Мастер-класс для воспитателей "Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста"
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Медведева Маргарита Юрьевна
Материал для воспитателей "Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста" (теоритическая и пратическая часть)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Мастер-класс для воспитателей

 "Развивающие игры с конструктором Лего

для детей дошкольного возраста"

Составила:

 Медведева М. Ю.,

педагог дополнительного образования

Тамбов, 2022 г.

Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в решении задач по ОО. Формирование умений воспитателей использовать лего-конструктор в образовательном процессе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я познакомлю вас с возможностями лего-конструирования в решении задач по всем образовательным областям. И подскажу, как можно использовать лего-конструктор в образовательном процессе.

Что любят больше всего делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

И сегодня мы решили подробнее остановиться на играх с Лего конструктором.

Ребёнок – прирождённый, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Актуальность Лего - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

-Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей;

-Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Компания была основана в 1932 году, создателем компании был датчанин Оле Кирк Кристиансен. Первоначально компания выпускала стремянки, гладильные доски и деревянные игрушки. Слово «LEGO», позже ставшее названием компании, появилось в 1934 году, от выражения «leg godt» — «увлекательная игра». Первоначальное название изделия было «Автоматически соединяющиеся кирпичики» (Automatic Binding Bricks).

Начиная с момента своего появления в 1949 году, элементы LEGO, во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, например, элементы созданные в 1963 году, по-прежнему стыкуются с элементами, выпущенными в 2010, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы. Наборы LEGO для маленьких детей совместимы с наборами для подростков.

Здесь же, в Дании, на полуострове Ютландия, в небольшом городке Биллунд, находится и самый большой Леголенд в мире — город, полностью построенный из конструктора LEGO.

Лего - самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия». Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

Неограниченный потенциал игры.

Подходит для девочек и мальчиков.

Подходит для всех возрастов.

Подходит для любого сезона.

Здоровые и спокойные игры.

Можно долго играть.

Развивает воображение и творческие способности.

Чем больше кирпичиков Лего – тем лучше.        

Качество видно в каждой детали.

Основой наборов является кирпичик LEGO — деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на штырьках. В наборы также могут входить множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса, и т.д.

Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов.

Конструктор Лего можно разделить на два больших класса: классическое мелкое Лего и крупное Лего Дупло.

Лего Дупло предназначено для детей  с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей -  в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки. Многие автомобили в этом наборе разбираются на две части - платформа с колёсами и корпус машины. Во многих наборах есть дверцы, окошки,  заборчики.

Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме того в Лего Дупло много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции, буквам.

Мелкий Лего.

Лего Креатор. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким Лего. В нём много как тематических наборов с всевозможными, домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей.

Лего Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные,  скорая помощь, поезда ит. д.)

Тематические наборы. Лего постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.

Лего Ракерс- это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.

Лего Техник. Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

Лего Ведо. Предназначен для сборки и программирования простых ЛЕГО-моделей, которые подключаются к компьютеру. В состав решения входят электромоторы, датчики движения и наклона.

Лего Миндстромс. Это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования.

Работа с конструктором происходит поэтапно:

  • Знакомство с деталями конструктора, способами их крепления;
  • Работа по образцу постройки, выполненного взрослым (дети учатся анализировать образец и соотносить с ним свои действия);
  • Работа по образцам—схемам на карточках (дети делают анализ образца, изображенного на карточке, подбирают необходимые детали и воспроизводят постройку).

Лучшие способы соединения кубиков

 1.Соединение стопкой

2.Соединение внахлест

3.Ступенчатое соединение

Формы организации обучения

1.Конструирование по образцу

- (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании) Детям дается образец постройки- способы воспроизведения

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность- важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели- Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов.

Модель-задача- не даются способы решения

Постановка таких задач- эффективное средство активизации мышления

Конструирование по модели- усложненная разновидность конструирования по образцу

3.Конструирование по условиям- Образца нет- рисунка(схемы) нет- способов возведения нет- Определяем только условия которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение

В процессе конструирования – формируется умение анализировать

Конструирование по условиям- способствует развитию творческого конструирования

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу- Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.

Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

Самостоятельное строительство по замыслу

  Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее, на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция всех образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», куда входит техническое конструирование, ОО «Художественно-эстетическое развитие», когда мы говорим о творческом конструировании; ОО «Социально – коммуникативное развитие» - конструирование в паре или коллективе; ОО «Развитие речи» - использование конструктора для составления схем; ОО «Физическое развитие» - замещение и конструирование спортивного инвентаря (воротики, мишень).

Ниже приведены некоторые игры с использованием конструктора Лего:

Образовательная область

«Познавательное развитие»

В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве. В НОД познавательного характера ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же».) С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Лего формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.

«Давайте познакомимся»

Цель: познакомиться с детьми.

Оборудование: кирпичик LEGO - «Дупло».

Педагог по очереди дает детям кирпичик и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает и отдает кирпичик обратно.

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO - «Дупло» красного, синего,зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

«Разложи по цвету»

Цель: закреплять названия цветов.

Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см), 4 коробки.

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

«По грибы, по ягоды»

Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепитьцвета

Оборудование: кирпичики LEGO.

В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем. Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас

Объясняем детям условия игры. Пусть, например, зеленые кирпичики- съедобные грибы, красные - мухоморы. Нужно собрать толькосъедобные грибы.

Или желтые кирпичики - грибы, красные - ягоды. Одни деткисобирают грибы, а другие – ягоды.

«Светофор»

Оборудование: конструктор LEGO

Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода черезпроезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.

«На дороге»

Цель: Закреплять представления о правилах дорожного движения;побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их всовместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: конструктор LEGO

Образовательная область

«Речевое развитие»

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

Можно использовать элементы описания игрушки, животного; сюжетов реальных событий быта (принятие гостей, вечерние занятия, выходной день, домашний праздник и др., сюжетов литературных произведений с помощью построек из конструктора.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным. С детьми можно рассказывать знакомые сказки и сочинять свои сказки и истории, конструируя сюжеты из Лего.

«Отрабатываем предлоги»

Цель: отработка предлогов ЗА/НА

Оборудование: кирпичики LEGO

В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлогиЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и сее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какойкирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ -«НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогомЗА.

«Выложи схему слова»

Оборудование: кирпичики LEGO

Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов,состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладыватьсхему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласныетвердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплятьпредставления о понятиях «слово», «звук», «буква».

«Расскажи сказку»

Оборудование: конструктор LEGO

Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлятьсюжетный рассказ в логической последовательности, используя триструктурные части (зачин, развитие действия, концовка); развиватьвоображение и словесное творчество детей.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Лего - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. Лего используется и на музыкальных занятиях.

Конструктивно-модельная деятельность

«Построй длинную (короткую) дорожку!»

Цель: Формировать умение выделять пространственные признакипредметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания.

Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумяспособами: путем мелких деталей на более крупные и путемнадстраивания частей; развивать активную речь за счет использованиеопределений (длинная, короткая, прямая. извилистая).

«Широкая и узкая тропинки»

Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов;

учить сравнивать предметы по ширине; развивать умениеанализировать предметный или графический образец и соотноситьсвои действия с ним.

«Выложи вторую половину узора»

Цель: научить соблюдать симметричность в постройках,выкладывании узора.

Оборудование: конструктор Лего

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны,соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

«Орнамент под диктовку»

Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая деталиопределенным образом под вашу диктовку: «Положи в верхнийправый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т.д.

Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа отнеё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, асправа от синеголежалтолько один красный».

Образовательная область

«Физическое развитие»

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

«Собери кирпичики LEGO»

Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность,быстроту движений.

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на коврекирпичики, ставим коробочки, распределяем, кто какой цвет будетсобирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики.Побеждает тот, кто быстрее соберет.

«Мой дом»

Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность,быстроту движений

Оборудование: кирпичики LEGO

На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичикисоответствующего цвета. Детям в руку даем кирпичик любого цвета, под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестаетзвучать каждый ребенок должен занять свой обруч (того же цвета, что

и кирпичик у него в руке).

«Кто быстрее»

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движений

Оборудование: кирпичики LEGO

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков лего и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красногоцвета, 2х4 – синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одногостола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

В заключении хотелось бы сказать, что Лего – конструирование предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный взрослым успех добавляет уверенности в себе.

Практическая часть.

1. Игры разума.
2. Угадай сказку/фильм, загаданные с помощью деталей Лего.
3. Построй модель «Цветок» по условиям (
Предложить по небольшому одинаковому набору конструктора Лего.(5 кубиков, 5 кирпичиков, 2 пластинки). Попросить построить модель цветка (без образца), не подглядывая друг у друга).
4. Построй модель Гуся-лебедя по чертежу.
5. Построй проект по  собственному замыслу

 Рефлексия.

Что понравилось? Пригодится ли этот материал в вашей работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Районный семинар-практикум для воспитателей Тема-"Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста."

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования...