Опыт по теме "Крутая механика. Основы механики для дошкольников"
статья по конструированию, ручному труду

Бакутова Анна Васильевна

Ознакомление дошкольников с основами механики принципиально новое направление, способствующее развитию у детей технического мышления, технического творчества, интереса к инженерно-техническим профессиям, предоставляющее дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям.

Предлагаемый опыт обеспечивает устойчивый интерес к техническим наукам, способствует успешной социализации личности, а также увеличению числа будущих изобретателей и инженеров, их профориентации. Цель опыта: формирование у дошкольников готовности к изучению технических наук средствами экспериментальной и конструктивно-модельной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krutaya_mehanika._opyt.docx73.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 22Крутая механикаБакутова А.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с №22)

Опыт по теме

«Крутая механика. Основы механики для дошкольников»

Автор Бакутова А.В.,

воспитатель высшей кв. кат.

г. Сафоново


Опыт по теме

«Крутая механика. Основы механики для дошкольников»

Бакутовой А.В., воспитателя

Пояснительная записка

Дошкольное учреждение – первая ступень в единой непрерывной системе образования по формированию базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ориентация дошкольников в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.

Интерес этот надо развивать, давая детям научные знания уже в детском саду. Это и будет первой ступенью технологического образования подрастающего поколения.

Актуальность

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте дети пытаются понять, как они устроены.

Необходимо поддержать этот интерес у воспитанников, помочь им развить техническое мышление, умение составлять чертежи макетов, моторику рук, художественный вкус, подбирать необходимый материал для определенной конструкции, самостоятельно изготавливать модели объектов. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

В современном мире наблюдается снижение интереса к техническим профессиям у молодежи. Предприятия испытывают недостаток в квалифицированных и грамотных инженерно-технических кадрах. Предприятия нашего города не исключение. Наш социальный партнер АО «Авангард» предложил нам участвовать в проекте «Дорога в будущее», направленную на выявление детей с техническими способностями и оказание им помощи в профессиональном самоопределении.

Очень важно на ранних этапах выявить технические наклонности ребенка и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов, которая необходима в рамках решения задач подготовки инженерных кадров.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и инженерно-технических профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Предлагаемый опыт обеспечивает устойчивый интерес к техническим наукам, способствует успешной социализации личности, а также увеличению числа будущих изобретателей и инженеров, их профориентации.

Работу по ознакомлению с основами механики я веду с детьми 5-7 лет. Занятия провожу 1 раз в неделю длительностью 25-30 минут.

Занятия строятся в игровой форме с выполнением задачи поставленной педагогом или самими детьми.

В качестве подведения итогов и выявления результативности обучения воспитанниками может быть предложено индивидуальное задание на конструирование или соревнования разработанных ими конструкций.

Нормативно-правовая основа

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
  • Всеобщая декларация прав ребёнка;
  • Федеральный Закон от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 5.03.2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;
  • Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1;
  • Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838);
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.102013 №1155);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Основная образовательная программа МБДОУ д/с №22 «Журавлик»;
  • Устав МБДОУ «Детский сад №22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области;
  • Программа развития МБДОУ «Детский сад №22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области.
  • Парциальная программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»,
  • Программа по профориентации «Дорога в будущее».

Новизна опыта. Ознакомление дошкольников с основами механики принципиально новое направление, способствующее развитию у детей технического мышления, технического творчества, интереса к инженерно-техническим профессиям, предоставляющее дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям.

Педагогическая целесообразность опыта заключается в формировании у дошкольников готовности к изучению технических наук средствами конструктивно-модельной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО. Создавая модель самолета, корабля или ракеты, ребенок превращается в талантливого юного конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху. Польза эта многогранна и заключается в увеличении числа будущих изобретателей и инженеров, в улучшении профориентации, в интересном досуге.

Цель опыта: формирование у дошкольников готовности к изучению технических наук средствами экспериментальной и конструктивно-модельной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  • расширять представления детей о труде людей инженерных, технических профессий;
  • создать предметную игровую техносреду, соответствующую возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей;
  • обеспечить освоение начального опыта работы с техническими объектами;
  • формировать основы технической грамотности для решения задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений:
  • познакомить с базовой технической терминологией («зубчатые колеса», «рычаги» и другими);
  • познакомить с простыми механизмами, принципами их работы, сферой применения;
  • сформировать умение строить модели по схемам;
  • развивать конструкторские творческие способности, изобретательность, техническое объемное пространственное, логическое и креативное мышление, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • воспитывать устойчивый интерес к техническому творчеству, достижению поставленной цели и самосовершенствованию, целеустремленность, самостоятельность, аккуратность, умение работать в группе, в паре.

Планируемый результат

1. У воспитанников будут развиты следующие качества:

- познавательная активность, эмоционально–положительное отношение к техническим профессиям, бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

- умение воплощать творческие замыслы с помощью различных видов конструкторов и активное включение в процесс творчества;

- основные культурные способы деятельности, инициативность и самостоятельность, целеустремленность, аккуратность;

- положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства;

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;

2. У воспитанников будут сформированы:

  • основы технической грамотности;
  • представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
  • обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • ориентированность детей на выбор профессии технической направленности;

3. Повышение уровня информационной культуры родителей, активное их участие в профориентации детей;

4. Создание игровой техносреды.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:

  1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия - организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
  2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
  3. Принцип открытости - ребенок имеет право принять решение об участии в какой-либо деятельности, предоставлении результатов своего труда и то, что считает своим достижением он, а не педагог, о продолжении или завершении работы.
  4. Принцип диалогичности - возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.
  5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность.
  6. Принцип рефлексивности. Является основным для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений: у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности, способность осознания действий, саморегуляции поведения и самооценка результата.
  7.  Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
  8. Принцип регионального компонента направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Методы и приемы

  • словесный - беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной и познавательной литературы;
  • наглядный - наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, фильмов;
  • практический – экспериментирование и создание моделей по собственному замыслу, по схеме, по условиям;
  • игровой - сюжетно-ролевые и дидактические игры, игровые ситуации.

Возрастные особенности детей

В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении. Ребенок начинает понимать позицию партнера, учитывать его настроение, желания. Дети делятся друг с другом своими знаниями, умениями, мыслями, опытом. У них проявляется огромный интерес к познанию, к получению новой информации. Возрастает интерес ребят к конструированию и ручному труду; эта деятельность становится более содержательной. Дети сознательно стремятся овладеть способами конструирования, экспериментируют, запоминают. У них формируются новые способы познания, символическая функция мышления. Дети уже способны разбираться в планах, схемах; самостоятельно делать зарисовки будущих построек, поделок. Они критически относятся к своей деятельности и к деятельности других. Стремятся занять достойное место в системе отношений со сверстниками и взрослыми.

Ребенок на седьмом году жизни ощущает себя самостоятельным, знающим, умелым. Он активен, любознателен, стремится к получению новой информации, старается самоутверждаться в компании сверстников и в общении с взрослыми. Он уже способен контролировать себя, объективно оценивать свои действия и деятельность других. Его внимание произвольно, работоспособность хорошая, достаточно развиты все технические процессы.

Интерес ребенка к конструированию продолжает развиваться; расширяется его содержание, формируются новые конструктивные умения, возрастает способность к творчеству и изобретательству. Ребенок понимает чертежи, схемы конструкций, разбирается в выкройках поделок, способен их сам строить. Особенно важным для него становится результат деятельности Дошкольник практически готов к учебной деятельности.

1 этап. Аналитико-диагностический.

В 2017 году АО «Авангард» была предложена программа «Дорога в будущее», целью которой является создание эффективной системы социально-экономических, психолого-педагогических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи детям в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом производственной деятельности предприятия.

Как рассказать детям о профессии инженера, техника, механика? Я задумалась, стала искать на просторах интернета хоть какую-нибудь информацию по этому вопросу. Но, увы, такой информации я не нашла.

Меня заинтересовала книга «Крутая механика для любознательных» Ника Арнольда. Эта книга знакомит детей с одной из прикладных областей физики - механикой. И в ней используются физические термины – вес, давление, сила тяжести и т.п. Все они увязаны с конкретными механизмами и приспособлениями, с которыми ребенок может столкнуться в жизни – тачка, качели, колодец, подъемный кран. Коротенькие статьи очень просто и понятно объясняют действие того или иного механизма.https://www.papmambook.ru/images/upl/goods/g1/693/cover_mid.jpg

Авторы не только объясняют ребенку работу механизмов, но и дают возможность освоить принципы механики, действуя с деталями. Рычаги, шестеренки, блоки, зубчатые и реечные передачи - все это безумно интересно, особенно если сконструировать механизм самостоятельно и самому пустить его в ход. Поэтому часть книги занимает коробка с деталями механизмов для сборки 12 движущихся моделей, а так же пошаговая инструкция по их сборке и направление для экспериментирования: «Собери эти модели и посмотри, как работают рычаги. Попробуй придвинуть точку опоры качелей к грузу. Когда ты сдвигаешь груз ближе к точке опоры, давление уменьшается».

Внизу каждой страницы книги расположена «ось времени», которая показывает, как были изобретены механизмы и как они применялись в разное время, в разных странах и культурах.

Мы поделились своей находкой с нашим социальным партнером АО «Авангард», они поддержали нас и приобрели несколько книг.

Но одной книги оказалось недостаточно. Детям захотелось создавать модели машин и механизмов и обыгрывать их. На помощь пришел конструктор. Работали с разными конструктивными материалами: мелким и крупным строителем, металлическим и пластмассовым конструкторами с гайками, палочками, картоном и бумагой, LEGO, Pilsan, Bunchems, Clics и др.

Представления о профессиях у ребенка ограничены их небогатым жизненным опытом, но и о них дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Мы убедились в этом, работая над проектом «Профессии моих родителей». Многие родители не понимают важность ранней профориентации, не умеют доходчиво рассказать детям о своей профессии, ее важности для других людей. Оказалось, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии.

С сентября 2019 года наш детский сад был включен в состав сетевой федеральной инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», основной целью которой является формирование у дошкольников готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

В программе представлено новое содержание образования, связанное с техническим контентом в дошкольном возрасте, дополненное новыми компонентами, необходимыми для системного мышления.

Программа оснащена игровым набором «Дары Фребеля» и комплектом методических пособий по работе с ним.

В подготовительной группе я использовала эту программу в работе. Предложила детям вести так называемые инженерные книги при создании того или иного объекта.

Инженерная книга представляет собой подробный дневник занятий, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи. В книге дети отмечают:

  • Правила техники безопасности на занятиях конструированием и на производстве.
  • Схему постройки (что мы должны построить).
  • Материал. Из какого конструктора будет построена постройка.
  • Способ соединения. Как мы должны скреплять детали между собой. Выбираем цвет конструктора.
  • Инструменты. С помощью каких инструментов будет создаваться постройка.
  • Количество участников постройки. Будем работать по одному, парами или группами.
  • Схематическое изображение хода конструктивно-модельной деятельности. 

В конце практической работы дети в инженерных книгах должны внести изменения, если постройка не соответствует плану.

Инженерная книга учит ориентироваться в последовательности своей работы, держать заданную цель в голове, учит соотносить свои действия с выбранными в инженерной книге. Плюсом является аккуратное оформление книги, наличие большого количества детских рисунков и условных обозначений, а также простейший чертеж.

Таким образом, мы формируем личность инженера-конструктора, который будет осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство.

Для выявления детей с техническими способностями, использовала методику «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова), которая исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования и конструирования в предпочтениях детей. Исследование показало, что 6 детей предпочитают экспериментальную, 5 – конструктивную деятельность, и только трое из них отдают предпочтение обоим этим видам деятельности, т.е. имеют способности к техническому творчеству. Поэтому работу по книге «Крутая механика» решила начать с ними.

2 этап. Практический.

Для формирования и развития у детей конструктивного творчества группе имеются разные конструкторы: мелкий и крупный строитель, металлические и пластмассовые конструкторы с гайками, палочками, картоном и бумагой, LEGO, Pilsan, Bunchems, Clics и др, А так же создавали модели из картона и бумаги, палочек, природного и бросового материала. В «Мастерской Фиксиксиков» находятся схемы построек из строителя, маршрутные карты оригами, образцы поделок из природного и бросового материала, художественная и познавательная литература. В смотре-конкурсе уголков конструирования группа заняла первое место.

Проведена работа по разработке и внедрению системы ранней профориентации дошкольников средствами опытно-экспериментальной и конструктивно-модельной деятельностями. Диапазон опыта представлен системой занятий.

№ п/п

тема

задачи

Старшая группа

1.

Исследование «Выбор деятельности»

Выявить предпочитаемый вид деятельности, место экспериментирования и конструирования в предпочтениях детей.

2.

Книга «Крутая механика для любознательных» 

Познакомить с книгой Н.Арнольда «Крутая механика для любознательных»; рассмотреть детали механизмов, объяснить для чего они в книге.

3.

Что такое механика?

Дать элементарные знания о механике как науке, изучающей движение тел и происходящие взаимодействия между ними.

4.

Мой папа - инженер

Познакомить с трудом людей инженерных технических профессий, их многообразием и значением для общества, какими знаниями и умениями должен обладать, воспитывать уважение к труду взрослых.

5.

Простые механизмы. Наклонная плоскость

Познакомить детей с простым механизмом – наклонной плоскостью, ее применением в быту.

Сконструировать клин из деталей механизмов книги. 

6.

Что такое трение?

Познакомить с термином трение, опытным путем установить его значение для движения предметов.

7

Простые механизмы. Винт

Познакомить с простым механизмом – винтом, его назначением, видами, историей развития и применения в быту.

8.

Простые механизмы. Рычаг

Познакомить с простым механизмом – рычагом, его назначением, историей развития и применения в быту.

Собрать модель тачки из деталей механизмов книги.

8.

Простые механизмы. Рычаг. Конструирование тачки.

Закрепить знания детей о рычаге, его свойствах и назначении. Предложить создать модель тачки из конструктора, конструкцию обыграть.

9.

Тяжелее, легче

Формировать представления о массе предметов, силе тяжести, опытным путем установить, что все предметы имеют вес, который зависит от размера и материала, и своей массой по-разному воздействуют друг на друга.

10.

Ванька-встанька. Поговорим о равновесии.

Дать представление о центре тяжести, о состоянии равновесия. Рассказать «Сказку про Ваньку-Встаньку», опытным путем проверить историю Ваньки и грузила. Провести опыт с картонным колесом, определить, почему оно катится вверх по наклонной плоскости.

11.

Простые механизмы. Рычаг.

Качели, весы.

Закрепить знания детей о рычаге, его свойствах и назначении. Создать модель качелей из деталей механизмов книги. Предложить подумать, где можно применить эту модель рычага. Опытным путем установить, как можно уравновесить силы, действующие на рычаг с обеих сторон. Рассказать «Сказку про рычаг»

12.

Простые механизмы. Катапульта.

Познакомить с катапультой, ее историей развития и применения Показать использование рычага в устройстве катапульты. Построить катапульту из конструктора. Обыграть сооружения в игре «Штурм крепости»

13.

Простые механизмы. Колесо и ось.

Дать представление об истории изобретения колеса, расширять знания о применении колеса в жизни человека. Опытным путем определить, какой формы может быть колесо. Рассказать «Сказку о колесе».

14.

Простые механизмы. Колесо и ось.

Закрепить представление детей о свойствах колеса, построить модель механизма из оси и колес разной величины, определить зависимость усилия от размера колеса.

15.

Простые механизмы. Колесо и ось

Закрепить представление детей о свойствах колеса, построить модель карта из конструктора, закрепить название частей машины, деталей конструктора, из которых она собрана.

16.

Простые механизмы. Колесо и ось. Поможем Львенку  построить машину.

Закрепить и расширить знания детей о свойствах колеса. Опытным путем определить зависимость ширины колеса от его вдавливаемости в песок. Построить машину для Львенка, объяснить все особенности конструкции.

17.

Простые механизмы. Блок.

Познакомить с простым механизмом – блоком, его назначением, историей развития и применения в быту. Собрать простой блок из деталей механизмов книги.

18.

Простые механизмы. Блок. 

Закрепить и расширить знания о блоке, дать понятия подвижный блок, полиспаст. Собрать полиспаст из деталей механизмов книги. Сравнить усилия при подъеме груза простым блоком и полиспастом. Сделать выводы.

19.

Простые механизмы. Блок.

Подъемный кран.

Закрепить представление детей о свойствах блока, построить модель подъемного крана, самостоятельно выбрать конструктор, выяснить, какой блок необходимо поставить на стрелу крана, чтобы поднимать очень тяжелые грузы.

20.

Простые механизмы. Блок.

Лифт

Закрепить представление детей о свойствах блоков, построить модель лифта, уточнить, какие блоки надо установить и почему.

21.

Простые механизмы. Разные колеса.

Закрепить представление детей о простых механизмах и их свойствах. Прочитать сказку В.Сутеева «Разные колеса». Побеседовать по содержанию. Предложить ответить на вопрос: как бы вы использовали найденное колесо постройкой любой конструкции из любого материала, объяснить свой выбор.

22.

Зубчатое колесо. 

Познакомить с зубчатым колесом (шестеренкой), его особенностями, свойствами, назначением, историей. Дать понятия ведомое и ведущее колесо.

23.

Зубчатое колесо

Закрепить представление детей о свойствах зубчатых колес. Опытным путем определить направление и скорость вращения двух шестеренок (одинакового и разного диаметра),

24.

Зубчатое колесо. Трение и шестеренки

Закрепить знания о силе трения, от чего она зависит. Опытным путем установить, нужно ли трение в зубчатой передаче, на каком расстоянии друг от друга должны находиться шестерни, чтобы было хорошее зацепление и не было сбоев в работе. Использовать конструктор «Веселые шестеренки»

25.

Зубчатое колесо.

Механические часы.

Продолжать знакомить с зубчатой передачей, рассмотреть устройство механических часов. Собрать макет часов, обратить внимание на зацепление шестерней, их посадку на оси.

26.

Зубчатое колесо. Ветряная мельница.

Познакомить с особенностями работы ветряной мельницы, определить место и значение шестерней. Собрать макет мельницы из металлического конструктора с гайками. работу выполнить в парах.

27.

Реечная передача.

Познакомить с реечной передачей, ее назначением, историей развития и областью применения. Собрать на рабочем поле реечный механизм из деталей механизмов книги. Выявить особенности реечной передачи.

28.

Кривошипный механизм.

Познакомить с назначением и принципом работы кривошипного механизма. Собрать кривошипный механизм на рабочем поле, посмотреть его работу, сделать выводы.

29.

Кривошипный механизм.

Изучить работу кривошипного механизма на примере игрушечного паровоза, найти предметы, в которых используется кривошипный механизм.

30.

Храповый механизм

Познакомить с храповым механизмом, его назначением, историей развития. Собрать храповый механизм на рабочем поле, посмотреть его работу, сделать выводы.

31.

Кулачковый механизм

Познакомить с кулачковым механизмом, его назначением, историей развития. Собрать кулачковый механизм на рабочем поле, посмотреть его работу, сделать выводы. Предложить сделать игрушку-забаву на основе работы кулачкового механизма.

32.

Парк развлечений

Выявить умение конструировать разные сооружения из разных конструктивных материалов, применять полученные знания о механизмах, умение их использовать в постройках. Оценивать свою работу, обыгрывать созданные сооружения.

Подготовительная группа

Взаимодействие с семьями воспитанников

Одним из важнейших условий развития технических способностей детей является тесный контакт с семьями воспитанников, так как именно в семье под руководством родителей и близких растет будущий гражданин.

В Концепции сопровождения профессионального самоопределения, обучающихся в условиях непрерывности образования (ФИРО) убедительно доказывается, что «семья оказывает свое решающее воздействие на процесс профессионального самоопределения в более раннем возрасте, чем это принято считать (вероятно, уже в дошкольном детстве), задавая «правила игры», по которым затем подросток будет осуществлять свой профессиональный выбор. В связи с этим семейные стратегии на школьном этапе профориентации оказывается поздно (слишком сложно либо вовсе невозможно) корректировать».

Поэтому взаимодействие с родителями по данному вопросу является актуальным.

Цели и задачи взаимодействия детского сада с семьей

Цель: сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
  • активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию  и образованию детей, т.к. от установок взрослого также зависит отношение ребёнка к процессу конструирования и робототехнике;
  • поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Формы работы с родителями 

Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием конструкторов и робототехники было организовано по трем направлениям:

  •  повышение педагогической культуры (беседы, консультации, день открытых дверей, открытые просмотры, мастер-класс, техночас, ИКТ, анкетирование);
  •  вовлечение родителей в деятельность ДОО (создание развивающей среды, акции, проекты, конкурсы, выставки, развлечения и праздники);
  • совместная работа по обмену опытом (собрания, конференции, круглый стол, ИКТ, фестиваль семейного творчества).

В своей работе с родителями использую разные формы, как традиционные (анкетирование, беседы, консультации, собрания, конференции, всеобуч), так и новаторские (акции, фестиваль, проекты, мастер-класс, использование ИКТ, техночас, развлечение).

Работа с семьями воспитанников строится на основе сотрудничества, что способствовало объединению взрослых и детей, формированию единого коллектива. Активные формы работы позволили родителям получать информацию о развитии ребенка, видеть образовательные результаты и в дальнейшем использовать понравившиеся приемы, разнообразные игры и упражнения в домашней обстановке.

Проводимая работа с семьей позволила вовлечь родителей в образовательный процесс, помогла сплотить семью (многие задания выполняются совместно), нацелила родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Такое сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы способствовало повышению компетентности родителей и значительно сказалось на эффективности всей работы по подготовке детей к изучению технических наук.

3 этап. Аналитико - обобщающий.

Работа с детьми по формированию у них конструктивно-технических способностей и умений проводилась не только в НОД, но и в повседневной жизни. Интересные занятия, эксперименты, игры привлекли внимание других детей группы, которые с увлечением включались в деятельность. Таким образом, к концу периода обучения увеличилось количество детей, которые предпочитают научно-технические виды деятельности. Это подтверждает проведенная диагностика.

Вывод: Результаты исследования показали, что экспериментальная деятельность на начало работы занимала четвёртое место среди видов деятельности, предложенных нами старшим дошкольникам, а конструирование – на третьем. Уже к концу первого года интерес у детей к экспериментированию повысился - данный вид деятельности по результатам повторной диагностики поднялся с четвёртого места на третье, а конструктивная деятельность – с третьего места на второе.

По-прежнему ведущим видом деятельности является игра. Но ее содержание все чаще носит практический характер, дети активно используют технические знания на практике, и не только в игре.

Итоги работы

  • Повысился интерес к техническим профессиям. Если вначале дети отдавали предпочтение таким профессиям как полицейский, пожарный, шофер, повар, врач, модель, парикмахер и т.п., то к концу, появились желания стать авиаконструктором, автомехаником, инженером-строителем, придумать такую машину, чтобы она могла ездить везде, по любой дороге, или такую, которая может читать мысли и исполнять все желания. Некоторые дети изъявили желание записаться в кружок «Робототехники», когда пойдут в школу.
  • Cформированы основы технической грамотности для решения задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений. Дети знают простые механизмы, принципы их работы, сферу применения, умеют строить модели по схемам, условиям, замыслу, понимают и используют в речи техническую терминологию.
  • Cформирован интерес к техническому творчеству, достижению поставленной цели и самосовершенствованию, целеустремленность, самостоятельность, аккуратность, умение работать в группе, в паре.
  • Cоздана предметная игровая техносреда, соответствующая возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей, хотя хотелось бы приобрести больше специальных конструкторов.
  • Установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; родители стали активными участниками образовательной деятельности, повысилась их ответственность за воспитание и обучение детей.

Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с основами механики, способствует формированию у них желания изучать технические науки, выбирать профессии технической направленности уже на этапе дошкольного детства. Кто знает, может из них вырастут новые Кулибины, Циолковские, Архимеды.

Список литературы

  1. Абушкин Андрей Борисович «Подходы к объяснению зубчатых передач на занятиях по робототехнике в начальных классах», mgpu-media.ru
  2. Акимова Г. Е., "Как помочь своему ребенку" У-Фактория, 2003 г
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  5. Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера, 1999.
  6. Дыбина О.В., Рахманова И.П., «Неизведанное рядом». М.,2005
  7. Икс Анна Сергеевна «Как объяснить детям сложные «технические» понятия?», http://фгос-игра.рф/doshkolnoe-obrazovanie/metod-kopilka/1494-kak-ob-yasnit-detyam-slozhnye-tekhnicheskie-ponyatiya
  8. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  9. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Сфера, 2014.
  10. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  11. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  12. Креативная физика, http://mariun.ru/
  13. Ник Арнольд «Крутая механика для любознательных», М., Лабиринт Пресс, 2016г., 22с.
  14. Основная образовательная программа МБДОУ д/с №22 «Журавлик»;
  15. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1;
  16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  17. Программа развития МБДОУ «Детский сад №22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области.
  18. Программа по профориентации «Дорога в будущее».
  19. Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС. Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста, https://infourok.ru/statya-na-temu-aktualnost-i-neobhodimost-ranney-proforientacii-detey-doshkolnogo-vozrasta-3299961.html
  20. Распоряжение Правительства РФ от 5.03.2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»
  21. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  22. Т.В.Волосовец, Ю.И.Карпова, Т.И.Тимофеева, «Парциальная программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», Самара, Вектор, 2018гю, 62с.
  23. Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838);
  24. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  25. Устав МБДОУ «Детский сад №22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области;
  26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.102013 №1155);
  28. Г.Черненко «Путешествие в страну роботов», Ленинград, «Дтская литература», 1988, 64с.
  29. Я познаю мир. Физика, сост А.А.Леонович, М., АСТ,2000г., 480с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя ГБДОУ № 16 Московского района Сорониной Александры Вячеславовны по теме “Развитие артистизма, выразительности, как основы театральной деятельности дошкольника”.

“Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.К.С.Станиславский...

Опыт работы «Театр как основа риторики в работе с дошкольниками».

Эффективное общение это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение. Актуальность риторики очевидна приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имее...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники «Пескография» или рисование песком»

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников на основе техники "Пескография" или рисование песком"...

Опыт работы «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений...

"Крутая механика.Основы механики для дошкольников". Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...