Конспект занятия по конструированию "Русская Матрешка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Степанова Елена Владимировна

Создание матрешки в технике оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по конструированию « Русская Матрешка»

Цель: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества.

Задачи: продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, с разновидностями Матрешек, их характерными особенностями; формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; развивать интерес детей к народному творчеству, изобразительной деятельности; воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, нам дети с другой группы передали короб. Посмотрите, какой он красивый. А интересно что же в нём лежит?

Ответы детей.

Воспитатель: А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы - ……

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Правильно, матрешки.

Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.

Воспитатель: Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.

Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.

Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы.  Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком.  Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.

Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?

Дети: Другие Матрёшки.

Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.  

Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.

Воспитатель: Мы красавицы матрешки

                        Разноцветные одежки                                                                                                                                                            

                        Раз Матрена, два — Милаша,

                        Мила – три, четыре – Маша,

                        Маргарита это пять,

                        Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?

Дети: Пять Матрёшек.

Воспитатель: А какие Матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.

Воспитатель: Давайте мы с вами создадим своих матрешек.

Для изготовления нам понадобится:

Плотная цветная двусторонняя бумага двух цветов, для формирования сарафана матрешки и рукавов. Для того, чтобы изготовить лицо и платочек, можно взять бумагу других цветов, Клей, Ножницы, Фломастеры (для прорисовывания лица и мелких деталей),Нитки.

Сарафан

Формируем сарафан матрешки и рукава. Для сарафана берем листочек бумаги необходимого размера и складываем его гармошкой, следя, чтобы сгибы были ровными и симметричными друг другу, и находились на равном расстоянии друг от друга. Когда бумага сложена гармошкой, сгибаем ее посередине, и склеиваем соприкасающиеся стороны-края.

Для изготовления ручек-рукавов матрешки берем листочек бумаги меньшего размера, чем для сарафана, и складываем его гармошкой аналогичным способом, но не склеиваем. Когда бумага сложена гармошкой, сгибаем получившуюся многослойную полоску вдвое. Место сгиба фиксируем ниткой. На внутренней стороне сгиба участок расстоянием примерно один сантиметр промазываем клеем, и приклеиваем гармошку-рукава к так называемому сарафану.

Итак, туловище и руки нашей будущей матрешки готовы. Приступаем к изготовлению самой важной части - головы матрешки. Для этого нам нужно на листе плотной цветной бумаги нарисовать два шаблона платочка, как на фото в начале описания этого способа, и вырезать их. Обращаем внимание на то, что задняя часть шаблона платочка вырезается немного по другому. Формируется как бы угол платка, спадающий на спину.

Затем из листа белой плотной бумаги вырезается небольшой овал - это будет лицо. Шаблон лица клеится на один из шаблонов платочка - переднюю часть. Фломастером прорисовываются мелкие детали: брови, глаза, нос, губы, румяные щечки. Затем, при помощи клея, крепим к туловищу-сарафану сначала шаблон с лицом, затем шаблон задней части платочка. Склеиваем края обеих частей. Матрешка-гармошка готова. Если на сгибе клеящихся к туловищу рукавов оставить достаточно длинную нитку, такая матрешка может стать интересным елочным украшением.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники. Ваши расписные Матрёшки высохнут, и мы сделаем выставку работ.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились сегодня с Матрёшкой.

Воспитатель: А что вы узнали нового о Матрёшках?

Ответы детей.

Воспитатель: Что мы с вами рисовали?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие "Мы веселые матрешки"

Занятие по лепке в средней группе...

Конспект занятия. Хоровод русской матрешки

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;Познакомить с семеновской матрешкой;Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную техн...

Конспект занятия" Чудеса с матрешками" . Выполнила: воспитатель Ковальчук Светлана Витальевна

Конспект занятия по формированию математических представлений детей раннего возраста...

Конспект занятия по росписи "Матрешка" для подготовительной группы

Конспект занятия по росписи  "Матрешка" для подготовительной группы...

Конспект занятия по рисованию "Матрешка"

Материал по художественно-эстетическому развитию младших дошкольников...