«Бумажная фантазия – Оригами »
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Всестороннее познавательное и художественно-эстетическое развитие детей в процессе знакомство и овладения приемами складывания фигур из разных базовых форм оригами, в рамках конструирования из бумаги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmai_dopolnitelnogo_obrazovaniya_2.docx55.01 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                        города Москвы «Школа №1056»

125363, г. Москва

ул. Штурвальная, д.7, к.2

Телефон: 8-(499) 497-01-40

E-mail: 1056@edu.mos.ru

__________________________________________________________________ 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

«Бумажная фантазия – Оригами »

Срок реализации программы: октябрь - апрель учебного года

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Ступень обучения: дошкольное общее

Уровень: базовый (базовый, профильный)

Авторы : Жучкова Татьяна Владимировна

воспитатель

                                                                                   Бубырева Вера  Владимировна

                                                                                                                         воспитатель


История оригами.

Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек. Родина оригами – Япония.                          Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Первые оригами появились в синтоистских храмах. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Также один из ритуалов состоял в изготовление небольших бумажных коробочек Санбо, в которые помещали кусочки рыбы, овощей предназначающиеся в дар богам. Японцы видели мифическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.                Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора.  В период Камакура   (1185 - 1333) и Муромати (1333 - 1573) аристократия и придворные в обязательном порядке должны были владеть навыками складывания из бумаги. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, а бумажный японский журавлик стал пожеланием счастья, долголетия, своеобразным символом Страны Восходящего Солнца. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканности манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий в период Адзути – Мамояна (1573 - 1603) и Эдо (1603 - 1867)оригами из церемониального искусства стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине 19 века оригами перешло границы Японии. В начале 20 века правительство Японии стало создавать сеть детских садов по западно–европейскому образцу. В основу системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога Ф.Фребеля, создателя первых детских садов, который рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Искусство оригами пришлось здесь как нельзя кстати. Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодоря усилиями всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки. И в 1978 году Акира Йошизава – один из наиболее известных мастеров – посещает СССР и демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке. Но в Росси мощный толчок развитию оригами отечественного искусства оригами дали две общественные организации – Московский и Петербургский центры оригами, созданные в 1989 и 1991 гг. соответственно. Развитие отечественного оригами происходило быстро и буквально на глазах.Оригами  нашло применение в педагогике (складывание бумажных фигурок развивает пространственное и конструктивное мышление, способствует концентрации внимания, стимулирует и развивает память, глазомер, знакомит детей с основами математике и геометрическими понятиями – угол, стороны, квадрат, треугольник и т.д.), в промышленности, архитектуре, дизайне и даже медицине – как хорошее психотерапевтическое средство.

Виды и техники, базовые формы оригами.

Прежде чем приступить к созданию поделок, стоит ознакомиться с видами техник. Существуют следующие виды оригами из бумаги.                      Модульное оригами.

Является одним из самых популярных и трудоемких техник складывания фигур из бумаги. Его используют при создании большой, объемной фигуры, состоящей из нескольких блоков или, так называемых, модулей. На первом этапе складываются несколько составляющих из одинакового или разного размера бумаги, а втором этапе они просто вкладываются друг в друга, превращаясь в законченную композицию. Сила трения не дает всей конструкции распасться. Ярким примером модульного оригами является объемный шар, который часто используют в праздничном декоре, и наверняка знаком многим.

Простое оригами.

Виды оригами, разработанные для новичков или для людей с ограниченными физическими возможностями. Впервые был разработан английским поклонником оригами Джоном Смитом. В данной системе можно использовать только складки горой и долиной. А это, в свою очередь, означает невозможность использования большинства (но не всех) сложных приемов из классической техники. Поэтому разрабатываются новые техники, которые позволяют достигать нужных результатов без сложных манипуляций.

Складывание по развертке.

Это один из видов оригами, являющий собой чертеж с обозначением линий, на котором уже видны все сгибы будущей модели. Складывание по развертке считается более сложным, нежели стандартные виды оригами, но оно дает не только само представление о том, как сложить фигуру, но и показывает, как данная схемы была разработана. Для многих сложных изделий данный метод является единственно возможным. Развертку используют и как метод создания новых моделей  оригами.

Мокрое складывание.

Виды техник оригами не обходятся без метода, разработанного Акирой Есидзявой , предусматривающим использование смоченной с помощью воды бумаги. Мокрое складывание широко используется для создания фигурок представителей флоры и фауны. Смоченная бумага позволяет сделать линии плавными и выразительными, а также придать им некую жесткость и выразительность. Мнение, что для мокрого складывания подойдет любая бумага, ошибочно. Для данного вида оригами подходит специальная бумага, при изготовлении которой добавляется водорастворимый клей. Лист бумаги увлажняют тканью или губкой до равномерного пропитывания бумаги водой с двух сторон. Главное достичь баланса в пропитывании листа бумаги, чтобы можно было с ним работать. Иначе, слишком влажная бумага расползется. На мокром листе делается складка, которая после высыхания листа останется на бумаге.

Киригама: Это единственный вид оригами, при котором допускается использование ножниц. Его применяют для создания красивых открыток с объемными элементами.

Монегами : Вид искусства, который идеально подходит людям, которые уже не знают, куда девать свои деньги, или тем, кто, наоборот, пытается привлечь финансовый успех на свою сторону. Фигурки этого стиля выполняются из денежных купюр.

Квилинг: Подходит для создания полноценных картин. Бумагу скручивают специальным образом, чтобы получилась нужная фигура. Затем ее приклеивают к основанию. Данная техника вовсе не сложная, но достаточно трудоемкая.

Пояснительная записка.

В основе любой фигуры оригами лежит определенная заготовка – базовая форма. Каждая форма имеет свое название. Умение складывать базовые формы позволит быстрее сориентироваться в изготовлении фигурок оригами. Знание базовых форм позволит прочитать любую книгу об оригами, не смотря, на то на каком языке она написана. Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Данная программа  направлена на знакомство детей дошкольного возраста с конструированием из бумаги, т.е. Искусством Оригами. Почему именно оригами? Что оно может дать детям? Ведь существует столько захватывающих занятий, увлечений и игр для детей. Что скрыто в этом искусстве, которое равно привлекает детей разного возраста и взрослых (и даже профессоров) в нашем современным и компьютеризованным веке. Искусство оригами – интригующая загадка, она манит каждого ребенка и взрослого невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и самолетик, шапка и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы детей подниматься  вверх по Лестнице Знаний и Творчества и делать этот подъем захватывающе интересным, а значит успешным. В наше время, когда дети не проявляют интерес к изучению разных наук (начиная с детского сада и заканчивая школой). Взрослые пытаются найти интересные способы обучения детей. Оригами дают этот интерес, как в познавательной области развития ребенка, так и в других областях развития. Оригами знакомит детей с конструированием, математикой (ориентировка в пространстве, на листе бумаги, различение геометрических фигур и т.д.), историей оригами через складывания забавных фигур из бумаги. А также способствует развитию мелкой моторики рук (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления и речи. Очень важно в наше время развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность у детей дошкольного возраста. Интересно, ярко и познавательно в этом поможет обычная бумага или Искусство Оригами (складывание из бумаги или конструирование из бумаги). Оригами – это творчество, которое дарит интерес, вдохновение для получения новых знаний, впечатлений. Оригами нашло применение и в педагогике (складывание бумажных фигурок развивает пространственное и конструктивное мышление, способствует концентрации внимания, стимулирует и развивает память, воображение, глазомер, знакомит детей с основами математике и геометрии и геометрическими понятиями – угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д., а также развивает художественно-эстетические способности). Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек. Это не просто умение складывать интересные фигурки из листа бумаги, это целое искусство. Родина оригами – Япония.

Программа построена – от простого к сложному. Знакомство детей с историей Искусства Оригами, ознакомление с видами и техниками, базовыми формами оригами. Рассказать детям о том, как выбрать бумагу для оригами. Ведущая идея программы – побуждать детей получать знания в разных сферах нашей многогранной жизни, расширять их кругозор. Вдохновение, интерес, положительные эмоции, что помогает нам взрослым заинтересовать детей познавать и получать новые знания и умения, а, следовательно, новый навык, который всегда пригодится в жизни. Вдохновение, интерес возникает при общении с природой, музыкой, сказками, и главное – в творчестве. Творчество – это та самая игра, которая сумела выжить во взрослом человеке. Оригами – это творчество, которое дарит интерес, вдохновение для получения новых знаний и умений.

Цель программы

• Всестороннее познавательное и художественно-эстетическое развитие детей в процессе знакомство и овладения приемами складывания фигур из разных базовых форм оригами, в рамках конструирования из бумаги. • Познакомить с основным приемом складывания базовой формы треугольник;

• Учить читать технологическую карту;

• Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

• Учить читать схемы;

• Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

• Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус воспитанников.

• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

Задачи программы:

Обучающие:

• Знакомство детей с историей Искусства Оригами.

• Знакомство с видами, техниками, базовыми формами, терминами и условными знаками оригами.

• Как выбрать бумагу для оригами и обучение различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умение следовать устным инструкциям и читать схемы по созданию фигурок оригами.

• Знакомить детей с основами математике и геометрии, с геометрическими понятиями – угол, сторона, квадрат, треугольник, внутренняя и внешняя сторона, вершина и т.д.

• Обогащение словаря детей специальными терминами.

• Создание композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

• Развивать восприятие, логическое и пространственное воображение, память, внимание, глазомер, мышление и речь.

• Развивать мелкую моторику рук (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильную чувствительность. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным и правильным движениям пальцев рук.

• Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами.

• Формировать культуру работы и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материалы в работе, содержать в порядке рабочие место.

Принципы, лежащие в основе программы:

• Доступности - простота, соответствие возрастным и индивидуальным

особенностям;

• Наглядности - иллюстративность, наличие дидактических материалов;

“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии,

какого - нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются

ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• Демократичности и гуманизма - взаимодействие педагога и ученика

В социуме, реализация собственных творческих потребностей;

• Научности - обоснованность, наличие методологической базы и

теоретической основы;

• От простого к сложному - научившись элементарным навыкам работы,

ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.

Тематика занятий строится с учетом интересов детй, возможности их

самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы

учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень

самостоятельности, умение работать в коллективе.                                                                 В процессе работы  по данной программе, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное  и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия, беседы, игры,

конкурсы, и другие. Методы, в основе которых лежит способ организации

занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.),

- наглядный  (показ мультимедийных материалов,  иллюстраций,

наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.),

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и

др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно – иллюстративный -  дети воспринимают и усваивают

готовую информацию;

- репродуктивный  - воспитанники воспроизводят полученные знания, и

освоенные способы деятельности;

- частично - поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский  - самостоятельные творческие работы.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

- фронтальный  - одновременная работа со всеми учащимися

Индивидуально – фронтальный - чередование индивидуальных и

фронтальных форм работы:

- групповой - организация работы в группах,

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение

проблем.

Направления работы:

Изготовление работ с использованием техники оригами.

Конструирование.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Для успешного освоения

программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять

не более 10 человек.

 В результате обучения дети  ожидаемые  результаты:

Дети должны узнать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

• Приемы складывания модулей;

• Правила техники безопасности;

Дети должны  получить умение:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

• Собирать игрушки – оригами.

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок.

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

В личностной сфере у детей будут сформированы:

• положительное отношение к учению;

• желание приобретать новые знания;

• способность оценивать свои действия;

В познавательной дети сфере научатся:

• соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

• соблюдать правила организации рабочего места.

• соблюдать правила бережного использования бумаги.

• эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

• анализировать информацию, полученную из разных источников.

• научатся различным приемам работы с бумагой.

• будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

• научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В регулятивной сфере дети научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• работать по плану;

• адекватно оценивать свои достижения.

В коммуникативной сфере дети научатся:

• вести диалог с воспитателем и одноклассниками;

• задавать вопросы;

• слушать и отвечать на вопросы других;

• высказывать свою точку зрения;

• работать в парах и рабочих группах, научатся различным приемам работы с бумагой;

• будут знать основные геометрические понятия и базовые элементы оригами;

• научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; 

Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет.

Срок реализации программы:

1 год обучения

Тема

Дата

1

Вводное занятие. История оригами.

Октябрь

2

Вводное занятие. Знакомство с видами, техниками, базовыми формами оригами. Инструктаж по технике безопасности.

Октябрь

3

Вводное занятие. Знакомство с терминами и условными знаками в оригами.

Октябрь

4.

Разметки листа бумаги, складывания базового формы треугольник.

Октябрь

5.

Изготовление фигурки «Елочка»

Октябрь

6.

Изготовление фигурки «Гриб»

Октябрь

7.

Изготовление фигурки «Бабочка»

Октябрь

8.

Изготовление фигурки «Рыбка»

Октябрь

9.

Изготовление фигурки «Лягушка»

Ноябрь

10.

Изготовление фигурки «Акула»

Ноябрь

11.

Изготовление фигурки «Самолет»

Ноябрь

12.

Изготовление фигурки «Щенок»

Ноябрь

13

Изготовление фигурки «Зайчик»

Ноябрь

14

Изготовление фигурки «Кораблик»

Ноябрь

15

Изготовление фигурки «Стаканчик»

Ноябрь

16

Изготовление фигурки «Тюльпан»

Ноябрь

17

Изготовление фигурки «Тюльпан» (продолжение)

Декабрь

18

Изготовление фигурки «Кошка»

Декабрь

19

Изготовление фигурки  «Кошка» (продолжение)

Декабрь

20

Изготовление фигурки «Собачка»

Декабрь

21

Изготовление фигурки  «Собачка» (продолжение)

Декабрь

22

Изготовление фигурок  для новогодней гирлянды  «Елочка и снеговик»

Декабрь

23

Изготовление фигурок  для новогодней гирлянды  «Елочка и снеговик»

Декабрь

24

Изготовление фигурок  для новогодней гирлянды  «Елочка и снеговик»

Декабрь

25

Изготовление фигурки «Лиса»

Январь

26

Изготовление фигурки «Лиса» (продолжение)

Январь

27

Изготовление фигурки «Медведь»

Январь

28

Изготовление фигурки «Медведь» (продолжение)

Январь

29

Изготовление фигурки «Заяц - хвастун»

Февраль

30

Изготовление фигурки «Заяц - хвастун» (продолжение)

Февраль

31

Изготовление фигурки «Кот»

Февраль

32

Изготовление фигурки «Кот» (продолжение)

Февраль

33

Изготовление фигурки «Пес»

Февраль

34

Изготовление фигурки «Пес» (продолжение)

Февраль

35

Изготовление фигурки «Совок»

Март

36

Изготовление фигурки «Колпак для петрушки»

Март

37

Изготовление фигурки «Лягушонок»

Март

38

Изготовление фигурки «Синица»

Март

39

Разметки листа бумаги, складывания базового формы воздушный змей.

Март

40

Изготовление фигурки «Кролик»

Март

41

Изготовление фигурки «Курочка»

Март

42

Изготовление фигурки «Птица»

Март

43

Изготовление фигурки «Сова»

Апрель

44

Изготовление фигурки «Кролик»

Апрель

45

Изготовление фигурки «Дерево»

Апрель

46

Изготовление фигурки «Елка»

Апрель

47

Изготовление фигурки «Утка»

Апрель

48

Изготовление фигурки «Гном»

Апрель

49

Изготовление фигурки «Звезда»

Апрель

50

Выставка работ

Апрель

Формы подведения итогов:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ воспитанников в детском саду.

Список литературы:

  1. Афонькина Е.Ю., Афонькин. С.Ю. «Все об оригами» - справочники - СПБ: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина Е.Ю., Афонькин. С.Ю. «Игрушки из бумаги» - СПБ: Литера, 1997.
  3. Афонькина Е.Ю., Афонькин. С.Ю. «Цветущий сад оригами» - СПБ: 1995.
  4. Дегтева В.Н. «Оригами для детей», методическое пособие  – М., Мозаика-Синтез, 2012.
  5. Коратаеев И.А «Оригами для малышей», АО «Учеб.лит.» - М., Просвещение,1996.
  6. Куцакова Л. «Оригами» - изд.Владос, 1994.
  7. Соколова С. «Школа оригами: аппликации и мозаика», - М., Изд. Эскомо; СПб.: Валери СПД, 2006.
  8. Соколова С.В. «Игрушки и забавы. Оригами»  - книга для родителей - СПБ: Нева, 2007.
  9. Сержантова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», 3-е изд. – М., Айрис-пресс,2008, «365 моделей оригами» - М., Рольф, Айрис-пресс, 1999.
  10.  Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка» - Ярославль, ООО Академия развития, 1996.
  11.  Чудаков Н.В. «Я познаю мир: Детская энциклопедия», изд., АСТ 1999.
  12.  «Энциклопедия для детей», том 7, часть 1, изд. «Аванта», М., 1997.

Список литературы для педагога

1.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.

2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.

3.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.

4.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб,  1995

5.Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.

6.Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.

7.Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007

8.Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007

9.Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб:

Литература для учащихся:

1.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005

2.Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.

3.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, 1995.

4.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, 1995 г.

Паспорт Программы

1

2

3 Примечание

Содержательная направленность программы

Конструирование

Робототехника

Программирование

Модульная программа

Конструирование

ОРИГАМИ

Название программы

«Робототехника для малышей»

«Конструируем вместе»

«Программирование для старших дошкольников»

«Страна ОРИГАМИ»

«Страна «LEGO»»

Бумажная фантазия

 -Оригами

Направленность

техническая

художественная

естественнонаучная

физкультурно-спортивная

туристско-краеведческая

социально-педагогическая

художественная

Возраст обучающихся

3-5

3-7

5-7

3-12

5-12

3-5

Срок реализации (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения)

12 ч.

16 ч.

24 ч.

36 ч.

1 год

2 года

3 года

4 года

5 и более лет

1 год

Актуальность

В основе любой фигуры оригами лежит определенная заготовка – базовая форма. Каждая форма имеет свое название. Умение складывать базовые формы позволит быстрее сориентироваться в изготовлении фигурок оригами. Знание базовых форм позволит прочитать любую книгу об оригами, не смотря, на то на каком языке она написана. Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Данная программа  направлена на знакомство детей дошкольного возраста с конструированием из бумаги, т.е.

Цель

«Формирование основ инженерно-конструкторской мысли детей дошкольного возраста».

«Развитие творческих способностей через конструирование»

Развитие интеллектуальных способностей через программирование»

«Развитие творческих способностей через конструирование»

Задачи

Обучающие:

  • познакомить с конструкторами; со схемами и инструкциями, правилами работы с ними;
  • закреплять знания детей об окружающем мире;
  • формировать навыки работы с различными деталями конструктора;
  • формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом;
  • совершенствовать практические умения и навыки детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием;
  • формировать необходимые навыки работы с конструктором;
  • обеспечить усвоение …
  • систематизировать знания …
  • обобщить опыт …
  • обучить основным приемам…

Воспитательные:

  • формировать умение самостоятельно изготовить модель от начала до конца;
  • воспитывать интерес к творческой деятельности;
  • формировать желание и умение трудится;
  • формировать культуру труда;
  • воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели;
  • воспитывать аккуратность в работе;
  • способствование организации досуга детей;
  • -воспитывать ценностное отношение …

Развивающие:

  • развить воображения, память, мышление, моторику рук;
  • развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;
  • развивать мыслительную деятельность, конструкторскую смекалку, сообразительность;
  • развивать …
  • совершенствовать …

-        формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом;

-        познакомить с оригами; со схемами и инструкциями, правилами работы с ними;

-        совершенствовать практические умения и навыки детей в работе с материалами ;

Воспитательные

 -формировать умение самостоятельно изготовить модель от начала до конца;

-воспитывать интерес к творческой деятельности;

-формировать желание и умение трудится;

-воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели;

-воспитывать аккуратность в работе;

Развивающие:

-развить воображения, память, мышление, моторику рук;

-развивать мыслительную деятельность, конструкторскую смекалку, сообразительность;

Группа/категория обучающихся

дети дошкольного возраста

дети дошкольного и младшего школьного возраста

дети младшего школьного возраста

 дети дошкольного возраста

Формы занятий

индивидуальные

подгрупповые

групповые

подгрупповые

Организационные формы

  • Уровень дошкольного образования:
  • занятие,
  • комплексное занятие,
  • занятие - «открытие» (усвоение детьми новых знаний через организацию их самостоятельной познавательно-поисковой деятельности, приобретение опыта наблюдений, экспериментирования и рассуждений),
  • занятие - «загадка» (создание проблемных ситуаций),
  • занятие - «диалог»,
  • сюжетное занятие,
  • сюжетно-игровое занятие,
  • занятие-конкурс,
  • занятие-игра,
  • занятие-путешествие,
  • занятие-соревнование,
  • развивающее занятие,
  • игровые обучающие ситуации,
  • свободная игра,
  • тематическая экскурсия,
  • ситуативная беседа,
  • проект,
  • контрольно-проверочное занятие,
  • выставка работ.

  • Уровень начального общего образования:
  • урок,
  • экскурсия,
  • семинар,
  • консультация
  • домашняя самостоятельная работа,
  • практическое занятие в классе и мастерской,
  • практикум,
  • экзамен,
  • зачет.

Уровень дошкольного образования:

 занятие-игра,

 занятие-путешествие,

 занятие -«диалог»,

 сюжетное занятие,

Методические приемы

  • «Сюрпризный момент»
  • Рассматривание
  • Указания
  • Показ образца
  • Показ способов действий
  • Просмотр работ
  • Просмотр видеоматериалов
  • Видеопоказ
  • Демонстрация
  • Объяснение
  • Пояснение
  • Анализ
  • Сравнивание
  • Рассказ
  • Рассказ детьми …
  • Чтение стихотворения  и т.п.
  • Прослушивание аудиоматериалов
  • Запоминание
  • Проговаривание
  • Вопросы-ответы
  • Создание игровой ситуации
  • Загадывание и отгадывание загадок
  • Введение элементов соревнований
  • Индивидуальная работа
  • Поощрение

 «Сюрпризный момент»

 Рассматривание

 Показ образца

 Показ действий

 Просмотр работ

 Объяснение

 Пояснение

 Анализ

 Сравнивание

 Рассказ

  Вопросы-ответы

Виды детской деятельности

  • игровая,
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • конструирование,
  • изобразительная,
  • музыкальная,
  • двигательная

познавательно-исследовательская,

 конструирование,

Режим занятий

1 занятие в неделю

  1. занятия в неделю

-    для детей от 2 до 3 лет - не более 10 минут

  • для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут
  • для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут
  • для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут
  • для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут
  • для детей от 7 до 12 лет - не более 40 минут

2 занятия в неделю

- для детей от 3до 5 лет - не более 20 минут

Планируемые результаты

совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые обучающийся сможет демонстрировать по завершении Программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Бумажная фантазия» (оригами)

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем ...

«Бумажная фантазия – Оригами »

Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.Родина оригами – Япония.Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего С...

План деятельности дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) на 2021-2022 учебный год. (2 год обучения)

План деятельности дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) на 2021-202...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) 2 год обучения

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)...

Отчёт о работе кружка «Бумажная фантазия» (оригами) в подготовительной группе.

Отчёт о работе кружка «Бумажная фантазия» (оригами)...

Рецензия на методическую разработку «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)»

Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного т...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)

      Данная  программа дополнительного образования  имеет художественно-эстетическую направленность....