Главные вкладки

    Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
    консультация на тему

    Родительское собрание "Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Игры на развитие пространственных представлений»

    Уважаемые родители! Представляю вам тему «Игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста». Вопросы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста освещали многие педагоги – теоретики. Исследования Л.А. Венгера и Т.Д. Рихтермана показали что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность, возникают трудности при овладении чтением и счетом.

    Столяр А.А. определяет, что термин «пространственное представление» включает знания о форме, положении, величине объекта, т.е. о пространственных связях и отношениях. В понятие пространственная ориентация входит  оценка  расстояний,  размеров, формы, взаимного  положения  предметов  и  их  положения  относительно  тела ориентирующегося.

    Для того, чтобы познакомить вас с играми на развитие пространственных представлений приглашаю вас в Королевство «Математика», в город «Пространтсво», где дороги – называются ориентированием, а улицы – это виды ориентирования.

    Сейчас мы находимся на улице «Мое тело» - это первый вид ориентирования, с которым знакомят дошкольников. Здесь знакомят детей с правой и левой стороной своего тела, что на теле у ребенка находится вверху, а что внизу. Игра «Дотронься до…»

     Для закрепления можно использовать игру «Замри» с речевым сопровождением.  

    Следующая улица нашего города – «Предлоги». Для знакомства детей с предлогами  используем книжки – панорамы, в которых есть подвижные части и можно наглядно детям показать значение предлогов. Можно самим выполнить пособия на понимание и употребление предлогов. А также использовать уже готовые, фабричные игры, например игра «Домик».

     Сейчас мы находимся на улице «Ориентировка на листе бумаги». Здесь могут быть использованы различные задания на размещение маленьких игрушек или предметов, орнаментов  на листе. Используются термины «слева», «справа», «вверху», «внизу», «посередине». А также можно включать в работу простейшие лабиринты.  

    Давайте с вами поиграем. По словесным инструкциям нарисуйте геометрические фигуры. Круг – посередине листа, квадрат – справа, треугольник – слева, ромб – сверху, трапецию – снизу, овал в левом верхнем углу, прямоугольник – в правом нижнем углу.

    Есть еще одна улица – это улица «Макропространство».  Здесь учат детей передвигаться или располагать предметы в пространстве с точкой отсчета «от себя». Например, используют такие задания «Поставь игрушку на полу справа, слева» или «Поставь игрушку на стол, под стол», «Сделай 2 шага направо налево, назад, вперед».

    Мы познакомились с нашим городом. У каждого человека есть свой дом, я предлагаю вам «адреса», найдите вам свой дом в этом городе.

    Для обучения ориентировкам в пространстве важно сформировать у детей начальные навыки логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение, умственные действия, выступающие в виде схематизированных образов. Но чтобы у ребенка сформировалась такая форма мышления, нужно систематически, целенаправленно знакомить их с графиками, схемами, моделями. Для этого в программу включены игры Никитина, палочки Кюизенера, графические диктанты.

    Кубики «Сложи узор». Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

    Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

    В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

    Игра в «Кубики для всех» учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж. Фигурки игры «Кубики для всех» обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели.

    Палочки Кюизенера учат детей устанавливать логические связи и закономерности, развивают умения ориентироваться на плоскости, развивают память, мышление, творческие способности, способности к конструированию и моделированию.

    Графический диктант

     – Нарисуйте 1 клеточку вправо, 1 – вниз, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 2 – вправо, 8 – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 3 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 4 – вверх.

    Уважаемые родители, игр на развитие пространственных представлений очень, я познакомила вас с некоторыми играми из них и разработала памятку на память о нашей встрече.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"

    Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....

    Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

    Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре их формирования является восприятие малышом собстве...

    Семинар-практикум - "Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста".

    Пространственные представления - это деятельность включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещене предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружаю...

    Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

    Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве и протекает медленно в процессе длительных наблюдений, накопления...

    Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста через подвижные игры

    Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойс...

    Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

    Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...