практики.

 Проведение мониторинга на каждом этапе реализации инновационного проекта, включающего в себя исследования:

- начальных технических навыков и умений воспитанников;

- заинтересованности дошкольников в конструировании;

- речевой, творческой активности в конструкторской деятельности;

Методы оценки эффективности проекта:

- Проведение педагогической диагностики на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников.

- Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию у детей 6 - 7 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

Диагностическая карта (6-7 лет):

Фамилия, имя ребенка

Называет детали конструктора

Строит по инструкции педагога

Умеет работать со схемой и поэтапно собирать

Умеет сконструировать и запрограммировать

Умеет демонстрировать технические возможности роботов

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданными заданиями.

Средний уровень – ребенок справляется с помощью воспитателя.

Высокий уровень – ребенок справляется самостоятельно, проявляет творчество, креативность.

11. Что изменится в результате реализации практики,

 масштаб изменений (уровень группы, ДОУ, городской системы образования, региональной и т.д.).

Уровень ДОУ: вносятся изменения ООП ДОУ, создана РППС для реализации направления лего-конструирование.

12. Указать с какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться: недостаточность финансирования.

13. Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей практикой:

  • консультационное сопровождение.

14* При наличии рекомендательных писем/экспертных заключений/ сертификатов, подтверждающих значимость практики для сферы образования перечислить документы и указать ссылку на сайте образовательной организации: нет.

15* При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики указать ссылки на источники, размещенные на сайте организации: https://drive.google.com/file/d/1vBkXyGyepj5FSzC8ITN2y4XaDSZHNjQe/view?usp=sharing,

16* При наличии видеоматериалов о реализуемой практике указать ссылку на них: нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание практики по обеспечению доступности дошкольного образования в условиях демографической ситуации на территории Новгородской области

Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организ...

Описание практики по развитию графо-моторных навыков

Описание педагогической практики по развитию и коррекции графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Послушный карандаш"...

Описание практики Детская студия телевидения «ТелеДети»

Описание практикиДетская студия телевидения «ТелеДети»...

Описание практики

Структура описания практики...

Описание практики «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»

Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных  занятий  с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа....

Описание практики сотрудничества с семьей обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ инвалидностью в рамках родительского клуба «Гармония» в группе компенсирующей направленности.

Цел        Целью создания клуба является установление сотрудничества воспитателей группы, узких специалистов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанни...

Методическое описание практики «Оказание психолого-педагогической помощи семьям, не посещающих ДОО, в рамках деятельности консультативного пункта «Кроха»

АктуальностьСемья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Ф...