Проект "Мир оригами"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Алексеева Ольга Станиславовна

Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

Задачи:

1.Познакомить дошкольников с техникой оригами. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве

2. Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образу, заданным условием; пользоваться схемами, пооперационными картами. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать коммуникативные способности.

3.Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу. Приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №201 «Сибирская сказка»

660062,    г. Красноярск , ул.Крупской, 22 «а» т. 247-79-73 e-mail.ru:

dou201@mailkrsk. ru

Проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Мир оригами»

Составила:

воспитатель

Алексеева О.С.

Красноярск 2022

Актуальность.

Дошкольное образование предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В. А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.

 Оригами развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания, концентрацию внимания, стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции, совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности, способствует созданию игровых ситуаций - драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.

Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.

Меня, педагога группы, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной деятельности. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно использовать практически во всех образовательных областях: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка и т. д.

Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

Задачи:

1.Познакомить дошкольников с техникой оригами. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве

2. Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образу, заданным условием; пользоваться схемами, пооперационными картами. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать коммуникативные способности.

3.Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу. Приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Этапы реализации проекта.

1 этап — подготовительный. На подготовительном этапе проводится: мониторинг знаний детей, изучение литературы, сбор и систематизация материала, создание условий для детского творчества, составление тематического планирования.

 2 этап — основной (практический).

На этом этапе происходит организация деятельности детей:

– Знакомство с техникой изготовления оригами.

– Беседы

– Проведение занятий

– Дидактические игры и упражнения

– Подвижные игры

– Изготовление коллективной работы с детьми

– Диагностика детей.

 С родителями:

– Беседы

– Папки-передвижки с подробным описанием изготовление фигуры поэтапно

– Консультации

– Мастер-класс для родителей

Занятия строятся по одному плану: на каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предмете, который складывается.

Подготовка к занятию (установка на работу) Повторение пройденного (повторение названия базовой формы, повторение действий прошлого занятия, повторение правил техники безопасности). Новая тема (загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; сведения о предмете занятия (рассказы, интересные истории и т. п.); показ образцы, рассматривание образца, анализ).

Практическая часть (показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, пооперационной карты); самостоятельное проявление детьми изделия по плану, карте; оформление поделки; анализ работы. Учитывая способности детей, можно разделить детский коллектив на подгруппы, планируя разный объем условия материала на занятиях. Так, дети, успешно осваивают технику складывания, выполняют всю работу, а другие — её часть.

Начиная с первого занятия следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать их внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться, не согнется как надо»; объяснить детям, что работать нужно только на твердой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придется начинать все сначала.

Принципы программы:

1 Принцип наглядности. Предполагает широкое представление наглядного материала, иллюстрации, образцы, схемы.

2 Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3 Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

4 Принцип доступности. Оригами должно нести доступную для детей познавательную информацию.

5 Принцип тематического планирования. Предполагает распределение всего объёма знаний по темам.

6 Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие основные формы общения педагога с детьми.

Методы работы: Наглядные: рассматривание образцов, схем, пооперационных карт. демонстрация иллюстраций по теме занятия, наблюдение.

Словесные: беседы по теме занятия, чтение художественной литературы, подбор стихотворений по теме занятий, объяснение, обсуждение хода работы.

Практические: индивидуальная работа детей, совместная деятельность взрослого и ребенка.

Ожидаемые результаты. У детей сформировано представление о том, что оригами — это искусство складывания различных фигур из бумаги. Дети владеют различными приемами работы с бумагой; умеют соотносить показ со словесными объяснениями; умеют следовать устным инструкциям; пользоваться схемами, пооперационными карточками. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ. Родители информированы об искусстве оригами; осознают эффективность данной технологии в развитии детей; создают необходимые условие для самостоятельной деятельности ребенка, принимают участие в совместных с детьми композициях.

Планирование

Тема

Октябрь

Задачи

1.

Знакомство со свойствами бумаги

Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. Инструкции по технике безопасности.

2.

Превращение квадрата.

Закрепить основные геометрические понятия свойства, определить нахождения углов, сторон. Познакомить с основными элементами складывания в технике «оригами», складывания квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, загнуть все углы к центру.

3.

Оригами из квадрата. Базовая форма - треугольник. Мордочка лисенка.

Закрепить базовую форму – треугольник. Учить выполнять мордочки животных. Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла.
Учить обобщать анализировать. Развивать творческие способности, любознательность.

4.

Базовая форма – треугольник. Мордочка кошки.

Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла.

5.

Базовая форма – треугольник. Мордочка щенка или бычка.

Учить детей складывать квадрат по диагонали. Повышать интерес к занятиям через игру. Развивать глазомер. Укреплять мелкие мышцы рук.

6

Домик с крыльцом

Учить делать игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

7

Базовая форма -воздушный змей. Воздушный змей.

Учить делать игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

8

Ветка рябины.

Отработать складывание базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.

Тема

ноябрь

Задачи

1.

Базовая форма – книжка. Лодка.

Закреплять базовую форму – книжка.

Мотивировать деятельность детей, вызывая у них желание складывать предметы.

2.

Базовая форма – книжка. Вертушка.

Развивать умение пользоваться ножницами.

3.

Базовая форма – книжка. Лягушка на кувшинке.

Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям.

4.

Базовая форма – воздушный змей. Ветка рябины. Коллективная работа

Отработать складывание базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.


5.

Базовая форма – воздушный змей. Птица на ветке – уточка.

Закреплять базовую форму – воздушный змей.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать аккуратность, ответственность за качество выполнения работы.

6

Базовая форма – воздушный змей. Водоплавающая птица.


Активизировать словарный запас.

7

Базовая форма – воздушный змей. Гномик.

8

Письмо Картлсону

Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. Повышать интерес к занятиям через игру. Укреплять мелкие мышцы рук.

Тема

декабрь

Задачи

1.

Базовая форма – воздушный змей. Зайка.

Закреплять базовую форму – воздушный змей.

Мотивировать деятельность детей, вызывая у них желание складывать предметы.

2.

Базовая форма- воздушный змей. Снеговик

Развивать умение пользоваться ножницами.

3.

Базовая форма – треугольник. Пингвиненок.

Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям.

4.

Базовая форма – треугольник. Елочка.

Отработать складывание базовой формы «треугольник». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.


5.

Базовая форма – воздушный змей. Лиса.

Закреплять базовую форму – воздушный змей, треугольник.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать аккуратность, ответственность за качество выполнения работы.

6

Базовая форма – треугольник. Дед Мороз.


Активизировать словарный запас.

7

Базовая форма – воздушный змей. Снежинки.

8

Новогодняя елка. Открытка.

Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. Повышать интерес к занятиям через игру. Укреплять мелкие мышцы рук.

Тема

Январь

Задачи

1.

Базовая форма – треугольник. Тигр.

Закреплять базовую форму – треугольник.

Мотивировать деятельность детей, вызывая у них желание складывать предметы.

2.

Базовая форма- треугольник. Лев.

Развивать умение пользоваться ножницами.

3.

Базовая форма – треугольник. Слон..

Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям.

4.

Базовая форма – воздушный змей. Змейка.

Отработать складывание базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.


5.

Базовая форма – воздушный змей. «Жаба»

Закреплять базовую форму – воздушный змей, треугольник.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать аккуратность, ответственность за качество выполнения работы.

6

Базовая форма – треугольник.  Панда.


Активизировать словарный запас.

Тема

Февраль

Задачи

1.

Базовая форма – треугольник. Краб.

Закреплять базовую форму – треугольник.

Мотивировать деятельность детей, вызывая у них желание складывать предметы.

2.

Базовая форма- треугольник. Рыбка-клоун.

3.

Базовая форма – воздушный змей. Кит.

Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям.

4.

Базовая форма – воздушный змей. Морской конек.

Отработать складывание базовой формы «воздушный змей».


5.

. «Рыбка гармошка»

Закреплять умение складывать бумагу приемом гармошка.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать аккуратность, ответственность за качество выполнения работы.

6

Базовая форма – треугольник.  Панда.


Активизировать словарный запас.

7

«Кораблик»

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать аккуратность, ответственность за качество выполнения работы.

8

Коллективная работа «Аквариум»

Учить детей коллективно составлять композицию из  деталей,   определенной последовательности и используя аппликацию.

Тема

март

Задачи

1.

Тюльпаны для мамы.

Закреплять базовую форму – воздушный змей.

Мотивировать деятельность детей, вызывая у них желание складывать предметы.

2.

Нарциссы.

Развивать умение пользоваться ножницами.

3.

Горшок для цветов.

Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям.

4.

Колокольчики.

Отработать складывание базовой формы «треугольник». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.


5.

Синичка.

Закреплять базовую форму – воздушный змей, треугольник.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать аккуратность, ответственность за качество выполнения работы.

6

Утка.


Активизировать словарный запас.

7

Цветы (гармошка».

8

Коллективная работа «Весна пришла».

Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. Повышать интерес к занятиям через игру. Укреплять мелкие мышцы рук.

Тема

март

Задачи

1.

Кузнечик.

Закреплять базовую форму – воздушный змей.

Мотивировать деятельность детей, вызывая у них желание складывать предметы.

2.

Божья коровка.

Развивать умение пользоваться ножницами.

3.

Стрекоза.

Продолжать формировать способность следовать устным инструкциям.

4.

Улитка.

Отработать складывание базовой формы «треугольник». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.


5.

Бабочка.

Закреплять базовую форму – воздушный змей, треугольник.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать аккуратность, ответственность за качество выполнения работы.

6

Муха.


Активизировать словарный запас.

7

Гусеница.

8

Коллективная работа «насекомые на лугу».

Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. Повышать интерес к занятиям через игру. Укреплять мелкие мышцы рук.

1. Агапова, И. А. 100 лучших оригами для детей / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с. - (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб. : Химия, 1994. – 64 с.

3. Афонькин, С. Ю. Бумажный конструктор / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М. : Аким, 1997. – 64 с.

4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги / З. А. Богатеева. М. : Просвещение, 1992. – 208 с.

5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников : конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...