Методическая разработка совместной деятельности «Игрушки наших прабабушек» (для детей старшей группы)
методическая разработка (старшая группа)

Самыко Ирина Александровна

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы "Игрушки наших  прабабушек".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида  Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы

Тема: «Игрушки наших прабабушек»

Составила: Самыко И. А.

2021

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: приобщение к истокам духовной культуры русского народа и формирование представлений о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы - мотанки.

Задачи:

  • Познакомить детей с простой куклой - мотанкой.
  • Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу по предложенному алгоритму.
  • Развивать моторику рук при скручивании ткани, творческие способности и воображение в процессе изготовления тряпичной куклы.
  • Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Предварительная работа: Беседа о истории создания игрушек, рассматривание альбома с предметами народно - прикладного творчества разных народов, знакомство с игрушками древности.

Материалы: презентация «История игрушек», квадратный лоскут ткани для туловища из хлопчатобумажной или льняной ткани, размером 10×10см, треугольник из яркой ткани для косынки, ткань для юбки 20×5см, лоскут для фартука 5×2см, тесьма, нитки, ножницы, готовые куклы для демонстрации, изготовленные педагогом, выставка современных кукол.

Организационный момент

     Утренний круг

           Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Мячик ты передавай,

Утра доброго желай.

Воспитатель предлагает детям посетить выставку современных кукол.

Воспитатель: посмотрите, ребята, мы находимся на выставке современных игрушек , это куклы, машины, погремушки и другие яркие игрушки, в которые вы играете каждый день, и дома, и в детском саду. Рассмотрите внимательно, экспонаты выставки, какие они?

Дети: разные, красивые. У кукол яркие наряды, они нам нравятся…

Воспитатель: из каких материалов сделаны игрушки и куклы?

Дети: говорят из каких материалов сделаны экспонаты (пластиковые, фарфоровые, резиновые, текстильные).

Воспитатель: молодцы ребята, а вы знаете, что в игрушки и куклы играли все поколения детей. Ваши прабабушки тоже любили играть игрушками и куклами. Только игрушки наших прабабушек были совсем другими. Хотите я вам расскажу о них?

Дети: да (некоторые дети могут рассказать об игрушках, которые они видели у бабушек, необходимо выслушать рассказ).

Показ презентации «История игрушек». (8 слайдов)

Воспитатель: вот так игрушка пришла к нам, такой большой путь она проделала через многие тысячелетия.

(Воспитатель обращает внимание детей на коробку, которую раньше дети не видели, подводит детей коробке, оставленной в группе на видном месте)

Воспитатель: Ребята, смотрите, на столе кто – то забыл коробку, как вы думаете, что же там?

Дети: игрушки, сладости, угощение, раскраски и другое.

Воспитатель: А коробка – то необычная.

Воспитатель открывает коробку и достаёт разные тряпичные куклы

Поисковый этап

Воспитатель: смотрите, ребята, в старину на Руси играли тряпичными куклами, которые делали наши предки своими руками. Посмотрите из чего сделаны эти куклы?

(Предложить детям потрогать и хорошо рассмотреть кукол).

Дети: Эти куклы сделаны из лоскутков ткани и ниток.

Воспитатель: ребята, а хотите, я расскажу вам об этих куклах. Это не простые куклы, а обрядовые куклы - обереги.

Оберег – от слова «оберегать». Вот одна из таких кукол – Куватка. Её делали перед рождением ребёнка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки и защищали новорожденных и служили их первыми игрушками. А вот куклы Неразлучники, у них как у Куватки тоже прямые ручки. Интересна история этой куклы. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была символом крепкой семьи. Удивительны эти куклы еще и тем, что делаются они без использования иголки.

Ещё одна куколка Крупеничка или Зерновушка. В деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года.

Воспитатель: Ребята вам понравились эти куклы? А хотели бы сами сделать таких?

Дети: Да

Воспитатель: сегодня я научу вас делать куклу - Мотанку . Но перед работой нам нужно размять пальчики.

  Пальчиковая гимнастика «Тряпичные куклы».

С нами ты уже знаком-                                  руки согнуты в локтях перед собой, ладони вверх; сжимание и разжимание кулачков, растопырив пальцы.

Мы из ярких лоскутков:                                хлопки ладонями с усилием.

Людям помогаем                                               похлопывание ладонями по груди.

И обрегаем.                                                                           обнимают себя обеими руками.

Кукла Куватка, кукла Кубышка,

Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка.                     Загибают поочерёдно пальцы на левой       руке  пальцами правой руки.

Кукол в корзинку мы соберём                               ладони соединены, раскрыты «корытцем».

И на полку в музей отнесём.                                        Ладони         соединены, раскрыты вверх.

( автор Людмила Тараканова)

Практический этап

(Педагог подробно показывает и рассказывает, все этапы изготовления куклы. Дети самостоятельно с помощью воспитателя повторяют этапы изготовления куклы с опорой на схему.)

Воспитатель: ребята, покажите друг другу кукол, которых вы изготовили.

Какие куклы вам понравились и почему?

Рефлексия:

– В какие игрушки играли наши прабабушки?

– О каких игрушках и куклах вы сегодня узнали?

– Какую куколку мы изготовили вместе?

– Кому бы вы хотели подарить такую куколку? Куклы выставляются для показа родителям и вечером дети могут забрать их домой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга. История игрушки Выполнила: Самыко Ирина Александровна

Слайд 2

История игрушки

Слайд 3

В давние времена игрушки изготавливались из разных материалов – камня, глины, дерева глины, соломы, гипса, меха, дерева или кости и были не такие яркие как в наше время.

Слайд 4

Из дерева делали деревянные игрушки - дергунчики , которые существуют и в наше время.

Слайд 5

Самая старинная из всех игрушек – это кукла

Слайд 6

Матрешка - э то деревянная расписная кукла, внутри которой находятся точно т акие же куклы, только меньших размеров.

Слайд 7

И в наше время делают игрушки своими руками

Слайд 8

Вот в такие игрушки играли ваши папы и мамы.

Слайд 9

Такие игрушки можно сейчас купить в магазине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности инструктора физической культуры и детей «Снежная сказка».

Физкультруный досуг по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева" для подготовительной и старшей групп....

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми во II младшей группе на тему « Моя Семья»

Дан конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе на тему "Моя семья". Выделена интеграция образовательных областей. Определены задачи педагога. ...

Методическая разработка проектной деятельности «Мастера и подмастерья» для детей старшего дошкольного возраста

знакомство детей с декоративно – прикладным искусством посредством изготовления сувениров из подручных материалов....

Методическая разработка совместного со взрослыми физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста, посвященного празднованию Дня защитника Отечества, «Учения защитников»

Методическая разработка совместного со взрослыми физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста,посвященного празднованию Дня защитника Отечества, «Учения защи...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми «Удивительный космос» для подготовительной группы.

Данная методическая разработка позволит интересно и в игровой форме:закрепить представления детей о космосе, о нашей планете, как части Солнечной системы и целой Вселенной;показать детям уникальность ...

Методическая разработка совместного со взрослыми физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста, посвященного празднованию Дня защитника Отечества, «Учения защитников»

Методическая  разработка совместного со взрослыми физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста, посвященного празднованию Дня защитника Отечества,«Учения защитников&ra...

Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Цель: развитие умения составлять повествовательный рассказ по содержанию картины. Образовательные задачи:Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное...