«Развитие сенсомоторных представлений у детей дошкольного возраста в строительно-конструктивных играх»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вишнякова Светлана Александровна

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroitelno-konstruktivnye_igry.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие сенсомоторных представлений у детей дошкольного возраста          в строительно-конструктивных играх»

Выполнила:

Вишнякова С.А.

Тюмень,2022

Содержание

Введение

Глава 1.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

  1. Сущность и характеристика понятия «сенсомоторика» в психолого-педагогической литературе

  1. Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

  1. Развитие сенсомоторных представлений у детей дошкольного возраста

Глава 2.

Конструирование из строительного материала, как средство развития сенсомоторных представлений у дошкольников

2.1. Характеристика строительно-конструктивных игр. Разнообразие подходов к изучение строительно-конструктивных игр

2.2. Значение конструирования из строительного материала (строительно-конструктивных игр) в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста

2.3 Подбор строительно-конструктивных игр

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться.  Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития.

Объект исследования: процесс развития сенсомоторных представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие сенсомоторных представлений у детей дошкольного возраста посредством строительно-конструктивных игр

Цель: теоретически изучить влияние строительно-конструктивных игр на развитие сенсомоторных представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «сенсомоторика»

2.Изучить возрастные особенности сенсомоторного развития детей

3.Рассмотреть характеристику строительно-конструктивных игр.

4. Влиянии строительно-конструктивных игр на развитие сенсомоторных представлений!

Методы исследования: теоретическое изучение и анализ  психолого-педагогической литературы.

Теоретико-методологическая база исследования: Ф. Фребеля, Л.А. Парамонова, Л.А. Метиева «развитии сенсорной сферы детей», С.Д. «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

Глава 1. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

1.1.Сущность и характеристика понятия «сенсомоторика» в психолого-педагогической литературе

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторное   развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.[1]

Рассмотрим понятия «сенсорика» и «моторика» и определим взаимосвязь между ними.

 Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные, построительные,  контрольные,  корригирующие и  тонически-регуляторные.

К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность, надёжность.

Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных раздражителей. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Человек живёт не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живёт в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. чтобы человек не воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, посторенние и уточнение образа. [2]

1.2. Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Одно из важных направлений исследования сенсомоторных реакций

-изучение их развития в онтогенезе человека.  Онтогенетическое исследование сенсомоторных реакций позволяет раскрыть закономерности формирования целенаправленных движений на разных этапах развития ребенка, проанализировать становление механизмов и структуры произвольных реакций человека.

А.В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность.

Л.А. Венгер обращает внимание на то, что главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Исследование З.М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.  Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребёнком задачи.

Н.Н. Поддъяков выявил следующую последовательность действий ребёнка при обследовании предметов. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным восприятием предметов.

Г. Люблина  описала «ступеньки» развития руки и мозга, «ступеньки» развития сенсомоторики детей дошкольного возраста:

Год.

Малыш начинает самостоятельно ходить. Постоянно и активно изучает рукой все доступные вещи (в том числе и опасные). С предметами «работает» функционально, подражает действиям взрослых: лопаткой копает, ведёрком носит песок. Вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой, расческой

Второй год жизни.

В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними.    

Третий год жизни

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки. Может поднять игрушку с пола, перешагивает через препятствие или через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга, попадает по мячу ногой, прыгает на двух ногах. Открывает ящик и oпрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Повторяет штрих, повторяет по показу вертикальные и круглые линии. На 3-м году жизни  некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например треугольные объекты с "крышей", красные с помидором.

Четвёртый год жизни

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях.   Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы – голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию.

Пятый год жизни 

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной или другой ноге. Поднимается вверх по лестнице. Может скользить на двух ногах.  На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму.  В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. «Руки видят!» – делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды.  Словарный запас ребёнка достигает уже двух тысяч.

Шестой год жизни

Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.   К возрасту 6–8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной  интеграции. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

          Таким образом, можно сделать вывод, что онтогенез сенсомоторики ребёнка в психологической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики и сенсорики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка. [3]

 1.3.Развитие сенсомоторных представлений у детей дошкольного возраста

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсомоторного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и  методов сенсомоторного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Строительно-конструктивные игры являются разновидностью творческой игры и рассматриваются как деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала.  Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д. [4]

В современных детских садах есть комната сенсорного развития. Это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, и воздействует на все органы чувств человека.[5]

Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений,    в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие: выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете.[6]

Глава 2. Конструирование из строительного материала, как средство развития сенсомоторных представлений у дошкольников

2.1. Характеристика строительно-конструктивных игр. Разнообразие подходов к изучению строительно-конструктивных игр

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе’конструкторской’деятельности.
        Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:
специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы,конструкторы);природный (песок, снег, глина, камни);
подсобный(доски,ящики,коробки.).
Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).
         Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения.
Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.[7]
В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования:
1.Конструирование по образцу - При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов.
2.Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.
3.Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует-замысел.
4.Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.
5.«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты. [8]

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры.

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу. Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи(как построить здание для школы).

Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям. В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Постройки детей седьмого года жизни отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т.к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие возводят стены, третьи руководят всей работой и т.д. Такие строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой «Строительство». Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое. [9]

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.

2.2. Значение конструирования из строительного материала (строительно-конструктивных игр) в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста

     Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.                  Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т. е. более сложной мыслительной деятельности. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.  [10] Конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых целостностей (конструкций, рисунков, сюжетов, текстов и др.) и наделению их индивидуальными смыслами, которая является важнейшим показателем творчества как качества личности. [11]

 Строительно-конструктивные игры  значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, которые лежат в основе конструкторской деятельности. В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Так же  у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу. [15]

2.3. Подбор строительно-конструктивных игр

Строительно-конструктивные игры.

План

1. Своеобразие строительных игр. Воспитательно-образовательная ценность.

2. Условия, необходимые для развития строительных игр.

3. Строительные материалы, виды и подбор их в соответствии с возрастом.

4. Хранение строительного материала.

5. Руководство строительными играми. 

6. Строительные игры с природным материалом и руководство ими.

I. Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр.

Дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщённом и схематизированном виде. Постройки возводят из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега).

В какой форме проходят строительные игры?

Часто строительно-конструктивные игры:

1) переплетаются с сюжетно-ролевой игрой: построили корабль и отправились в путешествие; построили вокзал, стали играть в железную дорогу (почта – часть обстановки).

2) многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети берут на себя роль строителей; строительный материал подвозят шофёры, в обеденный перерыв рабочие идут в столовую, после работы в театр и т. д.

3) но существует также большое количество игр, в которых всё содержание исчерпывается возведением построек и сооружений. Постройки многократно переделываются, совершенствуются. Иногда это целые комплексы, объединённые одним сюжетом.[12]

II. Условия, необходимые для развития игр:

а). Время в режиме.

б). Строительный материал в достаточном количестве.

в). Удобная обстановка (место).

г). Обогащение содержания, руководство со стороны взрослого.

III. Игровые строительные наборы

1) Крупные строительные материалы

2) Настольный строительный материал «Построй город

3) Конструкторы: из дерева для игр на полу

4) Модули.

а) Во второй младшей группе: крупный строительный материал; по 2-3 настольных строительных материала, конструкторов нет.

б) В средней группе: оба набора крупного строительного материала; 2-3 настольных , конструкторов нет.

в)В старшей группе: строительный материал Флёриной; 1-2 настольных строительных материала, по одному конструктору всех видов.

г)В подготовительной группе: один крупный строительный материал Флёриной; конструкторы всех видов по1-2.

IV.Для размещения строительного материала отвести специальное место, чтобы детям было удобно пользоваться.

В младших группах. строительный материал размещают на полках. Материал раскладывают по цвету и формам прямо на полках, чтобы малыши могли быстро отобрать и убрать его. Предусматривается такое количество деталей и место, чтобы могли одновременно играть 4-5 детей.

Здесь же для обыгрывания построек расставляются мелкие игрушки (ёлочки, флажки и цветочки на катушках, матрёшки, зверюшки, машинки и т. п.) Крупный строительный материал в младших группах хранят на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах, в коробках он также раскладывается по цвету и формам. Рядом расставляют крупные транспортные игрушки. Выделяемое место должно быть в стороне от постоянного действия детей и взрослых.

В средней группе . весь строительный материал лучше хранит в коробках, в которых он приобретён. Мелкий игровой материал тоже убрать в коробки, недавно внесённые лучше расставить на полке, чтобы побуждали к игре. Крупный строительный материал можно хранить в шкафах, на полках. Чем крупнее детали, тем ниже их размещают.

В старших группах . весь строительный материал (мелкий и крупный) и все виды конструкторов можно сосредоточить в одном месте. Для конструкторов и настольного строительного материала специальное место можно не выделять, т. е. дети используют для игры столы, за которыми занимаются и едят, могут сдвинуть их вместе. Крупный строительный материал лучше размещать в шкафах с задвигающимися дверцами, т. к. открывающиеся дверцы мешают детям заниматься конструированием рядом со шкафами.

Воспитатель должен научить аккуратно обращаться со строительным материалом, соблюдать порядок складывания.

V.Для строительных игр младших дошкольников характерно:

1) изображение единичных предметов или небольших сооружений: домик для куклы, кроватку, стол, забор, гараж. Темы связаны с сюжетно-ролевыми играми.

2) характерна также процессуальность: возведя постройку, они разрушают её и начинают строить вновь.

3) часто строительство опережает замысел; начав строить, затем «узнаёт», что это у него.

У средних и старших дошкольников:

1) расширяется тематика построек: здания, корабли, машины, мосты.

2) стремятся передавать конкретные сооружения: мост через Волгу, метро «Чкаловская», московский кремль.

3) усложняется конструкция (различные перекрытия, украшения).

   Существенное значение для развития строительных игр имеют наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. Выясняют назначение сооружения, особенности конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание направляется на красоту постройки, её целесообразность. Наблюдение сопровождается беседой, дополняется рассматриванием картин, фотографий, схематических рисунков.

Руководство в игре: развивать её содержание, формировать правильные товарищеские взаимоотношения как в сюжетно-ролевой игре – подбадривает, оказывает помощь, подсказывает тему, показывает, как сделать; строит вместе с детьми; в старшем возрасте – чаще совет, совместное обсуждение; в случае, если возникает затруднение, показывает отдельные технические приёмы, но всегда стремится побуждать к проявлению инициативы. В среднем и старшем возрасте приучать самостоятельно договариваться о теме, распределять обязанности и т. д.

Полезно, закончив общую постройку, рассмотреть с детьми её соответствие замыслу; обсудить участие каждого ребёнка, взаимоотношения в игре; поощрять творчество, выдумку тех, кто редко проявляет инициативу. [13]

Занятия по конструированию:

Младшая группа: (образец, показ, поощрение, совместная игра, создание игровой ситуации (Пришли матрёшки, давайте угостим их чаем. А где посадим?), наблюдение построек в окружении, предложение темы постройки, обыгрывание постройки.)

Средняя группа: (те же, но меньше образец, объяснение без показа, показ части постройки (фундамент или завершение).

Старшая группа: (образец редко используется; или частичный или образец готовый без его объяснения, наблюдение готовых более сложных зданий (театр, кинотеатр) и процесса постройки; предложение темы; чтение художественной литературы; строительство по рисункам, фотографиям)

Подготовительная группа: (по схемам, образцы не даются, можно использовать показ приёмов (различного способа крепления), сложных конструкций; анализ не всегда положительный, есть и неодобрение, но надо дифференцировать; показ и объяснение детей (можно со старшей группы); совет.

VI.Широко используются природные материалы: песок, вода, снег, камешки, шишки, тростник, ветки и т. д.

Песок содержат в песочницах или ящиках; хорошо, если на ночь закрывают, чтоб не загрязнялся. Дети сооружают горки, дворцы, крепости, тоннели и т. д. Особенно интересно играть в песок на даче у реки (много места). В играх используются игрушки: формочки, совки, вёдра, машины, куклы.

Из снега: младшая группа – дорожки, горки, лесенки в сугробе; старшая группа – крепости, пароходы, мосты; украшают цветными льдинками,

скульптурами. Надо научить делать постройки из снежных кирпичей и комьев; поддерживать инициативу, выдумку.

 Из камешков: выкладывать узоры по данному образцу, сюжету, по условию расположения камешков в узоре. Полезно для развития пространственных ориентировок.

Из шишек, желудей, веток: зверюшек, человечков, леших и т. д. На даче хорошо из веток, тростника делать шалаши и т.д. [14]

Итак, таким образом, материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей. 



Заключение

Согласно утверждениям известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии: Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В. Н. Аванесовой, Э. Г. Пилюгиной, А. В. Запорожец, и других, сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов и действиями с ними является взаимосвязь с другими видами деятельности и принцип последовательности, систематичности, вариативности. В связи с этим сенсомоторное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И.Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций и ручной умелости, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность — сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. 
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

Список литературы

1. Метиева Л.А., Удалова Л.А.  Развитие сенсорной сферы детей. - Просвещение, 2009. -  3с.

2.   Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с

3.  [Электронный ресурс]. М., 2013. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/06/26/kursovaya-rabota-sensomotornoe-razvitie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta  (04.04.2016).

4. Маркова Е Помогите детям увидеть мир многоцветным! // № 12. - С. 30.

5. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

6.  Плеханов А., Морозова О.М. сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35

7. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М. Просвещение, 1986.

8. Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко: [Электронный ресурс]. Т., 2015. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2358764/ (04.04.2016).

9.  Лиштван В. Значение конструирования из строительного материала в детском саду, 2015. -  8с.

10. [Электронный ресурс]. Ф., 2012. URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26785-harakteristika-stroitelno-konstruktivnyh-igr.html (10.04.2016).

11.  [Электронный ресурс]. И., 2013. URL: http://ilyinix.ucoz.ru/publ/2-1-0-17 (23.04.2016)

12. Фребель Л.  Строительная игра, 2015. – 10с.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Кулико

14. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом / З.В. Лиштван. – М.: Просвещение, 1971.ва. – М.: Академия, 2000.

15. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом / З.В. Лиштван. – М.: Просвещение, 1971.

Приложения №1

Строительно-конструктивные игры

1. «Деревня»

Группа: младшая

Цель: развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Материал: наборы настольного деревянного конструктора – по 1 на каждого ребенка; матрешки; мелкие игрушки домашних животных; дополнительные атрибуты (деревья, клумбы, полянки, грядки и др.).

Ход: К нам приехали матрешки, можем ли мы о них позаботиться? Что ты хотел бы построить? Какой дом ты хочешь построить? Из чего ты будешь строить? Захочет матрешка жить в доме, который ты построишь? Какой у тебя будет домик? - сколько домов мы построили? (много!)

- целая деревня получилась! Дома около дорожки стоят. По дорожке ходить удобно в гости. А если матрешка захочет пойти на речку купаться? Речка нужна! А через речку как перейти? Мост нужен! Через мостик пойдет матрешка за ягодами куда? Лес нужен! Построим в следующий раз.

2. «Дом»

Группа: средняя

Цель:  научить детей делать постройки из строй. материала; научить делиться игрушками

Материал: две игрушки (не из группы, чтобы детям было интереснее), строй. материал (кубики, прямоугольники и т.п.), фотографии того, как выглядит будка, а как скворечник.

Ход игры: – Сегодня к вам в гости пришли Ворона Кара и Собака Жучка, давайте с ними поздороваемся. На улице почти заканчивается осень, и наступает зима.И на улице становится прохладно, а у наших друзей нет дома.

 

Приложение №2

Поэтому давайте, чтобы они не замерзли, построим им дома. (Давайте). Как называется дома, в котором живет собака? (будка), а в котором ворона? (скворечник). Правильно (показ картинок), а вы когда-нибудь видели скворечник и будку? Если да, то где? А теперь давайте построим дома нашим новым друзьям.

3. «Ферма»

Группа: старшая

Цель: Учить самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки и выполнять постройку по образцу воспитателя.

Материал: Настольный строительный материал (бруски, кубы, арки), набор игрушек «Ферма».

Ход игры: Воспитатель дает детям набор игрушек «Ферма» и предлагает поиграть. Обращает внимание на то, что животным нужно обустроить безопасное место, чтобы они не разбежались, и никто не нанес им вред

4. «Строим дом»

Группа: подготовительная

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники

Материал:  крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»

Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста через подвижные игры

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойс...

Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...

Дидактическая игра как средство развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-в...