Проект "Робот. Путешествие в мир дикой природы"
проект по конструированию, ручному труду

Вязникова Наталья Александровна

Познавательный проект о робототехнике для детей с использованием лего-конструктора  LEGO-VEDO 2.0. с программированием

Скачать:


Предварительный просмотр:

            муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

                  «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

                             Методическая разработка                    «Путешествие в дикую природу»

(в рамках проведения олимпиады дошкольников «НТИ Кids»

на кубок Губернатора Новосибирской области)

)

https://i.pinimg.com/736x/ae/5b/af/ae5baf89971128ce4d7d9b8a94fafee8--d-design-robot-design.jpg

                                           Выполнили:

                                           Вязникова Наталья Александровна,

                                           старший воспитатель

                                           Безрядина Евгения Александровна,

                                           воспитатель старшей группы № 6

Новосибирск-2020

Актуальность.        

       Робототехника как отрасль развивается стремительно.  Требования ФГОС ДО указывают на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей. У детей старшего дошкольного возраста всегда возникает интерес к техническому творчеству, поэтому занятия с LEGO WeDо успешно проходят в дошкольных учреждениях. Благодаря   LEGO WeDо педагогу предоставляется возможность познакомить детей с техническими и конструкторскими навыками, стимулировать их интерес, на практике решать актуальные образовательные задачи и проблемы коммуникативного общения, что способствуют разностороннему развитию детей.        

       Интегрирование образовательных областей в конструировании открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников. При использовании LEGO WeDо 2.0 у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает состояние успеха. В работе с LEGO WeDo 2.0 у ребенка возникает чувство безопасности, так как это возводимый рукотворный мир под его контролем, что позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.    

     Робототехника и конструирование позволяют делать образовательный процесс более результативным.      Дети воспринимают такие занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, а далее к творческо- конструктивным идеям.   Это помогает лучшему усвоению любого программного материала.

Цель: Расширить представления детей о мире роботов. Определить значимость роботов-исследователей в жизни современного человека.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • формировать у детей дошкольного возраста первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях,  связанных с изобретением и производством технических средств;
  • приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, добывать и изучать нужную информацию, находить оптимальное решение задачи и осуществлять свой творческий замысел;
  • познакомить детей с миром роботов-исследователей как помощников человека;
  • обеспечить дальнейшее освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств;
  • стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас элементарными научными понятиями;
  • содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий).

    2.  Развивающие:

  • развивать и интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество, воображение;
  • развивать логико-математическое представление;
  • активизировать мелкую моторику пальцев рук.
  1. Воспитательные:
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре/группе.
  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам

 Вид методической разработки : творческий, практико-ориентированный, краткосрочный по времени (5 дней).

 Участники: Любознательные дети старшей группы Таршецкий Артем,  Дергунова Александра. И творческий воспитатель Безрядина Евгения Александровна.

Особенность и новизна методической разработки.

    Тематическая методическая разработка дает возможность детям самостоятельно создавать яркие "умные" игрушки, изучать базовые принципы программирования на ПК (планшете), умение работать с моторами и датчиками, что позволяет детям почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами. Отличительная особенность -обучение детей в процессе игровой практики.

Оборудование:

  • Конструктор Lego WeDo  2.0 Education - базовый набор.
  • Планшет.
  • Программное обеспечение LEGO WeDо 2.0 Education.
  • Макет дикой природы.
  • Роботы-шпионы (исследователи дикой природы).

Ожидаемые результаты:

  • У детей повысится устойчивый интерес кробототехнике.
  • Дети обладают начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знают компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
  • М\могут создать действующие/авторские модели роботов на основе LEGO We Do 2.0; демонстрировать технические возможности роботов,создавать элементарные программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и в дальнейшем самостоятельно  запускать их.
  • Повысится взаимодействие со сверстниками и взрослыми в совместном техническом творчестве; умение договариваться, учитывать интересы и чувства других.
  • Умение контролировать свои движения и управлять ими при работе с LEGO   WeDo (развитие крупной и мелкой моторики).
  • Повысится уровень речевого и интеллектуального развития.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный

       Знакомство с миром роботов началось с изучения художественной литературы, мультфильмов, рассматривания иллюстраций. Мультфильмы «Незнайка и его друзья» и «Незнайка в Солнечном городе» по произведениям детского писателя Н. Носова, рассказали нам о необыкновенных изобретателях, фантастических машинах и механизмах, придуманных и сконструированных коротышками для удобства и комфорта жизни жителей. А «Сказка про маленького робота» писателя Э. Ильина дала возможность детям «оживить», наделить робота чувствами и желаниями. 

Из стихотворения Валерия Медведева «Про мальчика Федю» дети поняли, что робот – обычная машина. Он не умеет думать. Он работает лишь по заданной человеком программе. Благодаря фантазии и уму человека роботы и появились на свет.          

  Изобретатели постоянно создают новые модели роботов, которые могут заботиться о людях, исследовать другие планеты или подражать живым существам.     Мы решили пофантазировать и придумать роботов, которые помогают человеку в исследовании дикой природы.

 Изучая лексическую тему «Дикие животные», мы решили создать свои творческие модели роботов-шпионов, которые помогают людям в исследовании мира дикой природы. Из просмотра серии мультсериала «В мире дикой природы» на youtube.com, мы узнали, что существуют не только промышленные, военные роботы, но и роботы-шпионы или исследователи. Люди разработали много роботов- помощников, которые способны облегчить работу не только домашних хозяек, но и врачей, ученых, океанологов, геологов. Из Интернета мы еще узнали, что на планете Земля есть интересные, но опасные места, где человеку может грозить опасность. И роботы- незаменимые помощники, которые исследуют поведение диких животных, полученных с помощью микроскопических камер высокого разрешения. Камера встраивалась в глаз робота и записывала реальное поведение, питание, охоту животных в дикой природе. Благодаря чему мы можем смотреть уникальные кадры и фильмы о поведении животных в естественной среде обитания, узнавать о растениях других стран, составе почвы в неизведанных местах; посмотреть подводный мир, а ученые могут делать свои открытия.

Вывод: Человек давно стремится создать разных роботов – помощников.

2. Основной этап (внедренческий)

мероприятия

ответственные

1

Игра «Мой робот» (ориентировка в пространстве)

Дети

2

Дополнительный просмотр Яндекс. Видео, канал ВВС «Роботы -исследователи дикой природы» на youtube.com,

канал ВВС.

Воспитатель совместно с детьми

3

Подбор необходимых атрибутов (фигурки зверей, растений)

Дети

4

Сборка робота-паука LEGO WeDо 2.0  Education (по схеме)

Воспитатель совместно с детьми

5

Сборка робота-шпиона по схеме

 LEGO 2.0 WeDо Education

Воспитатель совместно с детьми

6

Сборка робота-динозавра LEGO WeDо Education

Воспитатель совместно с детьми

Примечание: дети знакомы с основными правилами сборки моделей по схемам,

 занимаются роботехникой два года.

Участвовали в Первом инженерном форуме среди ДОУ Дзержинского района, май 2019г.

В марте 2019г. на УчСиб -2019 г. проводили мастер-класс.

В феврале текущего года приняли участие и получили сертификат в VII открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы (WORDSKILLS  RUSSIA) Новосибирской области в 2020 году.

7

Программирование – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практической работы

Воспитатель совместно с детьми

8

Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога

Воспитатель совместно с детьми

9

Возможность самостоятельного решения возникшей проблемы в ходе проекта.

Дети

10

Запуск роботов с помощью датчиков

Воспитатель совместно с детьми

11

Реализация игровой ситуации с использованием макета

Дети

12

Составление творческого рассказывания

Воспитатель совместно с детьми

Вывод: роботы появились не сами, их придумал человек для облегчения своего труда. Значит, человек умнее роботов, у него больше ресурсов и возможностей, ведь именно он придумал и создал роботов, в которых закладывает необходимую программу. Роботы могут выполнять разные роли как транспорт, как фотографы,  как исследователи неизвестного и т.д. Роботы-шпионы помогают человеку в освоении разных мест на земле, в дикой природе, где человеку находиться опасно или это недоступно для проникновения.

  1. Заключительный 

     Демонстрация моделей перед детьми других групп, родителям. Дети рассказывали о своей работе, как собирали роботов-исследователей. Объясняли какую работу выполняли каждый из изготовленных роботов и как это важно для человека, т.е. активно шло использование сопровождающей речи.     

         В основе-главная мотивационная составляющая - непосредственное проживание детей в процессе сборки роботов-шпионов и их обыгрывание.    Дети под руководством педагога смогли не только создавать роботов посредством  LEGO WeDо 2.0, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире.

Перспектива: В результате будут далее создаваться условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов- это всевозможное участие в районных, городских олимпиадах и конкурсах. Это закладка истока профориентационной работы, пропаганда профессий инженерно- технической направленности уже в дошкольном возрасте.

Возможности использования методической разработки «Путешествие в дикую природу».

Методическая разработка (идея) адресована педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования в рамках реализации ФГОС ДО и всем заинтересованным лицам.

Данный материал можно использовать как с одним ребенком, так и с группой детей, имеющих начальные навыки по робототехнике.

 Список источников информации:

  1. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» – СПб.: Наука,2013г.;

2. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011.

   Детская художественная литература:

  1. Бруштейн М., Сказка «Город роботов», М: изд.  «Экзамен», 2010г.;
  2. Ильин Э., «Сказка про маленького робота», изд. ЛИНКА-ПРЕСС, 2014г.;
  3. Медведев В. «Про мальчика Федю», М: изд. «Детство», 1998г.;
  4. Носов Н. «Незнайка и его друзья» и «Незнайка в Солнечном городе», М,  изд.: Эксмо, 2011 г.;  
  5. Фантастические фильмы и мультфильмы: «Братцы-роботы», «ВАЛЛ-И»;

6.Источники, взятые из Интернета: 10 самих полезных роботов

mirnt.ru/gear_electronic/10-top-robots, «В мире дикой природы» на youtube.com,

канал ВВС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикая природа Варнавинского края

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях  и помнить, что человек – часть природы....

Дикая природа. Насекомые

презентация о насекомых...

Тема:"Мир дикой природы."Конспект игрового занятия по«Игропластике».

Конспект игрового занятия с использованием комплекса игрового стретчинга....

Проект «Дикая природа России»

Проект направлен на формирование естествонаучного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. Разработанный проект  представляет  интегрированный курс по изучению жизни диких животных...

Презентация "Дикая природа Россия"

Презентация проекта. Проект  направлен на формирование естествонаучного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. Разработанный проект  представляет  интегрированный курс по из...

Разновозрастное занятие-викторина «Знатоки дикой природы».

Итоговое занятие с детьми старшей и средней групп по теме недели «Дикие животные»....

Всемирный день дикой природы. Беседа «Юные защитники природы»

3 марта мы отмечаем Всемирный день дикой природы. Этот экологический праздник учрежден, чтобы напомнить нам о многообразии и красоте природы и о необходимости защищать ее.«Береги свою планету, в...