Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (средняя, старшая группа)

Шилова Светлана Вячеславовна

Статья раскрывает возможности использования блоков Дьенеша для развития способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shilova_s.v.docx588.13 КБ

Предварительный просмотр:

Шилова Светлана Вячеславовна, воспитатель 1 категории

ГУ РК Специализированный дом ребенка г. Сыктывкара

 Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

В нашем специализированном доме ребенка я много лет провожу занятия по развитию таких психических процессов как память, внимание, а также творческих навыков. Среди авторских технологий особо хочется выделить методику работы с набором геометрических фигур – блоками Дьенеша. Он красочный, привлекает внимание детей, легкий в использовании, доступный по цене для образовательных учреждений. Моя практика показала, что блоки реально улучшают важные психические процессы, способствуют существенному развитию детей.

В представленной статье мы познакомим педагогов с возможностями использования в своей работе блоков Дьенеша с целью развития мелкой моторики, логического мышления и формирования элементарных математических представлений дошкольников. Дадим рекомендации и конкретные упражнения, которые можно использовать при работе с детьми.

Для ребенка дошкольного возраста одна из важнейших задач – это развитие мыслительных способностей, логики [1,2]. Для этих целей в игровой форме рекомендуется использовать специальные блоки, разработанные Золтаном Дьенешем – венгерским математиком, психологом, педагогом, профессором (рис. 1). Игровая форма, как ведущая в данном детском возрасте позволяет проводить занятия в непринужденной, интересной для детей форме.

Основная идея использования данного набора (пособия), по словам самого профессора Дьенеша, - это освоения детьми математики в увлекательной, непринужденной форме. Разработанный им набор состоит из 48 объемных геометрических фигур (см. рис. 2). Они различны по толщине, цвету, размеру, форме. При это ни одна фигурка не повторяется – есть различие хотя бы по цвету [2].

Если правильно проводить занятия, то у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие. Работа рук при выполнении заданий способствует развитию мелкой моторики. Как известно с рукой связаны большие отделы мозга и за счет их стимуляции происходит развитие других способностей.

Как видно из рис. 2, блоки представляют собой эталоны геометрических фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Для детей младшего возраста блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними, ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру) для искомой фигуры. Например: «Найди жёлтую большую фигуру, красную треугольную, маленькую квадратную и т. д.». Таким образом, играя с данным набором, можно развивать следующее:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие.
  • Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём).
  • Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
  • Развивать словесно-логическое мышление.

Занятия с набором можно проводить в различной форме:

а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивая наглядность, системность, доступность. Например, на интегрированных занятиях их можно использовать в работе по конструктивной деятельности;

б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) настольно-печатных играх;

в) в сюжетно-ролевых играх.

Блоки Деньеша являются прекрасными заместителями предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а синий круг прекрасным пирожным в сюжетно-ролевой игре «День рождение». Тем самым вместе с детьми можно придумать много разных игр.

Приведем некоторые практические игры и упражнения с блоками. Мы рекомендуем проводить занятие для детей 3-7 в течение 15-20 минут. Занятие можно проводить индивидуально и группами. Оптимальное количество детей в группе 2-4 человека.

1. «Поиск одинаковых фигур». Это достаточно простой вариант игры. Ребенок по просьбе взрослого должен сгруппировать фигуры по их свойствам. Например, надо подобрать фигуры одного цвета, формы.

2. «Угости игрушку». Это вариант для сюжетно-ролевой игры. Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

3. «Дорожки». Ребёнку предлагают выложить дорожку из фигур одного цвета. Можно предложить вариант дорожки из фигур одного размера.

Еще один вариант игры «Помоги ёжику добраться до дома» (см. Приложение).

4. «Покажи». Это вариант с поиском другой фигуры. Попросите малыша показать не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

5. «Цепочка». Это задание требует от ребенка внимания и действия по образцу. Необходимо выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности, которая предлагается на карточке.

6. Игра «Что изменилось». Это упражнение хорошо развивает память. Перед детьми выкладывают 3-5 фигур (если задание сложно для ребенка, то количество фигур можно сократить).

Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.

7. Игра «Волшебный мешочек»

Развивается тактильное ощущение, образное мышление во время игры. Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры. Для упрощения задачи можно оставить немного крупных фигур.

8. Игра «Раздели фигуры»

Игра направлена на умение выделять фигуру с заданным признаком из других. В гости к детям приходят Сова и Ёжик. Сове нужно дать только круглые фигуры, а Ёжику только большие (только синие и только прямоугольные, только квадратные и только красные и т. д.).

9. Игра «Помоги Ежику собрать фигурки» 

Ребенку предлагается картинка с ежиком, на спине которого круглые фигуры разных размеров и цветов. Необходимо выбрать из набора подходящие блоки (см. рис. 3).

10. Игра «Разложи на группы»

Развиваем ассоциативное мышление. Педагог предлагает детям разделить фигуры, по определенному признаку: в одну группу синие, в другую большие, в третью треугольные и т. д.

Через систематическое проведение данных занятии в доброжелательной обстановке дети постепенно овладевают мыслительными операциями, логикой, развивают мелкую моторику, и элементарные математические представления. Такое комплексное воздействие способствует дальнейшему успешному освоению школьной программы [3].

Список использованной литературы

  1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 199 с.
  2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико –математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство -Пресс», 2021. – 128 с.
  3. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб: «Детство-Пресс», 2014. – 98 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....

Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми раннего возраста"

Родиелям детей раннего возраста предлагаются игры с использованием логических блоков Дьенеша для занятий с детьми дома, которые способствуют сенсорному развитию и познанию окружающего мира....

Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры ( круг, квадрат равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами п...

Использование логических блоков Дьенеша при работе с детьми дошкольного возраста.

В статье рассматривается содержание работы воспитателя и детей с блоками Дьенеша на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Представлены несколько игр, в которые можно играть с детьми с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре...

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста».

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста»....