Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР".
    консультация на тему

    Щеколдина Татьяна Сергеевна

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР.

    Количество детей с ОНР увеличивается с каждым годом, поэтому проблема развития пространственных представлений у детей с речевой патологией крайне актуальна.

    Пространственное ориентирование – это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. В дошкольном возрасте важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы. Ведь несформированность у детей   пространственных представлений  создаёт значительные сложности в  ориентации в пространстве, что в дальнейшем приводит к нарушениям письма и чтения.

    У детей с тяжелой речевой патологией возникают трудности в определении сторон пространства, особенно правой и левой; наблюдается непонимание пространственных отношений между предметами, отмечается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа. Эти сложности проявляются не только на занятиях по развитию речи и математике, но и в рисовании и конструировании.

    Преодолению пространственных нарушений способствуют коррекционно-развивающие игры. При кажущейся простоте они наполнены дидактическим смыслом, побуждают детей к направленным пространственно-ориентировочным действиям, ведь при освоении пространства ребенок должен все пощупать, прочувствовать своим телом, руками.

    Работа по формированию зрительно-пространственных представлений проводится поэтапно.

    1. Развитие тактильных и кинестетических процессов.

    На этом этапе необходимо научить детей находить и называть различные части тела; повторять за взрослым различные позы рук и тела; учить детей на ощупь узнавать предметы с различной фактурой поверхности и разной формы.

    1. Формирование представлений о «схеме собственного тела».

    На этом этапе дети учатся понимать расположение частей своего тела по категориям выше-ниже, спереди-сзади, справа-слева.

    1. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

    На этом этапе дети учатся располагать предметы по отношению к  своему телу; знакомятся со схемой тела человека, стоящего напротив; учатся правильно располагать предметы в пространстве относительно друг друга.

    1. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

    На этом этапе дошкольники  учатся ориентироваться на листе бумаги  

    ( находят стороны и углы листа бумаги, располагают фигуры и предметы на листе по отношению друг к другу, выполняют передвижения фигур в пространстве листа по заданию.)

    1. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

    На этом этапе дети учатся понимать и правильно употреблять слова и конструкции, передающие пространственные отношения (работа с предлогами и предложно-падежными конструкциями).

    В рамках каждого этапа педагог подбирает различные упражнения и проводит их в интересной для детей игровой форме. Систематическая и поэтапная работа позволяет детям научиться ориентироваться в «схеме собственного тела», определять расположение  предметов в пространстве, словесно обозначать пространственные отношения.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация:"Развитие оптико - пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

    Цель: Своевременное развитие оптико – пространственных представлений и графо – моторных навыков...

    Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

    В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

    Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

    Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

    "Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР"

    Статья рассказывает о том, у ребёнка с ОНР есть нарушения других психических процессов, а, именно: задерживается формирование элементарных постранственных представлений....

    Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

    Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размер...

    Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»....