Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»

Цель мастер-класса:

Активизировать интерес к экспериментированию с элементами конструирования.

Развивать представления о свойствах материалов для конструирования. Совершенствовать умение создавать целостные и гармоничные конструкции путём пространственного расположения отдельных частей и элементов.

Учить совместному экспериментированию и конструированию,  развивать умения планировать этапы, распределять обязанности, согласовывать действия, оценивать результат работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г.Тайшета

Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»

Выполнила: воспитатель

Сергиевич Наталья

Дмитриевна

г.Тайшет

Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»

Цель мастер-класса:

Активизировать интерес к экспериментированию с элементами конструирования.

Развивать представления о свойствах материалов для конструирования. Совершенствовать умение создавать целостные и гармоничные конструкции путём пространственного расположения отдельных частей и элементов.

Учить совместному экспериментированию и конструированию,  развивать умения планировать этапы, распределять обязанности, согласовывать действия, оценивать результат работы.

Материал и оборудование: стол, набор кубиков Поликарпова, машинка.


Ход мастер - класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на мастер-классе я представляю тему  «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова.

Теоретическая часть.

Все мы понимаем важность экспериментальной деятельности детей, особенно в дошкольном возрасте. Опытно-экспериментальная деятельность является одним из средств интеллектуального развития дошкольников, на что в свою очередь направлено содержание образовательной области «познание».

Организовывая работу по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова, я обратилась к программе нашего детского сада, а конкретно к задачам раздела «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности».

В нашем саду всего две группы, это младшая разновозрастная (дети с 3 до 5) и старшая разновозрастная (дети с 5 до 7).  

Предложив кубики Поликарпова детям младшей разновозрастной группы, я увидела, что дети сначала просто пытались рассмотреть каждый кубик, собрать возле себя как можно больше кубиков. Кубики привлекли внимание детей своим размером и формой. Не зная, что делать с кубиками, дети просто ставили их друг на друга, пока те не начинали падать.   Дети трех лет, в силу своего возраста, главным образом отличали кубики только по цвету, дети же средней группы называли некоторые формы (кубик, кирпичик). Я предложила детям взять машинки, и малыши решили строить дорогу. Экспериментальным путем они выяснили, какие машины могут проехать по построенной дороге, а какие нет. В другой раз предложила детям набор животных – решили построить зоопарк. Не имея больших знаний и умений в области конструирования, дети добивались результата экспериментируя. В основном строительством занимались дети средней группы, а малыши обыгрывали постройку. Экспериментируя с кубиками, дети легко определяют, высоту построек (одна башня высокая, другая низкая), находят одинаковые кубики (причем не только по цвету, но и по форме). По заданию воспитателя дети также могут сравнить длину постройки (короткий поезд – длинный поезд).

Детям старшей разновозрастной группы также были предложены кубики Поликарпова. Дети данного возраста уже по-другому отнеслись к данному новшеству. У них сразу родилось несколько идей, которые было решено воплотить в жизнь. Но выяснилось, что все сразу построить не удастся, т.к. кубиков хоть и много но недостаточно для всех задумок. Стали размышлять и выбирать, что все-таки строить. Здесь пригодились карточки, на которые вначале никто не обратил внимание. Выбрав постройку, дети опять столкнулись с проблемой – с чего начать? Экспериментируя со строительным материалом, обращаясь к воспитателю, постройка была готова. В последующие дни, дети чаще строили по замыслу, но учитывали предыдущий опыт. Исследуя материал, дети выяснили, какие из данных кубиков более устойчивы, из каких лучше строить башни, и из каких стены, из каких забор, а какие взять для украшения постройки и т.д. Дети старшего возраста могут заранее запланировать постройку и отобрать для нее строительный материал. Во время работы некоторые детали могут быть заменены, так как выяснилась их неэффективность (не подошла высота, размер, форма).

Практика показывает, что экспериментируя с кубиками, дети постоянно совершают операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации, а затем воспроизводят в речи все увиденное, делают выводы.

Практическая часть.

 А сейчас я хотела бы посмотреть, как вы умеете экспериментировать. Я приглашаю к себе двух человек. Присаживайтесь, представьте, что вы дети старшего возраста.

Перед вами на столе стоит конструкция горки. Давайте ее рассмотрим:

- Из каких частей горка состоит?

- Что является здесь основной частью?

- К какой части пристраиваются другие?

- От какой части зависит высота горки?

- Какие детали кубиков нам пригодятся для строительства горки?

Теперь попробуем скатить с нее машинку. Как она движется? (быстро или медленно?)

А теперь задание для вас: один человек строит горку выше моей, а второй ниже.

- Горки готовы, давайте скатим с них машинки. С какой горки машинка проехала быстрее? С какой медленнее? Какой мы можем сделать вывод? - Чем выше горка, тем больше скорость машинки. Чем ниже горка, тем скорость меньше.

На данном примере мы увидели, что дети с помощью эксперимента решили для себя несколько задач: они проанализировали готовую постройку, отобрали материал для своей постройки, сравнили полученные постройки, провели опыт (эксперимент) с машинкой и сделали вывод.

     Итак, мы с вами тоже можем сделать вывод: детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как современная форма организации работы с родителями.

Воспитательно-образовательная работа дает положительный результат только в том случае, если педагоги и родители, имея общую цель, будут действовать согласованно. На практике же бывает очень сложно эфф...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»....

Мастер-класс: «Как привлечь родителей к работе в детском саду» Воспитатель: Чехунова А.Н.

Рекомендации для воспитателей, как привлечь родителей воспитанников к совместной работе в детском саду...

Мастер-класс: «Как привлечь родителей к работе в детском саду» Воспитатель: Чехунова А.Н.

Мастер-класс "Как привлечь родителей к работе в детском саду"...