Технологическая карта по конструированию
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ушакова Ольга Владимировна

В данной дидактическом материале содержится подробное описание занятия по конструированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения занятия по конструированию

«Уборка мусора. Мусоровоз».

для детей старшего дошкольного возраста группы №9

Автор ТК: Ушакова О. В.

Вид занятия по виду деятельности:

Изобразительная, конструирование.

По характеру изображения:

предметная

По форме образования замысла:

по представлению

Возрастная группа:

Старшая группа

Тема занятия:

Использование мотора и ременной передачи для поднятия кузова мусоровоза.

Форма организации: свободное размещение

Культурная практика: изобразительная деятельность, конструирование, робототехника.

Культурно-смысловой контекст: конструирование, программирование и испытание модели «Мусоровоз» для сюжетной игры «Вывоз мусора».

Цель: изучение возможностей программирования и ременной передачи в конструктивной деятельности.

Задачи обучающего блока:

Познавательные: формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

Речевые: развивать навыки игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Развития: действовать согласно алгоритму.

Воспитания: воспитывать бережное отношение к природе: вывоз мусора в специально отведённые для этого места, отстаивать своё мнение, воспитывать любовь к порядку, умение быть тактичным по отношению к сверстникам.

Предварительная работа:

Эстетическое наблюдение: наблюдение за машиной, которая вывозит мусор, рассматривание иллюстраций с изображениями мусоровоза.

Обогащение личного опыта детей: наблюдение за машинами, которые вывозят мусор, также другими специализированными машинами (грузоподъёмники, скорая, экскаваторы).

Восприятие произведений искусства: рассматривание игрушечных машин, иллюстраций с изображением спецтранспорта (поливальные, уборочные машины). 

Экспериментирование с материалами: рассмотреть варианты замены, соединения и добавления деталей, поэкспериментировать с размером машины из различных материалов.

Обогащение словаря: ремень, шкив, программный блок, таймер.

Материалы и инструменты: конструктор Wedo2 на каждого, большая ровная поверхность, огороженная площадка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная игра

Варианты тем занятия: «Экскаватор», «Грузоподъёмник».

Ход образовательной ситуации

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Методы и способы

1.Введение в игровую ситуацию

Педагог мотивирует детей через проблемную ситуацию «

Нам в садик пришло письмо. Пишут жители соседнего дома. В письме написано, что сломалась машина для вывоза мусора и им не на чем вывезти скопившийся мусор, давайте поможем соседям и сконструируем им машину для транспортировки мусора к месту свалки. Сможем ли мы это сделать? кто хочет мне помочь?

Решают помочь воспитателю в изготовлении машины для вывоза мусора.

Дети предлагают создать специальную программу, чтобы у машины автоматически поднимался кузов и создать таймер, который будет регулировать подъём кузова мусоровоза.

4 ребёнка соглашаются помочь.

Проблемный вопрос.

2. Актуализация знаний

Просмотр презентации «Вывоз мусора»

Дети смотрят, отвечают на вопросы:

-Куда девается мусор с мусорных контейнеров?

-Какие бывают ещё специализированные машины?

-Для каких целей используется спец транспорт?

Дети обсуждают модель машины, которую нужно сконструировать.

Активизация и расширение знаний на основе полученной информации.

3. Затруднение в ситуации

Как сделать, чтобы машина вывозила больше мусора.

Дети проводят эксперимент: делают вывозимый мусор меньше, кузов больше.

Дети предлагают изменить конструкцию лифта.

Эксперимент

Коммуникативная деятельность

Самостоятельная работа

4. Открытие нового знания

Задаёт вопросы

-что нужно учитывать для того, чтобы кузов

поднимался;

-какие бывают виды кузова.

Дети берут конструктор на каждого один.

Каждый собирает свою машину, в модели используют ременную передачу.

Презентуют свою модель, рассказывая весь процесс.

Дети изготовили машину для разгрузки мусора

Изобретение разных программ для созданной модели.

Обыгрывание.

Рассказы.

5.Включение нового знания в систему знаний

Ребята, для чего ещё нужны мотор и ременную передачу.

Где в окружающем мире вы встречали эти предметы?

Дети предлагают свои варианты идей, где люди могут использовать ременную передачу.

Дети выдвинули свои предположения об использовании ременной передачи

Беседа.

6. Осмысление (рефлексивный компонент)

Воспитатель задаёт вопросы каждому ребёнку:

Что вам понравилось?

Что было сложно?

Кто лучше справился?

Почему Артём справился быстрее?

Возникли у вас трудности при сборе модели?

Дети рассказывают друг другу о своих впечатлениях

Дети высказали своё мнение о своей деятельности.

Также дети рассказали, как они использовали своих моделей роботов в сюжетной игре.

Рассказ детей о модели робота.

Свободная деятельность детей с моделями робота.

Рассказ о созданной модели:

Наша модель называется: специальный транспорт: мусоровоз.

В нашей модели движется: опускается и поднимется кузов.

Нашу модель приводит в движение: ременная передача.

Наша модель умеет: издаёт звук при разгрузке.

Для этого мы составили специальную программу.

Такой механизм можно использовать в качестве подъёмника, например для модели лифта.

Экспертный лист оценки

-1-неподобающее использование методов и приемов

0-компонент отсутствует

1-представленно в полной мере

2-представленно в полной мере, оригинальная формулировка.

Автор ТК: Ушакова О. В.

Эксперт: Фещенко Е. А.

Критерии

Критерии оценки

Баллы

Образовательная область

Культурная практика

-соответствует перечню, представленному в примерной образовательной программе.

2

Возрастная группа

- старший дошкольный возраст (5-6)

2

Культурно-смысловой контекст

-зачем этот продукт создается детьми

2

Тема образовательной ситуации

-содержит дидактическую единицу, конечный результат (особенности).

2

Постановка задач

Субъектная формулировка пошагового достижения цели (Что сделать вместе с детьми?)

1

Обучающие задачи

Изобразительные (то, что дети научатся изображать)

2

Технические (как будут изображать, какие приемы и способы, технологии изобразительной конструктивной деятельности освоят)

2

Творческие (каким образом будут создавать уникальную работу, творчески преобразовывать ее, самостоятельно выбирая, компонуя средства выразительности, в чем предполагается самостоятельность в творчестве)

2

Развивающие задачи

Способность к обучению и деятельности (какие умение в деятельности или способности личности будут востребованы и будем их практиковать)

2

Воспитательные задачи

Формулирующие инженерные способности, ценности, отношение к процессу, результату, эстетической действительности

2

Предварительная работа

Словарная работа, новые термины и выражения

Обогащение опыта детей через рассматривания схем, моделей, технических средств, природных объектов и т. д.

Представлены дизайн решения, изображения для рассматривания.

1

Мотивационный компонент занятия

Создание проблемной ситуации

1

Представлен одним из трех видов мотивов: познавательный, общения, игровой.

2

Личное обращение к ребенку. Вопрос. Кто хочет …?

1

Актуализация знаний

Вспомнить всё, что поможет в дальнейшем решить проблему:

Рассматривание картинок, схем /демонстрация мультфильма/ дидактическая игра

2

Выявление места и причины затруднения

Что мы не знаем, что не умеем? Где могли бы узнать?

1

Открытие нового знания

Обсуждение   различных вариантов, предложенных детьми

1

Выбор оптимального варианта, который фиксируется (вербально)

1

Характер закрепляемого знания о механизмах, устройствах или программах

2

Организует усвоение детьми способа действий при решении задач с их программированием (в группах)

2

Самостоятельное выполнение детьми задания на новый способ действия

1

Самопроверка на основе сопоставления с эталоном

0

Создание для каждого ребенка ситуации успеха

2

Включение нового знания в систему знаний

Организует выявление границ новых знаний (зачем еще это надо?)

2

Дети должны предложить варианты использования этого механизма

1

Осмысление

  • Самооценка личностных достижений (процесса и результата)

1

  • Степень удовлетворенности мотива деятельности

1

Итого баллов:

41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС, конструирование с детьми 3-5 лет "Мой дом". Педагог Суржанская Нина Михайловна

Цель: создать условия для  формирования умения делать постройки из конструктораЗадачи: Организовать деятельность детей для закрепления умений строить модель дома.Организация деятельности по сенсо...

Технологическая карта по конструированию "Зонтик" (для работы с детьми 6-7 лет)

Подробная инструкция по изготовлению зонтика из бумаги. В ней описываются необходимые материалы и поэтапные действия. данную работу можно использовать с детьми 6-8 лет в НОД по конструированию или про...

Технологическая карта по конструированию "Летательные аппараты"

Техкарта по конструированию в подготовительной группе ....

Технологическая карта по конструированию "Роботы"

Техкарта по конструированию в подготовительной группе ....

Технологическая карта занятия конструирование

      Цели:формирование самостоятельности, активности мышления, развитие работоспособности, конструктивно-творческих способностей, правильных отношений в дружном коллективе;разви...

Технологические карты по конструированию в старшей группе.

Технологические карты для воспитателей старшей группы....