Описание практики сотрудничества с семьей обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ инвалидностью в рамках родительского клуба «Гармония» в группе компенсирующей направленности.
статья (старшая группа)

Милешкина Алена Викторовна

Цел        Целью создания клуба является установление сотрудничества воспитателей группы, узких специалистов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников группы в вопросах                             преемственности воспитания детей группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_roditelskiy_klub_garmoniya.docx58.78 КБ

Предварительный просмотр:

Описание практики

сотрудничества с семьей обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ инвалидностью в рамках родительского клуба «Гармония» в группе компенсирующей направленности.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ от 17.10.2013 № 1155; далее ФГОС ДО) и закон РФ «Об образовании»,  проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной. Нормативные документы обязывают педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья часто не понимают, как помочь своему ребенку,  не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка и порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно.

В связи с этим сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.   Для успешного развития важно, чтобы отношения между ДОО и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс.       Главный принцип взаимодействия — это открытость детского сада, всего воспитательного процесса.  Проживание ребенка с ограниченными возможностями в семье создает в ней совершенно иную обстановку. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы реабилитации  растущей личности.

Пред нами  встал вопрос о том, как объединить детей, родителей и воспитателей группы,  донести актуальную информацию,  найти взаимную поддержку в вопросах воспитания детей. Помочь родителям на примере организованной совместной деятельности в стенах детского сада обрести определённый опыт и применить его в семье. Все это и послужило созданию в группе компенсирующей направленности родительского клуба «Гармония». Ведь в  отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах

добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. В работе клуба «Гармония» принимают участие различные специалисты ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре). Заседания клуба проходят в виде совместных занятий детей и родителей, что существенно влияет на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. В ходе таких занятий родители учатся практическим навыкам общения с ребенком, играя,  развивать психические процессы детей, активизировать речь. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера.

Целью создания клуба является установление сотрудничества воспитателей группы, узких специалистов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников группы в вопросах преемственности воспитания детей группы компенсирующей направленности.

Мы ставим перед собой следующие задачи: повышение роли ДОО в сфере формирования семейных ценностей; повысить самооценку родителей через возможность увидеть свой вклад в успехи ребенка; улучшить детско – родительские отношения, что позволит формировать у взрослых членов семьи адекватные способы общения и взаимодействия с ребенком; активизировать включенность родителей дошкольников с трудностями в развитии в коррекционно – развивающий процесс. Участниками клуба являются: Родители, дети с ОВЗ, воспитатели, узкие специалисты.

Для организации совместных занятий  используем разнообразные формы: круглый стол, вечера-досуга, творческие мастерские, семинары - практикумы, тематические вечера, тренинги, игры – викторины, информационно-наглядные материалы для родителей.

Перед началом  занятий в отсутствии детей родителям напоминаются правила поведения на заседании родительского клуба, которые специально были разработаны для родительского клуба «Гармония»: на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник; контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми; принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков; быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.

Наш клуб действует уже два года. Эффективность реализации программы клуба определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, индивидуальных бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей, уровня родительской удовлетворенности,  мониторинга образовательного процесса по освоению детьми образовательных областей на конец учебного года  (Приложение 1).

В ходе наблюдений и сравнительного анализа листков посещаемости заседаний клуба, мы пришли к выводу, что родители стали более активны, посещают заседания клуба постоянно, делятся своими наблюдениями за детьми (83%). Родители всегда в курсе тематических недель, вместе с детьми и воспитателями посещают библиотеку, клуб “Радуга” в нашем микрорайоне. Мы вместе ходим на экскурсии в парк, в краеведческий музей. Во время опросов и бесед с родителями было выявлено, что 75 % родители согласны с мнением, что чем больше отец и мать познают ребенка, организуют его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера дома. Педагоги стараются донести до родителей, что чем раньше родители начнут вовлекать ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность, тем более самостоятельными и независимыми они будут, тем легче смогут перенести все трудности и невзгоды, адаптировать его к будущей школьной жизни.

В дальнейшем планируется разнообразить формы работы с родителями в рамках родительского клуба «Гармония».  Так как мы живем в век информационных технологий, то планируется ввести онлайн конференции, онлайн мастер – классы для родителей. Так же  планируется сотрудничество с МБОДО «ЦДОД «Планета талантов», выпуск родительской газеты, где будет отражаться жизнь группы.

Приложение 1


Диагностика группы компенсирующей направленности
«Медвежонок»

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

Сценарий игровой обучающей ситуации «Остров «Дары Фрёбеля» совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).

План-конспект с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе. Доминирующая образовательная область - познавательнаяТема игровой ситуации:«Путешес...

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя – логопеда Пальминой Л.В.

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя...