КОНСУЛЬТАЦИЯ - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
консультация (младшая группа)

Мубаракшина Лиля Рафиковна

Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_v_zhurnal_doshkolnik_rf.docx52.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

  Золтан Дьенеш

      Золтан Дьенеш  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей  «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.

      Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки  и свою теорию «новой математики».

Значение «Логических блоков Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников

      Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни,  что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие  логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

1.        Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине (сенсорное развитие).

2.        Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Развивать пространственные представления. 

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость достижения цели.

5. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. 

6. Развивать речь.

  Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

Набор «Логические блоки Дьенеша»

      Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:

1.     Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

2.     Трех цветов (красные, синие, желтые)

3.     Двух разных видов размеров  (большие и маленькие, толстые и тонкие)

      В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. 

      Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

Начальная система игровых занятий

с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста.

             В игровых занятиях используются:

 1. Блоки Дьенеша только тонкие или только толстые (набор из 24 фигур).

 2. Комплект карточек с символами свойств (цвет, форма, величина).

Для  самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется,  просим ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Взрослый показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Взрослый создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).

https://static-eu.insales.ru/images/products/1/4404/218296628/logicheskie-bloki-denesha-11.jpg

  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок. 

 Игра «Бусы для мамы» Давайте выберем все круглые фигуры, соберем бусы

  •  Игра «Дорожка к саду» Давайте выберем все квадратные фигуры, построим дорожку. Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнит
  • «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета. Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом)

 http://062012.imgbb.ru/d/7/7/d7786b6f26acbee0a9d9f7156bb8a340.jpg

  • Конструирование из блоков

https://i.pinimg.com/736x/ef/42/64/ef4264a74a881dcff41c586c078e20c6--learning-activities.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. Тема:,, Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре”

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможетобъяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пус...

Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Система рабо-ты с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В.А. Сухомлинский«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»В.М.БехтеревИспользуемые технологии: инфор...

Проект в группе раннего возраста "Ковралинография в работе с детьми раннего возраста"

Метод  ковролинографии позволяет  использовать его как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах, а также при ознакомлении малышей со сказк...

Практикум на ГМО «Арт-технология «Материнский фольклор» в работе с детьми раннего возраста»

Протокол заседания городского методического объединения воспитателей ДОО...