Тематическое планирование по углубленной работе "Лего-конструирование"
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Давиденко Светлана Викторовна

«Lego-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_mladshaya_gruppa.docx374.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Lego-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0fbf/0004f1be-9cb2c376/img9.jpg

\

«Если ребёнок в детстве не научился творить, то и

в жизни он будет только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой

Актуальность:    

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра. В процессе игры дети начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать.  Конструктор Lego позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Дети, увлекающиеся конструированием отличаются своей богатой фантазией, стремлением к созидательной деятельности. Lego- конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. При сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление, активно формируется и закрепляется облик успешного человека, человека – творца.

Конструктор побуждает работать в разной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребёнка.

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника .

Занятие с конструкторами «LEGO» позволяет не только обучить детей умению конструировать, но и помогает решать основные задачи дошкольной образовательной программы. В процессе игры с конструктором ребенок создает что-то новое, раскрывает в себе новые способности и навыки, учится подбирать детали для своих конструкций. Таким образом, реализуется такая образовательная область как познание.

Такая игра подразумевает также развитие навыков коммуникации. Это происходит при помощи бесед, описаний деталей, ответов на вопросы по поводу своих моделей и т.д. Такая деятельность невозможна без участия взрослых, родителей или воспитателей. Ребенка необходимо направлять в его творчестве, помогать проявлять свои таланты. Продумывание целостного образа конструкции, оформление готовых моделей, их преобразование способствует развитию художественно-эстетического направления в образовании ребенка. . Очень важным представляется тренировка работы в коллективе, сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Таким образом, использование конструкторов «LEGO» помогает всестороннему развитию детей.

Цель:

 развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Направленность программы -художественно-эстетическая.

Направление образовательной деятельности    - конструирование.

 Принципы по Лего-конструированию: 

-  от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной,        речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы  организации обучения дошкольников конструированию

1.  По образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности-они сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой

Требованиям к знаниям и умениям воспитанников

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель).  Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Планируемый результат младший дошкольный возраст 3-4 года

дети могут:

- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;

- строить постройку с перекрытиями, делать   постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей

- располагать кирпичики, пластины вертикально;

-правильно использовать детали строительного материала;

Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет

дети могут:

- анализировать конструктивную и графическую модель;

- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет

Дети научатся:

- различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям заданным взрослым;

- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

- работать в паре, коллективе;

- рассказывать о постройке.

У детей сформируются:

- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;

- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

- качества самостоятельно  договариваться друг с другом;

- конструкторские навыки и умения;

Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический 

Период

Тема

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителям

Сентябрь

«Поможем Пете построить забор для огорода»

- формировать представления о высоте предметов (высокий -низкий);

- прослеживать связи между конструкцией забора и его назначением;

- познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей;

- обучить детей соотносить свои постройки с имеющимся образцом.

«Передай кирпичик-лего»

- развивать координацию движений;

-закреплять название деталей.

«Найди кирпичик как у меня»;

«Разложи по цвету»

- закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник);

- развивать память и внимание.

1. Консультация: «ЛЕГО – нужная игра!».

2. Рекомендации: беседа с детьми «Строительство забора» (конструкция, прочность и т.д.)

3. Анкетирование «Знаете ли вы способности вашего ребенка?»

Октябрь

«Построим шкаф для одежды»

-Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу (шкаф);

-Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки.

  1. Где Матрешка?

Наглядный материал: постройки из лего ( домик, кровать, машина), игрушечная матрешка

Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину.

Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.

«Подбери по цвету»

- закрепить цвет деталей лего конструктора;

1.Совместный проект «У нас дома» (долгосрочный)

2.Консультации: «Игра в жизни ребёнка».

Ноябрь

«Домик для зверей»

Развивать конструкторские навыки детей.

Формировать умение строить домик по образцу.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

«Под платочком».

Воспитатель предлагает найти детали определенного размера.

Развитие внимания и памяти.

«Запомни расположение»

- развивать помять, внимание;

- закрепить различные варианты скреплений.

Декабрь

«Новогодняя елочка»

Развивать

зрительное

и

слуховое

восприятие,

тактильную чувствительность у детей.

Формировать умения скреплять 2 детали одной

деталью.

Воспитывать умение пользоваться общим набором

деталей.

«Найди постройку»

 - развивать внимание, наблюдательность;

- учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

«Чудесный мешочек».

Закрепление знаний детьми простейших названий деталей ЛЕГО конструктора. Знакомство с видами соединения деталей между собой

2.Выставка - конкурс «Новогодняя игрушка из LEGO – конструктора» 

Январь

«Лестница для горки»

Развивать

творческую

инициативу,

самостоятельность.

Формировать

умение

обдумывать

содержание

будущей постройки, давать общее описание.

Закреплять полученные навыки.

Воспитывать умение пользоваться общим набором

деталей.

«Собери модель». Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине».

«Запомни расположение»

- развивать помять, внимание;

- закрепить различные варианты скреплений.

Наведи порядок

-закреплять знания основных цветов. -способствовать развитию интереса, внимания, быстроты, мелкой моторики рук.

Февраль

«Кораблик»

Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную

постройку.

«Подбери по цвету»

- закрепить цвет деталей лего конструктора;

Март

«Цветочек»

Развивать умение детей подбирать нужные детали,по форме и цвету используя,

конструктор

«LEGODUPLO».

Закреплять знания об основных цветах.

Воспитывать умение работать в коллективе.

 «Башня»

- закрепляем предлоги (на, под, между)

«Найди такую же деталь, как на карточке»

- развивать внимание, наблюдательность;

- учить соотносить изображение на карточке с деталями.

Взаимодействие с родителями:

1.Информационный стенд: «LEGO – развивающая и обучающая среда».

Апрель

Ракета

Рассказать о космосе.

Учить строить ракету.

 « Разноцветный сундучок»

учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

«Чего не стало?»

- закрепить цвет, форму деталей;

-развивать память, внимание.

Май

Ворота

Учить выполнять

простейшую конструкцию -

ворота. установить опоры и

класть на них перекладину.

развивать зрительно -

моторную координацию при

соединении деталей

конструктора, добиваться

точности в процессе

операционных действий

«Собери модель по памяти»

 -учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом.

-развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей.

 -закреплять умение анализировать чертеж конструкции с целью запоминания и дальнейшего воспроизведения.

«У кого выше?» (строительство башни)

- закреплять навык построения простейшей конструкции;

- развивать ловкость, внимание.

Диагностические карты освоения содержания воспитательно-образовательного процесса LEGO - конструирования и робототехники

в дошкольных группах ДОУ

Младший дошкольный возраст (дети 3-4 лет)

ФИ ребёнка

Показатели освоения содержания

Знает, называет и правильно использует

Умеет

располагать

кирпичики

Изменяет

постройки,

детали конструктора

вертикально

надстраивая или заменяя одни

детали другими

1…….

Средний дошкольный возраст (дети 4-5 лет)

ФИ ребёнка

Показатели освоения содержания

Умеет анализировать образец постройки (выделяет

Преобразовывает постройки в соответствии с заданием

основные части, соотносит их по величине и форме)

воспитателя

1……

Старший дошкольный возраст (дети 5-7 лет)

ФИ ребёнка

Показатели освоения содержания

Умеет

Анализирует

Планирует

Создает

Освоил основные компоненты

Умеет работать в

выделять

образец

этапы создания

постройки

по

конструкторов

Лего,

коллективе,

основные

и

постройки

собственной

схеме,

по

конструктивных особенностей

распределять

характерные

постройки

замыслу

различных

моделей,

обязанности,

части

сооружений, механизмов.

работать

в

постройки

соответствии

с

общим замыслом.

1…..

Критерии:

3 балла - справляется самостоятельно

2 балла – справляется с помощью взрослого

1 балл - не справляется

Диагностическая карта в младшие группы

ФИ

ребенка

Называет

цвет

деталей

Называет детали

детали конструктора

Скрепляет детали конструктора «Дупло»

Строит элементарные

постройки по

творческому замыслу

Строит по образцу

Точность скрепления

и скорость

Группа «________________» Дата ___________________

Фамилия имя

ребенка

Высокий уровень - Выше среднего - Средний - Ниже среднего - Низкий -

Называет

детали

Называет

форму

Умеет

скреплять

детали

конструктора

Строит

элементарные

постройки по

творческому

замыслу

Строит по

образцу

Строит по

схеме со

второго

полугодия

Называет

детали,

изображенные

на карточке

Умение

рассказать о

постройке

Итого

5.1 Содержание образовательной деятельности

Младшая группа 3-4 года

Первое полугодие:

- учить называть детали LEGO-конструктора (кирпичик, большой, поменьше, маленький,

клювик, горка, мостик и др.);

- учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет

деталей);

- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота

для машины);

- сравнивать предметы по длине и ширине;

- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая));

- конструировать по образцу и условиям;

- различать по цвету и форме;

- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора,

добиваться точности в процессе операционных действий.

Второе полугодие:

- познакомить с новыми деталями LEGO - конструктора (основа машины, полукруг,

овал);

- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное

решение;

- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;

- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной

деятельности, помогать его осуществлять;

- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по

замыслу.

Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть

постройку, ее части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. два раза в месяц

дети строят по замыслу, показывая , чему научились на прошлых занятиях.

Физическое

В 3—4 года дети пытаются соотносить то, что они видят, с тем, что

развитие

трогают и берут руками. Они начинают правильно определять мус-

кульные

усилия,

необходимые

для

манипуляции

разными

предметами. Отсюда повышенный интерес к новым вещам. Дети

постепенно

становятся

усидчивыми,

но

им

по-прежнему

необходима частая смена видов деятельности.

Развитие

Дети в этом возрасте очень любознательны. Дайте им возможность

мышления

поэкспериментировать. Они должны учиться мыслить и находить

правильные решения. Для них характерно стремление понять, как

устроены окружающие предметы и для чего они предназначены.

Дети расширяют свой словарный запас, разговаривая на интере-

сующие их темы со взрослыми. Пока действия для них предпочти-

тельнее обсуждений, но им нравятся новые слова, и они с удоволь-

ствием их повторяют.

Развитие

Дети 3—4 лет любят общество сверстников. Они часто играют

социальных

вместе. При этом они социально и эмоционально развиваются,

навыков

учатся

взаимодействовать

с

несколькими

партнерами

одновременно.

Увеличение

словарного

запаса

помогает

им

задавать вопросы и отвечать на них, это облегчает их общение с

другими детьми и взрослыми. Совместные игры способствуют

дальнейшему социальному развитию детей.

Развитие

Дети 3—4 лет обычно очень гордятся тем, что они уже умеют.

творческих

«Посмотри, как хорошо у меня получается! Это я сам сделал!»

41

МАДОУ - детский сад №20 Дополнительная образовательная программа научно - технической направленности «LEGO

– конструирование»

способностей

Детей в этом возрасте интересует даже не результат, а сам процесс

- важно то, что они активны, И в этом их надо всячески

поддерживать:

развивать

любознательность

и

интерес,

приветствовать проявление энтузиазма.

В результате освоения программы ребенок :

Знает:

 основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);

 основные приемы конструирования;

 основные цвета.

Умеет:

 изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в

высоту, длину

 соединять детали LEGO - конструктора,

 обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.

Имеет представление:

 о простейшем анализе созданных построек

 о вариантах создания вариантов конструкций,

 при добавлении других деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование "Вокал" (углубленная работа с детьми 4-5 лет)

Перспективное планирование   "Вокал" (углубленная работа с детьми 4-5 лет)...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...

Тематическое планирование по углубленной работе "Лего-конструирование"

laquo;Lego-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»...