Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста через подвижные игры
статья по физкультуре

Пальцева Наталья Геннадьевна

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.Конечно, пространственные представления значительно успешнее  усваиваются детьми через игру. Именно игра даёт возможность без лишней нагрузки  приобретать  новые знания, навыки и умения. В процессе игровой деятельности ребенок запоминает большой объем информации с большим удовольствием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennoe_orientirovanie.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Поэтому я считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве. Конечно, пространственные представления значительно успешнее  усваиваются детьми через игру. Именно игра даёт возможность без лишней нагрузки  приобретать  новые знания, навыки и умения. В процессе игровой деятельности ребенок запоминает большой объем информации с большим удовольствием. Развиваются все познавательные сферы ребенка – воображение, мышление, память, представление.  Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.  Все игры и игровые упражнения по развитию у дошкольников пространственных представлений организую по следующим разделам.

1. Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела»

 Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). Она формируется еще в младшем возрасте, но представляется  необходимым включать ее в игровые упражнения и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего дошкольного возраста путают правую и левую стороны. Кроме того, дети должны накопить достаточный и разнообразный практический опыт действий  правой и левой рукой.

С детьми младшего дошкольного возраста я провожу такие игры и  игровые упражнения:

- Игра – танец «Буги, буги» Цель: закрепить знания правой и левой стороны тела.

-Игра «Обезьянки». Цель: закрепить связь между названием руки и характером действий, специфичных для каждой из них (что делает ребенок правой рукой и левой). Закрепить умение сопоставлять обе руки по названию и характеру действий.

-Игровое упражнение «Будь внимательным». Цель: упражнять в умении называть и показывать части лица и тела, дифференцировать действия  детей, способствовать накоплению двигательного опыта.

С детьми старшего дошкольного возраста продолжаю закреплять пространственное ориентирование «на себя» такими  играми и игровыми упражнениями:

-Игровое упражнение «Роботы» Цель: Совершенствовать умение различать правую и левую стороны своего тела.

-Игровое упражнение «Путаница» Цель: упражнять в умении согласованно выполнять по команде, одновременно двумя руками  или ногами, но разные движения.

2. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте.                                                                                                                                                                                    

Основное же внимание в старшем дошкольном возрасте я  уделяю ориентировке «от себя». Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя». 

-Игровое упражнение  «Встань за товарищем» Цель: упражнять в умении по команде находить правильное положение относительно другого ребёнка (сзади, впереди, слева, справа).

-Игровое упражнение «Чьё звено быстрее соберётся» Цель: упражнять в умении ориентироваться относительно предметов.

-Игровое упражнение  «Сколько шагов?» Цель: развивать у детей глазомер, определяя «на глаз» сколько шагов от них до каких либо предметов.

 3.Ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»).

 Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка  на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направлениями «направо — налево».

-Игровое упражнение «Угадай, кто за кем». Цель: уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».

- Игровое упражнение «Найди и промолчи». Цель: совершенствовать умение находить предметы по схеме.

4. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.

Особое внимание я обращаю  на освоение пространственного словаря, т.к. словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях. Это первое условие, способствующее установлению полного соответствия между «пространственным образом» и словом, его обозначающим. Вторым условием является необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространственных отношениях. Третье условие  умение  детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «под — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу».  Прием сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений.

-Игра «Запрещённое движение» Цель: упражнять детей  в применении пространственных терминов на практике, умении связывать их с движениями.

 5. Определение пространственной  размещенности предметов относительно друг друга.

Важным условием является необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространственных отношениях. Для этого  я использую игровые упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных

- Игра «Замри» Цель: Упражнять в умении фиксировать положение тела по образцу.

- Игра «Что изменилось?» Цель: способствовать  развитию у детей двигательной  памяти и глазомера.

- Игровое упражнение «Навигаторы» Цель: упражнять детей в умении  находить предметы, руководствуясь указаниями педагога и других детей.

-Игра «Собери не пропусти» Цель: упражнять в нахождении предметов с завязанными глазами, руководствуясь устными указаниями.  

Ожидаемый результат.

Таким образом, я стремлюсь достичь  следующих результатов:

– развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.);

– осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной;

 – хорошей ориентировки в пространстве;

 – способность к пространственно-временной обработке информации умении применять её на практике, что позволит легко ориентироваться в повседневной жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"

Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...

ПРОЕКТ «Развитие интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры». «Мы любим играть»

Анализ практики показывает, что дошкольные учреждения.   к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движени...

Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...

Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...

«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры и физические упражнения»

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, б...

Подвижные игры как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Материал будет интересен для педагогов дошкольного учреждения, родителей.     В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, н...