Конструирование, как средство развития детей раннего возраста.
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Камбарова Малика Гуламовна

Конструирование, как средство развития детей раннего возраста.

         Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интересных видов продуктивной деятельности для дошкольников.  Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию  познавательного интереса

         Именно в раннем детство актуальны игры со строительным материалом. Потому как конструирование в раннем возрасте является основой общего развития ребенка. Ведь именно ранний возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

         Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей. У ребёнка развиваются познавательные и практические действия.

         Особенностями конструктивной деятельности детей раннего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, практичности. Для реализации названных принципов необходимо использовать яркий и привлекательный материал, дидактические игры, методически грамотно построенная конструктивная деятельность, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

        Всё выше перечисленное делает игровую деятельность занимательным,  увлекательным, что немаловажно для детей раннего возраста.

        В раннем возрасте у детей активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способности.

        Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта.

        Значение конструктивно-модельной деятельности в развитии детей раннего возраста: формируется познавательный интерес, активизируется физическое развитие, активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится зрительное восприятие), развивается практическое экспериментирование, формируется потребность в общении, развивается активная речь, расширяется словарный запас, развиваются внимание, память, развивается обобщение, появляется самостоятельность, инициативность, аккуратность, бережливость.
        Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

        Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Игры — занятия со строительным материалом (настольным, напольным)

        Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой—с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).
Конструктивно-модельная деятельность от 2 до 3 лет

        В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место.

        Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
        В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

        Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. В образовательной деятельности конструктивно- модельная деятельность проводится как часть какого-либо интегрированного занятия.

         Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать ребёнка этим видом деятельности. Например: «Построим дорожку для машины» или «Построим мебель для куклы» (стул, стол, диван).

         Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр), понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному указанию взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: накладывать, прикладывать, приставлять, снять, поставить, убрать, разобрать.

         Рекомендации по ознакомлению детей с конструктором:

         Поставив перед ребёнком набор для строительных игр, берите по одной детали конструктора. Предложите ребенку потрогать деталь на ощупь, рассмотреть, назвать.

         Чтобы ребёнок усвоил название деталей набора, используйте «опредмечивание»- любая геометрическая фигура строительного материала похожа на какой-то известный предмет (призма – крыша, цилиндр - столбик и т.д.).

Сначала нужно познакомить ребёнка с постройками из одинаковых геометрических форм: кубиков или кирпичиков:

  • Башенки из кубиков (из кубиков)
  • Узкая и широкая дорожки (из кирпичиков)
  • Заборчик (из кирпичиков)
  • Ворота (из кирпичиков)
  • Самолёт (положить два кирпичика крест – накрест)
  • Поезд (из кирпичиков).

Используем и обыгрываем постройку с игрушками. Например: «Посадим киску, собачку и петушка в вагончики».

Лесенка (из кубиков)

         Следующий этап конструирования, когда можно перейти к комбинированию двух или трёх знакомых деталей конструктора(кубик и кирпичик, кубик и призма, цилиндр, кубик и кирпичик):

  • Машина (кубик и кирпичик)
  • Дом с крышей (кубик и призма)
  • Горка (кубик и призма)
  • Стул и стол (кубик и кирпичик)
  • Мостик, скамеечка (кубик и кирпичик)
  • Паровоз (кирпичик, кубик, цилиндр)

         Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение малыша конструированию. К двум годам дети могут сооружать простые постройки из одного или двух разных деталей. К трём годам сооружения приобретают более интересный и сложный характер. Дети могут построить сооружения из 3-х и 4-х разных деталей: “Мебель для куколки” (стол, стул, диван, “Башня с забором и воротами для петушка”, “Дорога и мостик”. Не стоит спешить, если ребёнок еще не усвоил принципы постройки сооружений из 2-х или 3-х разных деталей.

         Очень важно для обыгрывания построек использовать игрушки (маленькие куколки, животные, машинки, деревья). Это способствует развитию и совершенствованию сюжетно - отобразительной игры, и вызывает у детей массу положительных эмоций.

         После игры с конструктором предложите ребёнку сложить детали обратно в коробку, выбирая сначала только кубики, затем кирпичики и так далее.

         Важно стимулировать ребенка к играм с конструктором, проявлять интерес и сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, нужно исключить замечания и осуждения.

 

Литература:

Литвинова О.Э. «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста», ФГОС. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2016г. – 160с.

Литвинова О.Э. «Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста», ФГОС. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2015г. – 256с.

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Методическое пособие под редакцией Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.:ил. (Развивающие занятия с дошкольниками)»

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-синтез, 2006.

Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1981.

Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 3-е, доп. М., Просвещение, 1971.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование, как средство развития детей раннего возраста.

        Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интересных видов продуктивной деятельности для дошкольников.  Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию  познавательного интереса

        Именно в раннем детство актуальны игры со строительным материалом. Потому как конструирование в раннем возрасте является основой общего развития ребенка. Ведь именно ранний возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

        Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей. У ребёнка развиваются познавательные и практические действия.

        Особенностями конструктивной деятельности детей раннего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, практичности. Для реализации названных принципов необходимо использовать яркий и привлекательный материал, дидактические игры, методически грамотно построенная конструктивная деятельность, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

        Всё выше перечисленное делает игровую деятельность занимательным,  увлекательным, что немаловажно для детей раннего возраста.

        В раннем возрасте у детей активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способности.

        Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта.

        Значение конструктивно-модельной деятельности в развитии детей раннего возраста: формируется познавательный интерес, активизируется физическое развитие, активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится зрительное восприятие), развивается практическое экспериментирование, формируется потребность в общении, развивается активная речь, расширяется словарный запас, развиваются внимание, память, развивается обобщение, появляется самостоятельность, инициативность, аккуратность, бережливость.
        Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

        Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Игры — занятия со строительным материалом (настольным, напольным)

        Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой—с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).
Конструктивно-модельная деятельность от 2 до 3 лет

        В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место.

        Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
        В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

        Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. В образовательной деятельности конструктивно- модельная деятельность проводится как часть какого-либо интегрированного занятия.

        Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать ребёнка этим видом деятельности. Например: «Построим дорожку для машины» или «Построим мебель для куклы» (стул, стол, диван).

        Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр), понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному указанию взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: накладывать, прикладывать, приставлять, снять, поставить, убрать, разобрать.

        Рекомендации по ознакомлению детей с конструктором:

        Поставив перед ребёнком набор для строительных игр, берите по одной детали конструктора. Предложите ребенку потрогать деталь на ощупь, рассмотреть, назвать.

        Чтобы ребёнок усвоил название деталей набора, используйте «опредмечивание»- любая геометрическая фигура строительного материала похожа на какой-то известный предмет (призма – крыша, цилиндр - столбик и т.д.).

Сначала нужно познакомить ребёнка с постройками из одинаковых геометрических форм: кубиков или кирпичиков:

  • Башенки из кубиков (из кубиков)
  • Узкая и широкая дорожки (из кирпичиков)
  • Заборчик (из кирпичиков)
  • Ворота (из кирпичиков)
  • Самолёт (положить два кирпичика крест – накрест)
  • Поезд (из кирпичиков).

Используем и обыгрываем постройку с игрушками. Например: «Посадим киску, собачку и петушка в вагончики».

Лесенка (из кубиков)

        Следующий этап конструирования, когда можно перейти к комбинированию двух или трёх знакомых деталей конструктора(кубик и кирпичик, кубик и призма, цилиндр, кубик и кирпичик):

  • Машина (кубик и кирпичик)
  • Дом с крышей (кубик и призма)
  • Горка (кубик и призма)
  • Стул и стол (кубик и кирпичик)
  • Мостик, скамеечка (кубик и кирпичик)
  • Паровоз (кирпичик, кубик, цилиндр)

        Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение малыша конструированию. К двум годам дети могут сооружать простые постройки из одного или двух разных деталей. К трём годам сооружения приобретают более интересный и сложный характер. Дети могут построить сооружения из 3-х и 4-х разных деталей: “Мебель для куколки” (стол, стул, диван, “Башня с забором и воротами для петушка”, “Дорога и мостик”. Не стоит спешить, если ребёнок еще не усвоил принципы постройки сооружений из 2-х или 3-х разных деталей.

        Очень важно для обыгрывания построек использовать игрушки (маленькие куколки, животные, машинки, деревья). Это способствует развитию и совершенствованию сюжетно - отобразительной игры, и вызывает у детей массу положительных эмоций.

        После игры с конструктором предложите ребёнку сложить детали обратно в коробку, выбирая сначала только кубики, затем кирпичики и так далее.

        Важно стимулировать ребенка к играм с конструктором, проявлять интерес и сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, нужно исключить замечания и осуждения.

Литература:

Литвинова О.Э. «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста», ФГОС. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2016г. – 160с.

Литвинова О.Э. «Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста», ФГОС. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2015г. – 256с.

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Методическое пособие под редакцией Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.:ил. (Развивающие занятия с дошкольниками)»

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-синтез, 2006.

Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1981.

Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 3-е, доп. М., Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование как средство развития детей раннего возраста.

Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов....

Педагогический проект по теме самообразования «Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста»

                             ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Лего конструирование как средство развития ребенка раннего во...

Фотоотчет по теме самообразования «Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста»

Фотоотчет по теме самообразования «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Конструирование, как средство развития детей раннего возраста.

Конспект занятия по конструированию в группе раннего возраста на тему: «Теремок» Цель: Формирование у воспитанников умения сооружать элементарные  постройки.Задачи:Образоват...

Конструирование как средство развития детей раннего возраста.

Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.Конструирование, как строительные иг...

ЛЕГО-конструирование как средство развития детей дошкольного возраста

LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра ...

ЛЕГО-конструирование как средство развития детей младшего возраста

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет длясовершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильныхкачеств...