Дополнительная программа по художественному развитию «Чудеса из бумаги» для детей 5-7 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Олейник Яна Григорьевна

Развитие творческих способностей ребенка является одной из базовых задач воспитания и обучения на занятиях прикладным творчеством. Разработанная программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности. Художественно-эстетическая направленность обеспечивает эффективность, эмоциональность и привлекательность образовательному процессу. Социально-педагогическая направленность создает условия для всестороннего развития ребенка, творческих свершений и познания окружающего мира во всей его первозданной красоте, а также заложенные в основу данной программы знания подготавливают базу для обучения в школе, повышают самооценку ребенку и придают ему уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hud.razvitie_oleynik_ya.g.docx50.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Протокол № ___ от ______________

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

____________ Т.Н. Вандзиляк

Приказ № ___ от « __ » _______ 20__г.

Дополнительная программа по художественному развитию

«Чудеса из бумаги» для детей 5-7 лет

Разработчик: Олейник Я.Г.

Надым, 2020г.

                                                          Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Учебно-тематический план ……………………………………………………13

Содержание изучаемого курса…………………………………………………16

Методическое обеспечение………….…………………………………………22

Список литературы ……………………………………………………………..27

Пояснительная записка

Развитие творческих способностей ребенка является одной из базовых задач воспитания и обучения на занятиях прикладным творчеством. Разработанная программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности. Художественно-эстетическая направленность обеспечивает эффективность, эмоциональность и привлекательность образовательному процессу. Социально-педагогическая направленность создает условия для всестороннего развития ребенка, творческих свершений и познания окружающего мира во всей его первозданной красоте, а также заложенные в основу данной программы знания подготавливают базу для обучения в школе, повышают самооценку ребенку и придают ему уверенности в себе.

На протяжении десятилетий изготовление бумажных предметов в прикладном творчестве оставалось весьма актуальным. Даже в эпоху Интернета  оно не потеряло своей привлекательности для детей, а бумага была и остается самым доступным материалом для прикладного творчества.

С самого раннего детства бумага известна малышам, именно с ней они начинают вступать на свой творческий путь. Бумага дает большой простор для творческих идей и проектов. Именно с бумагой ребенок начинает чувствовать себя вершителем красок и цветных карандашей. Сегодня имеет место колоссальный выбор различной бумаги – от простой цветной до глянцевой и бархатной изысканной. Чего только нельзя сегодня сделать из бумаги? Смастерить причудливые подделки, сделать елочные игрушки, смастерить оригинальный костюм для карнавала и т.д. Бумага, попадая в руки ребенка, становится воплощением его внутреннего мира.

На сегодняшний день активно разрабатываются и применяются на практике различные техники по работе с бумагой. Мы в программе предусматриваем использование различных методик выполнения (аппликация, оригами, конструирование и др.).

Курс нашей программы называется «Чудеса из бумаги», который предполагает развитие у воспитанников пространственного, конструктивного, абстрактного и творческого мышления, образного, художественного и эстетического вкуса, волевые качества (энергичность, настойчивость, терпеливость, последовательность, целеустремленность), педантичность, аккуратность, кропотливость в работе. На наш взгляд, эти качества сейчас важны для современного человека, чтобы он был и ощущал себя гармоничной и полноценной личностью.

Программа включает 38 часов обучения (1 раз в неделю по 1 учебному часу).

Возрастной ценз для детей данной программы 5-7 лет.

Дошкольный возраст является важным в физическом развитии ребенка. Особенно это актуально для развития моторики кистей рук, координация рук в этом возрасте еще слаба и не достаточно точна, поэтому необходимо больше внимания уделять развитию именно этой части тела ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок уже достаточно владеет информацией об окружающей действительности. Зачастую дети гиперактивны и думается, что их энергия и результативность не имеют границ, но это не так. И развитие у всех детей происходит по-разному. Одни выполняют сложные действия, другим это пока не под силу. Выполняя различные действия с бумагой, дети становятся более уверенными в себе, более наблюдательными и чувствительными к прекрасному.  

Структура занятий построена таким образом, что начинаем раздел с изготовления более простого изделия или композиции индивидуального выполнения, к окончанию раздела, когда у ребенка появятся уже устойчивые навыки, начинаем выполнять более сложные и коллективные.

Целью программы является создание оптимальных организационных и педагогических условий для постижения воспитанником практических навыков работы с бумагой, воспитание творческого начала в личности ребенка и раскрытие личной уникальности.

Задачи, которые преследует реализация программы:

Обучающие:

- изучение базовых основ декоративно-прикладного искусства, формообразования, композиции и цветоведения;

- изучение технологий бумажной пластики (аппликация, бумажное конструирование, оригами и др.);

- формирование умения применять на практике разнообразные технические приемы при работе с бумагой;

- отработка практических навыков работы с различными инструментами (ножницы, клей);

- освоение и отработка организационных навыков планирования собственной работы;

- формирование и усвоение правил экологической и трудовой культуры.

Развивающие:

- развитие абстрактного, образного, логического, аналитического, пространственного и творческого мышления;

- развитие фантазии, воображения, памяти и внимания;  

- формирование художественного вкуса;

- развитие творческой активности и творческих способностей;

- развитие психометрических качеств;

- дальнейшее развитие глазомера и мелкой моторики рук;

- развитие положительных эмоций в процессе деятельности;

- стимулирование интереса и потребности в конструировании и проведению поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитание упорства и терпеливости;

- стимулирование желания – выполнить предмет своими руками;

- воспитание уважения к окружающим, толерантность в отношении чужого мнения о ребенке;

- воспитание коммуникативной культуры, целеустремленности и аккуратности;

- создание благоприятной атмосферы в образовательном процессе;

- эстетическое, трудовое, нравственное воспитание;

- воспитание патриотизма и любви к людям.

Принципами программы выступили:

- доступность (учебный и практический материал должен соответствовать возрастному и психологическому уровню детей);

- наглядность (использование наглядности, иллюстраций, картинок);

- гуманизм и демократичность (гармоничные отношения между воспитателем и воспитанниками, возможность выразить личное мнение);

- «от простого к сложному» (постепенное усложнение приемов и техник при работе с бумагой).

Существенной отличительной особенностью данной программы является принцип постепенного усложнения тем и заданий. В каждом разделе темы и, соответственно, задания к ним построены таким образом, что дети начинают изучать учебный материал от более простого и легкого, а постепенно переходят к технически более сложным темам и заданиям. Новизной программы является тот факт, что задания можно выполнять упрощенным и усложненным способом, что очень удобно для детей с различным уровнем подготовленности и развитости. Более слабым можно предложить упрощенный вариант изделия или композиции, более подготовленным ребятам возможно предложить более усложненный вариант. Смысл обучения не меняется – каждый ребенок выполняет задание, каждый выполняет по своему уровню возможностей, от этого не травмируется психика и не возникает панического страха от невыполненного задания. У каждого ребенка есть уникальная возможность приобщиться к творчеству. Что еще ценно в данной программе – это то, что без особых усилий дети могут приготовить украшения на елку, сувениры к праздникам, декорации к празднику и т.д. Это будет полезно не только воспитателям, но и подарит детям незабываемые минуты счастья в творческой подготовке к предстоящему событию.

Учебный материал поободран таким образом, что в течение всего курса у детей имеет место стойкий интерес к творчеству.

В ходе прохождения предлагаемого курса мы предполагаем следующие результаты, то есть воспитанники должны:

- Уметь содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.

- Овладеть практическими приемами и навыками обработки бумаги различных видов.

 - Выполнять практические действия терпеливо, упорно, бережно и аккуратно;

- Знать правила техники безопасности при работе с различными инструментами (ножницами, клеем, карандашом, линейкой и т.д.).

- Уметь применять по назначению практические навыки культуры труда.

- Совершенствовать навыки работы в группе и улучшать свои коммуникативные навыки.

- Проводить самоанализ и анализ собственных и групповых работ.

- Уметь выполнять изделия из бумаги в разных техниках.

-  Правильно понимать и выражать соответствующе эмоции в отношении произведений изобразительного искусства.

- Уметь классифицировать математические объекты по форме, размеру, цвету, положению.

- Иметь навыки пространственного ориентирования.

Предполагаем следующие формы подведения итогов успешной реализации разработанной программы.

Только в ходе практической работы можно проследить у детей уровень сформированности творческих и технических навыков. Только при многократном повторении у воспитанника надолго сформируется и укрепится определенный практический навык. При этом воспитатель должен участвовать постоянно: помогать, наблюдать, корректировать, давать устные инструкции.

Форма первичной диагностики отработанных навыков у воспитанников – это наблюдение за действиями и собеседование с детьми, когда можно для себя зафиксировать и понять уровень подготовки детей по программе.

По усмотрению воспитателя можно провести промежуточную аттестацию, смысл которой заключается в наблюдении за выполнением практических действий воспитанников на занятиях-фантазиях, когда им дано полное право выбора в изготовлении любого изделия на заданную тему. Воспитатель наблюдает и фиксирует, что именно выбрал ребенок и как он это выполнил.

Завершающая проверка полученных знаний, умений и навыков осуществляется на итоговом занятии (празднике) в форме игры, которое проводится по окончанию курса и называется «Готовимся к лету».

По окончании каждого учебного раздела оформляется выставка детских работ.

Карта наблюдений за особенностями художественной деятельности дошкольника

Цель: выявить уровень развития особенностей художественной деятельности дошкольника.

Дата обследования:

Место обследования:

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Группа:

Вид художественной деятельности, название:

Воспитатель:

Процедура проведения: наблюдаете за художественной деятельностью ребенка и по критериям ставите «+» в соответствующей колонке, затем подсчитываете плюсы и в какой колонке будет максимальное количество, тот уровень проявления и присутствует у дошкольника.

Критерии

Уровень  проявления

Низкий

Средний

Высокий

1.Заинтересованность ребёнка во время художественной деятельности.    

2.Постановка целей и задач.       

3.Процессуальные характеристики художественных действий.

4. Степень речевой активности ребёнка во время художественной деятельности.          

5. Соблюдение правил по технике безопасности и гигиены.

6. Использование рабочих инструментов.

7. Знание базовых основ декоративно-прикладного искусства, формообразования, композиции и цветоведения.

8. Наличие умения применять на практике разнообразные технические приемы при работе с бумагой

9. Наличие художественного вкуса, творческой активности и творческих способностей

10. Наличие положительных эмоций во взаимодействии с другими участниками художественной деятельности. Улыбка, тёплые объятия.                 

11. Наличие положительных вербальных средств коммуникации с участниками художественной деятельности.               

12. Реакция на завершение художественной деятельности.          

13. Наличие грубости в обращении, конфликтов, ссор  проявляемых ребёнком во время художественной деятельности.                 

14. Наличие положительного физического контакта  с другим ребенком: пожалеть, обнять, защитить.

15. Умение с кем-нибудь дружить.

16. Сообразительность.

17.Саморегуляция.

18.Участвует в создании творческой обстановки.

19. Помощь другим.     

20.Фантазия, творчество.

21. Наличие упорства, терпения, целеустремленности и аккуратности.         

Уровни освоения программы

Низкий уровень. Действия однообразны. Ребёнок тяготеет к шаблонным образцам. В творческой деятельности маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с инструментами. Кругозор и уровень знаний в художественной деятельности беден. В коллективной деятельности наблюдается неумение согласовывать личное взаимодействие с общими правилами и принципами. Предложения других ребят по изменению замысла принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок своей роли. Часто  оставляет общую коллективную деятельность до её завершения. Может и знает различные виды художественной деятельности, но затрудняется в объяснении их правил другим. Иногда сильно увлекается творческим процессом, не замечая даже других участников и, зачастую, нарушая общепринятые правила. Возможности саморегуляции в творческой деятельности снижены.

Средний уровень. Дошкольник охотно участвует в художественной деятельности. Разворачивает различные композиционные сюжеты (бытовые, трудовые, общественные, по мотив знакомых сказок). Инструменты и предметы подбирает в соответствии с заданием. Знает функциональное назначение каждого инструмента. Участвует в создании творческой обстановки. Определяет свою роль и роли других участников творческой деятельности. Хорошо владеет учебным материалом, знает различные виды художественной деятельности. В художественной деятельности с готовым содержанием понимает свою задачу, следует установленным правилам и принципам. В случае нарушения правил прислушивается к оценке участников творческого процесса и становится более внимательным. Проявляет упорство и настойчивость в достижении результата.

Высокий уровень. Дошкольник достаточно разнообразен в интересах и увлечениях. В творческой деятельности он часто проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию творческой обстановки, обогащению художественной деятельности. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в творчестве. Придумывает композиции с продолжением, активен во взаимодействии с другими участниками творческого процесса и часто вступает с ними в диалоговое общение. Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в художественной деятельности, как на ведущих, так и на других ролях. Знает на «отлично» учебный материал, владеет различными видами художественной деятельности. В творческой деятельности с готовым содержанием следует установленным правилам, контролирует действия других участников, охотно знакомит детей с композиционными задумками. Объясняет, показывает художественные действия. Придумывает новые варианты сюжетов, композиций и изделий, действуя зачастую творчески.

Вывод:

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение в программу

2

1.1

Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство с различными видами бумаги.

1

1

1.2

Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты.

Изготовление закладки.

1

0,5

0,5

2

Раздел 2. Аппликация

6

2.1

Цвет и фон. «Пушистые облака»

1

0,5

0,5

2.2

Сюжет. «Возводим дом»

1

0,5

0,5

2.3

Орнамент. «Тарелочки в декоративном исполнении»

1

1

2.4

Наземный транспорт. «Автомобиль»

1

1

2.5

Воздушный транспорт. «Вертолет»

1

1

2.6

Водный транспорт. «Катер»

1

1

3

Раздел 3. Шаблон и его предназначение

7

3.1

Поход в лес

1

0,5

0,5

3.2

Фрукты в вазе на столе

1

0,5

0,5

3.3

Приборы к чаю

1

0,5

0,5

3.4

Узорная рукавичка

1

1

3.5

Птица из волшебной сказки

1

1

3.6

Коллективная работа. Мир диких зверей

1

1

3.7

Праздничная открытка «Снегурочка»

1

1

4

Раздел 4. Понятие о развертке. Линии

5

4.1

Выполнение игры «Танграм»

1

0,5

0,5

4.2

Театр пальчиков

1

0,5

0,5

4.3

Цыпленок

1

1

4.4

Щенок

1

1

4.5

Изготовление сказочных персонажей по замыслу детей

1

1

5

Раздел 5. Оригами

6

5.1

Знакомство с искусством оригами, базовые фигуры

1

0,5

0,5

5.2

Гриб

1

0,5

0,5

5.3

Ветка рябины

1

1

5.4

Котенок

1

1

5.5

Лиса

1

1

5.6

Букет цветов

1

1

6

Раздел 6. Бумажный комочек

2

6.1

Выполнение снеговика и зайки

1

0,5

0,5

6.2

Цветные комочки – бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту

1

1

7

Раздел 7. Пластичная полоска

9

7.1

Изготовление открытки «Белая лилия»

1

0,5

0,5

7.2

Корзина с цветами

1

0,5

0,5

7.3

Цветы из гофрированной бумаги

1

0,5

0,5

7.4

«Уж верба вся душистая»

1

1

7.5

«Во поле березка стояла»

1

1

7.6

«Космическая ракета»

1

1

7.7

Витая спираль, петли – оперение птиц. «Петушок, золотой гребешок»

1

1

7.8

«Домик для птиц»

1

1

7.9

«Бабочки на лугу». Коллективная работа

1

1

8

Заключительное занятие «Готовимся к лету»

1

1

9

Итого часов

38

8

30

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Изд-во Лада, 2007. – 240 с.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. – М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
  3. Андронова Е. Мои любимые домашние животные. Объемные модели из картона. – М.: ООО «ЛитРес», 2013. – 98 с.
  4. Большая книга детского творчества. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 288 с.
  5. Васюкова О.Б. Развитие творческих способностей детей с помощью техники оригами в процессе ознакомления с художественным словом // Молодой ученый. - 2016. - № 12.6 (116.6). - С. 22-26. - URL: https://moluch.ru/archive/116/31998/
  6. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу: Математика и конструирование. – М.: Просвещение, 2004. – 142 с.
  7. Глухов В. Специальная педагогика и специальная психология 3-е изд., испр. и доп.: учебник для вузов. – М.: Litres, 2020. – 347 с.
  8. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
  9. Зайцева А.А. Бумажная аппликация: идеи для творческих уроков. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с.
  10. Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. - М.: АСТ, 2008. – 78 с.
  11. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 142 с.
  12. Корвин-Кучинская Е.В. Секреты поделок из бумаги и картона. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2015. – 64 с.
  13. Кулакова Л.Ю. Цветы из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – пресс книга, 2008. – 144 с.
  14. Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги. – СПб.: Паритет, 2007. – 127 с.
  15. Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
  16. Новикова И.В. Бумажные подделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи – своими руками. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 112 с.
  17. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Изд. Скрипторий, 2008. – 48 с.
  18. Полянская Э.Н. Правила по технике безопасности на уроке труда. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2013/01/04/pravila-po-tekhnike-bezopasnosti-na-uroke-truda
  19. Русинова Е. Вырезаем и складываем из бумаги. Без клея! Дом. 37 объемных игрушек. – СПб.: Питер, 2016. – 48 с.
  20. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. – М.: Изд-во Ниола Пресс, 2006. – 112 с.
  21. Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера. – М.: Арт – Родник, 2007. – 30 с.
  22. Яковлева Е.В. Конструирование из бумаги // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. научной конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 87-91. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7886/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Цветик-семицветик» для детей 5–7 лет

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Бумажная филигрань» для детей 4 – 7 лет

     «Бумажная филигрань» -  так называется программа дополнительного образования. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторско...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию "Волшебная бумага"

Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспит...